Особенности речевого развития детей 6-7 лет
консультация (подготовительная группа)

Елена Михайловна Фролова

Особенности речевого развития шестилетних детей, рекомендации по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_rechevogo_razvitiya_detey_6-7_let.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

В шесть лет дети свободно общаются со сверстниками и взрослыми людьми. Хорошо развитая речь к семи годам поможет будущему первокласснику успешно овладеть школьной программой.

В этом возрасте происходит интенсивное развитие мышления, что самым тесным образом связано со становлением речи. Ребёнку 6 лет жизненно необходимо общение со взрослым, когда с ним можно обсудить всё, что происходит вокруг: предметы, явления и взаимоотношения с людьми.

Особенности речи шестилетних детей

В этом возрасте уровень детской речи находится в прямой зависимости от речевой культуры взрослых, которые окружают дошкольника. Если речь близких людей грамматически правильна, в ней часто встречаются яркие эпитеты, она богата по своему содержанию, если взрослые своевременно исправляют ошибки ребёнка, можно с полной уверенностью сказать, что и детская речь будет обладать подобными качествами.

Словарный запас

Дети в этот период имеют в активном словаре от трёх до пяти тысяч слов. Не стоит считать, что весь этот лексикон старшие дошкольники употребляют в повседневной речи, чаще всего их обыденный словарь несколько скромнее. Не во все слова дети вкладывают правильный смысл, встречаются и ошибочные толкования значений. Иногда их речь бывает засорена просторечными или жаргонными выражениями и оборотами.

Нужно стремиться, чтобы шестилетние дети употребляли слова со смыслом, использовали яркие выражения, например, «на скорую руку», «ни свет, ни заря», знали, что некоторые слова имеют образные значения, например, «солнце село», «бегут минутки». Русский язык, несмотря на то что он считается одним из самых трудных из-за множества правил и исключений из них, чрезвычайно богат и красив. Помочь ребёнку овладеть этим богатством –  важная задача родителей и педагогов.

Грамматический строй

Хотя речь шестилетнего ребёнка становится все совершеннее, в ней по-прежнему встречаются ошибки. Дети не всегда могут правильно склонять слова по падежам и числам: «нет подругов», «много перчатков», «около домах». Если слово несклоняемое, с ним тоже могут возникнуть трудности, например, «нет пальта», «в кине видели». Детские высказывания, состоящие из простых предложений, сменяются сложными предложениями. Например, «Мы вчера ходили на прогулку и увидели на озере красивые кувшинки» или «Дай мне машинку, но только не синюю, а красную, потому что она быстрее едет».

Родители уже могут сказать, у какого ребёнка есть ценнейшее качество – «чутье родного языка», когда дети могут спонтанно употреблять новые слова, изменять их в соответствии с уже усвоенными нормами и правилами, подсознательно ориентируясь на звучание и форму слова.

Связная речь

Эта область детской речи в конце дошкольного детства расцветает буйным цветом. Для ребят не составляет труда самостоятельно пересказать художественное произведение, содержание фильма, описать предмет, игрушку, придумать сказку, описать то, что он чувствует в разных ситуациях. Очень полезное качество, появляющееся в этом возрасте – чувство предвидения, когда дети могут рассказать о том, что вот-вот произойдёт или могло бы произойти, но ещё не случилось, или придумать продолжение начатой взрослыми истории.

Ещё одно достижение – объяснительная речь, когда требуется, например, объяснить сверстникам правила подвижной игры, договориться о ролях в сюжетной игре или в представлении настольного театра. Здесь требуется особая точность высказываний, логичное определение последовательности действий. Например, объясняя правила игры «Третий лишний», нужно держать в уме порядок расстановки игроков, то, как и при каких условиях они меняются, кто считается победителем, кто выбывает из игры.

Фонетика детской речи

Звуки родного языка на этом возрастном этапе практически полностью произносятся без ошибок. Дети освоили и чётко произносят все слова, в большинстве случаев в соответствии с нормами литературного произношения. Они могут говорить медленно и быстро (скороговорки), громко и тихо, освоили шёпотную речь, широко используют интонацию.

На этапе от 6 до 7 лет нужно уделить особое внимание формированию фонематического слуха, умения делать звуковой анализ: выделять из слов отдельные звуки, а из предложений — слова; последовательно называть звуки в словах; определять место звука в слове, делить слова на слоги. Эти навыки – основа для обучения грамоте, они нужнее для ребёнка, чем знание букв. Без этих умений ребёнок не читает, а механически заучивает слоги и слова.

Норма развития речи в период от 6 до 7 лет

Дети седьмого года жизни могут без труда подобрать слова, близкие по смыслу и противоположные по значению. Они отлично пользуются возможностями голоса, могут придавать своим высказываниям различные оттенки интонации, говорить шёпотом, громче и тише, быстрее и медленнее. Они легко описывают предметы, явления и особенности своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

В этом возрасте они могут полным и развёрнутым ответом ответить на вопросы взрослых, облекая свои мысли в чёткую и ясную форму. Они не только легко пересказывают литературные произведения, но и сами могут сочинить сказку и рассказ, придумать для них начало и конец. При пересказе эти дети последовательны и логичны, не отклоняются от основной сюжетной линии.

В речи ребёнка 6–7 лет почти не встречается грамматических ошибок, правильно произносятся все звуки, речь чёткая, в словах правильно расставлено ударение. Словарный запас позволяет создавать образные и яркие высказывания, пользуясь междометиями и устойчивыми выражениями.

Если родителям хочется, чтобы у их малыша была содержательная речь, нужно как можно больше читать ему, подбирая для этого лучшие произведения детской литературы. Ни одно прочитанное произведение не должно пройти незамеченным, надо побеседовать по его содержанию, обратить внимание на яркие эпитеты, сравнения, метафоры, объяснить значение непонятных слов. Ребёнку загадывают загадки, просят составить рассказ по картинкам, самостоятельно составить предложение. При этом родители внимательно следят за речью детей, не оставляя без внимания любые ошибки.

Развитие речи 6–7 лет – яркое свидетельство вложенных в развитие ребёнка сил родителей и педагогов. Овладение речью поможет будущему первокласснику успешно овладеть школьной программой. Совершенствование речевых умений в этом возрасте не заканчивается, оно будет продолжаться на протяжении всей жизни человека. Богатый словарь, правильная речь, умение интересно высказываться и передавать свои мысли другим – достойный итог речевого развития дошкольника и прочный фундамент для успешного начала школьной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...