Консультация для родителей "Характеристика речевого развития у детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Ембулаева Регина Захировна
Все этапы развития речи детей от года до трёх лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx15.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Характеристика речевой деятельности у детей раннего возраста»

Характеристика речевой деятельности детей 1-го года жизни

Произносить первые слова большинство детей начинает на втором году жизни, в возрасте 12-14 месяцев. До этого времени у ребенка наблюдается предшествующая речи звуковая активность - подготовительные упражнения, способствующие развитию говорения, умению произносить слова, овладению речью.

Эта звуковая активность раньше всего проявляется в крике. Крик ребенка, похожий на плач, - сигнал о неблагополучии, своеобразное сообщение взрослым, родителям о том, что ему необходимо в чем-то помочь.

Ребенок кричит по четырем причинам: когда голоден, когда ему холодно, когда он нуждается в смене белья и, наконец, если ему нездоровится. Опытное ухо матерей разбирает характер детского крика и определяет его причину. Когда устраняются эти причины, крик ребенка прекращается.

Когда ребенок здоров, сыт, когда ему достаточно тепло, то сравнительно рано, приблизительно на третьем месяце жизни, звуковая активность его проявляется в форме «гуления». «Гу-агу» - такие звуки издает ребенок. Это гуление сопровождается выражением радости, удовольствия на личике ребенка. Интересно, что положительное настроение ребенка значительно ярче и сильнее проявляется, когда взрослые обращаются к нему с речью, когда они разговаривают с ним.

Поэтому речь ребенка надо развивать с самого начала жизни. Надо «разговаривать» с ребенком, когда его берут кормить, когда ему меняют белье, делают гигиенические процедуры, когда он, бодрствуя, лежит в кроватке. Говорить с ним или напевать колыбельную песенку следует и перед засыпанием. Надо, чтобы с самого начала жизни ребенок слышал и воспринимал человеческую речь. Это первое и необходимое условие для его нормального развития.

К шести месяцам дети начинают лепетать, произнося при этом больше звуков, чем раньше. Ребенок уже начинает подражать взрослым, повторяя некоторые элементы слышимой от них речи.

В лепете ребенка многократно ритмически повторяются отдельные слоги: ма-ма, ам-ам, па-па, ба-ба, дя-дя, ня-ня и т.п. Из этих сочетаний и образуются первые слова, содержание и смысл которых складываются и вырабатываются у ребенка под влиянием взрослых.

В этот период жизни ребенка следует говорить с ним, перекликаться, повторять звуки, которые встречаются в его лепете. Необходимо лепет связывать с предметами и таким образом наполнять его определенным содержанием, развивая у ребенка понимание окружающей действительности. Детям нравится, когда с ними разговаривают. Они внимательно прислушиваются к речи взрослых, воспринимают ее, пытаются повторять и повторяют некоторые звуки.

С 6-7 месяцев дети начинают постепенно понимать речь и отвечать на нее определенными действиями. Они подползают или подходят на зов, отвечают на приветствия, качая головой, прощаются, махая ручкой, делают «ладушки», находят и показывают предметы по просьбе взрослых. К году они начинают сообщать звуками о своих нуждах, например, произносят «ам-ам» (хочу есть), «бах» (упала игрушка), обращают звуками внимание взрослых на предметы, которые их интересуют.

Характеристика речевой деятельности детей 2-го года жизни

В 12-14 месяцев у детей появляются первые слова, возникающие из лепета: «мама», «баба», «папа», «няня», «ляля» и т.д. В течение второго года, если с ребенком разговаривают, с каждым днем расширяется его активная речь, он все больше и больше произносит слов. Исследования показывают, что при благоприятных условиях развития и воспитания к двум годам в речи ребенка может быть до 250 - 300 слов.

Бывают случаи, когда дети начинают говорить (произносить первые слова) не в 14 месяцев, а значительно позднее - к двум и даже к трем годам. Такое отставание может быть вызвано разными причинами. Возможно, уделяется мало внимания в плане общения с ребенком или взрослые пытаются предвосхитить любой запрос малыша и ему не нужно стремиться выражать их словами. Среди причин могут быть и медицинские показания, желательно обратиться к специалистам (психологу, врачу - логопеду).

Овладение речью дается маленькому ребенку нелегко: он еще и недостаточно ясно воспринимает речь взрослых и недостаточно хорошо владеет своим речевым аппаратом. Нельзя мешать правильному развитию речи ребенка, подражая ему в неправильном произношении слов. Чтобы речь ребенка развивалась нормально, взрослым необходимо произносить слова нормально, правильно. Ребенок, перенимая хорошую речь, скоро овладеет хорошим, правильным произношением.

Характеристика речевой деятельности детей 3-го года жизни

За год, от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, и при хороших условиях число слов, которыми владеет ребенок этого возраста, достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет ребенку активно пользоваться речью.

К трем годам дети учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по речевому развитию для детей раннего возраста

В последние годы акцент исследований сместился в сторону раннего выявления отклонений в речевом развитии и раннего начала комплексной коррекционной работы, что позволяет существенно снизить соци...

Развитие мелкой моторики рук,как средство речевого развития у детей раннего возраста"

На начальном этапе жизни именно мелкая мотори­ка отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять св...

«Развитие младенческого возраста» Основные этапы предречевого и речевого развития у детей раннего возраста.

СБОРНИК   ИГР    И    УПРАЖНЕНИЙ (РЕКОМЕНДАЦИИ   ДЛЯ   РОДИТЕЛЕЙ)  &laq...

мини-консультация "Особенности речевого развития у детей раннего возраста"

В консультации даются советы и рекомендации по профилактике нарушения речевого развития у детей раннего возраста....

«Задержка речевого развития и примеры речевого развития у детей раннего возраста»

laquo;Задержка языкового развития (по другой терминологии — «временная»,«простая» задержка развития речи) — это отставание в сроках усвоения языковы...

Консультация для родителей "Речевые игры" для детей раннего возраста

Консультация для родителей "Речевые игры" для детей ранного возраста. В материале описывается значение речевых игр для развития речи у малышей и их классификация....

Консультация для родителей «Речевое развитие у детей раннего возраста»

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка....