Музыкально -дидактические игры
учебно-методический материал (средняя группа)

Музыкально - дидактические игры рекомедованы для средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bekker_muz_igry_.docx22.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально - дидактические игры (средняя группа)

«Солнышко и ручеек»

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: развивать у детей ладовое чувство, звуковысотный, динамический, тембровый слух и чувство ритма. 

- Материал: карточка-модель музыкальной интонации, цветные фигуры, эмоциональная открытка, блок ритмоинтонаций, отражающие эмоции грусти и нежности; музыкальные игрушки-инструменты. 

Образы: ласковое солнышко и игривый ручеек.

Игровое задание:

а) послушать стихотворение;

б) послушать звукоподражания образам ласкового солнышка и игривого ручейка на слоги ха-ха-ха, буль-буль-буль и выявить сенсорные особенности звучания: тихо, медленно, высоко, нежно, ласково – эмоция нежности; быстро, высоко, громко, шутливо – эмоции игривости.

в) рассмотреть блоки ритмоинтонаций, карточки-модули, цветные фигуры, соответствующие эмоциям игривости и нежности;

г) воспроизвести звукоподражания образам ласкового солнышка и игривого ручейка с интонациями нежности и игривости первоначально в речи, затем на детских музыкальных инструментах, далее в пении.

д) послушать музыкальные фрагменты и рассмотреть эмоциональные открытки, отражающие эмоции игривости и нежности.

Сюжетная игровая ситуация:

 Солнце ласково смеется,

 Светит ярче, горячей.

  И с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

Ритмическое эхо»

Сюжетная музыкальная игра

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: развитие чувства ритма.

Ход игры: педагог предлагает превратиться в эхо, только в эхо не обычное, а ритмическое, и оговаривает с ними правила игры, которые заключаются в том, что эхо абсолютно точно повторяет пример предложенный педагогом, а именно:

- точное воспроизведение ритмического рисунка, темпа, способа выражения (хлопки, шлепки, притопы);

- эхо окрашено тихой динамикой.

Педагог воспроизводит ритмический рисунок, а дети его повторяют, выполняя правила игры.

« Кто как идет?»

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель:Упражнять детей в восприятии и различении акцента в трёх ритмических рисунках.

Описание: Три карточки с контурными изображениями зверей, идущих с палочками: на одной — медведь; на другой — лиса; на третьей — волк. Такие же по размеру карточки, но с цветным изображением, разрезаны на четыре части. Металлофон, ширма.

Требуется знание песни «Кто как идет?» Г. Левкодимова.

Ход игры: Играют четверо детей, один из них ведущий, Он раздает трём играющим по одной не цветной карте. Сначала дети поют песню, прохлопывают ритмические рисунки мелодий, условно напоминающих медленную поступь медведя, порывистые движения волка, вкрадчивые действия лисы. Далее игра проводится так же, как и предыдущая. Игра заканчивается, когда все участники сложат свои цветные карты.

«Музыкальные прятки»

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: обучать воспитанников слушать и слышать музыку, определять ее интонацию и в зависимости от этого выполнять необходимые движения, прививать интерес к музыкальным играм.

Оборудование: небольшая детская игрушка (медвежонок), музыкальное сопровождение.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребятам поиграть всем вместе в очень интересную игру и начинает объяснять правила, которые заключаются в том, что необходимо найти любимого медвежонка.

Ребята становятся в ряд, поворачиваются к стене и закрывают глаза, а руководитель в это время прячет медвежонка в укромное место. Когда дети поворачиваются, то им довольно сложно сразу определить, с какой стороны нужно начинать поиск. Тут им на помощь приходит музыка, которая подсказывает, куда нужно идти, а куда – нет. Происходит это следующим образом: ребята начинают ходить по комнате. Если они идут в нужную сторону, то музыкальный руководитель играет плавную и мелодичную музыку. Но если они ищут не в том месте, то мелодия сменяется более грубой или грустной. Если дети уже близки к отгадке, то руководитель может сыграть веселый марш или другую подобную мелодию. Так дети учатся прислушиваться, отличать минорную и мажорную музыку и начинают выполнять определенные действия в зависимости от того, какая мелодия в данный момент.

«Руки рисуют музыку»

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: развивать у воспитанников пластическую выразительность движений, динамический слух, интонационную выразительность голоса в процессе музыкально – речевой деятельности.

Материал: фрагменты музыкальных произведений, эмоциональные открытки, отражающие разнообразные эмоции (грусть, радость, нежность, важность и т. д.)

Игровое задание. Предлагаем:

а) послушать рассказ;

б) послушать музыку;

в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки;

г) выявить сенсорные особенности её звучания;

д) объяснить воспитанникам содержание блоков ритмоинтонаций;

е) рассмотреть и подобрать движения, необходимые для создания пластического образа;

ж) создать пластический образ, соответствующий характеру музыки.

Сюжетная игровая ситуация:

«Сегодня мы с вами будем дирижёрами. Но сначала давайте выясним, какую музыку мы хотим послушать. Посмотрите, сколько у нас цветков. Они и расскажут нам о музыке. Выбирайте цветок». Дети рассматривают эмоциональные открытки и выбирают для всех одну.

«Как вы думаете, какая будет звучать музыка?» Дети рассказывают о музыке исходя из содержания эмоциональной открытки. Далее предлагаем детям послушать музыку, проанализировать её характер, выбрать нужные движения из предложенных.

При проведении данной игры для слушания детям можно предложить музыку разного характера: радостного, торжественного, важного, задорного, шутливого и т. д.

Характерные особенности движений: нежные, плавные, мягкие, гибкие взмахи руками отражают эмоцию нежности; зигзагообразные, ломаные, резкие – эмоцию сердитости; волнообразные, суетящиеся, беспокойные – эмоцию взволнованности и т. д.  Дети «дирижируют» попеременно то одной, то другой рукой, а затем двумя руками вместе.

«Сердитый волк»

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: развивать пластические действия (жестов, походок, поз, ритмических и танцевальных элементов), способствующих созданию музыкального образа.

Материал: музыкальный фрагмент, эмоциональная открытка, блок ритмоинтонаций, отражающие эмоцию сердитости.

Образы: сердитый волк.

Игровое задание:

а) послушать стихотворение;

б) выявить сенсорные особенности музыки;

в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки;

г) объяснить детям содержание блока ритмоинтонаций для образа сердитого волка;

д) воспроизвести ритмоинтонации с помощью хлопков, шлепков и т.д. без музыкального сопровождения, а затем под музыку;

е) подобрать движения, необходимые для создания пластического образа сердитого волка;

ж) создать пластический образ, соответствующий характеру музыки.

Сюжетная игровая ситуация:  

Рыщет волк в густом лесу,

  Ищет кумушку лису.

С.Маршак

Характерные особенности движений:

сердитость – неуклюжая походка, шаг всей ступней с остановками, резкие взмахи руками со сжатыми кулаками или растопыренными пальцами, повороты головой то влево, то вправо, нахмуренные брови, сморщенный лоб.

 «Кто в домике живет?»

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: упражнять в восприятии и различении звуков по высоте.

Игровой материал: на карточке нарисован красочный терем в два этажа: нижние окна большие, верхние — поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки, куда вставляются картинки перечисленных животных, а также картинки с изображением детёнышей этих животных.

Ход игры: Музыкальный руководитель рассаживает детей полукругом и показывает дом-теремок, в котором живут кошка с котёнком, птица с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже,— живут мамы, на втором (с маленькими окошками) — их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали, кто - где живёт. Поможем им найти свои комнаты». Раздаёт каждому по одной карточке. Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например, звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В. Витлина. Ребёнок, у которого соответствующая карточка, вставляет её в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображённого на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встаёт ребенок с карточкой котёнка и помещает её в окошечке на втором этаже.

Так же проводится игра с музыкой про птичку и медведя («Птичка» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова). Она продолжается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кармашки.

В конце игры воспитатель поощряет правильные ответы. Если кто-то из детей ошибся, объясняет, что медведь не поместится в кроватку кошечки и не сможет сесть за её стол, когда вдруг попадёт не в свою комнату, и т. д.

«Назови инструмент»

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: развитие тембрового слуха.

Оборудование: металлофон, треугольник, бубен, ложки, барабан, музыкальный молоточек.

Ход игры. Дети определяют знакомые инструменты на слух, закрепляют навыки игры, исполняют попевки, песенки.

 «Тише, громче в бубен бей»

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: развивать умение различать динамические оттенки в музыке (громко-тихо).

Игровой материал: бубен.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель ходит с бубном в центре круга и поет. В указанных тактах она то громко стучит в бубен, то тихо им звенит.

Может бубен загреметь будто гром,

Может бубен зазвенеть ручейком.

Припев:                   

  Оля, в бубен бей сильней, Бом-бом-бом!

Это, ясно, не ручей – это гром!

Может бубен загреметь будто гром,

Может бубен зазвенеть ручейком.

Припев:                    

 Тише, тише в бубен бей, Бам-бам-бам!

  Это, прыгает ручей – по камням!

Воспитатель исполняет то первый, то второй припев (произвольно выбирая их) и подходит к какому-нибудь мальчику или девочке, протягивая ему (ей) бубен. Ребёнок должен стучать громко или тихо, в зависимости от того, какой припев спел воспитатель.

 «Снеговики»

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: формировать представления о ладовой окраске музыкальной фразы.

Игровые материалы и оборудование: декорация «Зимние забавы» графическая основа – прорези на декорации , динамическая модель «Снеговики» , звуковы-сотные музыкальные инструменты.

Игровые действия: определение ладовой окраски музыкальной фразы, исполненной на музыкальном инструменте, соотнесение прозвучавшего отрывка с динамической моделью.

Ход выполнения игрового задания:

Взрослый знакомит детей с двумя снеговиками – веселым (с красными элементами одежды) и грустным (с синими элементами одежды), демонстрируя динамическую модель, в которой снеговики сменяют друг друга. Далее взрослый предлагает определить, какой из снеговиков появится «во дворе», при этом исполняет на инструменте короткую музыкальную фразу в мажоре либо миноре. Ребенок, первым определивший лад, получает возможность «поставить снеговика во дворе», используя динамическую модель. Игровое задание выполняется до тех пор, пока ребенок не выполнит все игровые действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности дошкольников.

Роекомендации  для воспитателей, по использованию в развивающей деятельности детей  дошкольников игрового матерьяла по музыкальной  -дидактике.Игры на развитие ритма, памяти,слуха ....

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»...

Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной детской деятельности.

Музыкально-дидактические игры организуются и во время занятий, и в свободное от занятий время с учётом индивидуальных особенностей детей под руководством воспитателя. Результативность обучения в музык...

Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной детской деятельности.

Музыкально-дидактические игры и пособия ускоряют музыкально- сенсорное развитие ребёнка.  Между ними много общего. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический...

Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной детской деятельности.

Музыкально-дидактические игры и пособия ускоряют музыкально- сенсорное развитие ребёнка.  Между ними много общего. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмич...

Музыкально-дидактические игры для детей старшего возраста. Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми подготовительной группы на занятиях в течение учебного года (с сентября по май)

Перечень музыкально-дидактических игр для детей старшего возраста (подготовительной группы).ФПАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ   1. Узнай песню по двум звукам 2.Бубенчики 3.Музы...

Музыкально-дидактические игры для детей среднего возраста. Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми средней группы на занятиях в течение учебного года (с сентября по май)

Перечень музыкально-дидактических игр для детей среднего возраста (средней группы). Фрагменты занятий   1. Птица и птенчики 2.Качели 3.Эхо 4.Курицы...