Консультация для родителей. Что показать ребенку в лесу.
консультация

Консультация для родителей. Что показать ребенку в лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_pokazat_rebyonku_v_lesu.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Что показать ребёнку в лесу?

Природа родного края удивительна и прекрасна. Она является эффективным средством и всестороннего развития ребенка. С раннего возраста важно приобщать детей к таинству и красоте природы. Стоит лишь шагнуть за порог родного дома...

Можно изо всех сил стараться привить ребенку любовь к природе, а он останется к ней равнодушен. Позвольте своему чаду просто к ней прикоснуться! Пусть увидит, прочувствует природу и ощутит свое единение с нею. Однажды возьмите его за руку и скажите: „Пойдем, послушаем тишину..." Отправляйтесь с ребенком в лес на прогулку. Ну, если в лес не получится, то хотя бы в ближайший парк. Но не на центральные аллеи, а туда, в глубину, где почти не топтаные дорожки. Это будет необычная прогулка. Не сомневайтесь: для ребёнка она превратится в настоящее большое путешествие в мир природы.

Слушаем тишину

Удивительно, насколько люди от нее отвыкли. Тишина здесь какая-то особенная, настоящая. Городские дети даже шепотом начинают говорить — от удивления. Просто остановитесь и вслушайтесь. А потом обратите внимание ребенка на то, как по-другому звучит лес и чем этот шум отличается от привычного. Скрип дерева, шум ветра, голос птицы... Можно попытаться угадывать, что это, или же просто постоять и послушать. Здесь, в лесу, так много удивительного! Если ребенок словно бы вдруг „отключился", не отвечает на ваши вопросы и сам ни о чем не спрашивает, просто рассматривает, трогает, замирает — оставьте его в покое. Не задавайте вопросов, не дергайте. Сейчас он занят самым важным — вслушивается и впитывает... Вслушивается в природу и впитывает информацию всеми органами чувств. Для детей очень значимо чувственное восприятие мира. Раскладывать новости по полочкам будете дома. А пока — не мешайте. Сейчас малыш в гармонии с миром. И не стоит его отвлекать.

Посмотрим на снежных зверей

Пни, засыпанные снегом, — какие удивительные и странные формы они порой принимают! Сметите снег с ближнего пенька — пусть ребенок убедится, что это действительно дерево. А про другие спросите: „На кого похожи снежные пни?" Ребенок не узнает? Скажите сами. Вот увидите, он обязательно подхватит игру, и в следующий раз вы услышите: „Во-он пенек под снегом, мне кажется, он похож на зайца, а этот — на медведя? Или на папину шляпу?.." Пусть заработает детское воображение.

Сугробы, снежинки и следопыты

Снег в лесу совсем не такой, как в городе. Он выше, пушистее и белее. До самой весны снежное покрывало останется таким же нарядным, ну, разве у самых стволов чуть оттает. Кстати, много ли снега намело? Ребенок сам может это проверить. Пусть попробует сквозь снег достать до земли длинной веткой или палкой. А если сделать глубокую ямку, можно заглянуть туда, в снежную глубину. Вот ребенок удивится: там, внутри, снег не белый, а слегка синеватый. Будьте готовы ответить на вопрос — почему?

Не менее интересный вопрос: „Что делают зимой звери и птицы?" Скорее всего, ребенок знает, что белки прячутся в дупло, а медведь — в берлогу. Но где домик у лисы, волка, глухаря или оленя? Здесь, в лесной местности, на все смотришь другими глазами. Ребенок не только запоминает что-то новое головой, но и чувствует все своим сердечком. Снег бывает разный. Если вам попадется снежный наст, пусть ребенок попробует разбить его ногами. Получается? Трудно это было или легко? Пусть он сравнит, чем отличается снег в свежем сугробе от слежавшегося либо от того, из которого слеплен снежок. Что плотнее? Иногда вопросы бывают важнее ответов: они заставляют задуматься. И этот процесс побуждает сравнивать, искать, сопоставлять.

  • Легко ли оленям добывать себе пропитание в снежную зиму? Как люди могут животным помочь?
  • Из чего состоят сугробы? Из маленьких, совсем крошечных снежинок? Поймайте и рассмотрите несколько. Сравните снежинки между собой: пусть ребенок своими глазами увидит: среди них нет ни одной одинаковой. Удивительная искусница природа!
  • Как получаются сугробы? Откуда берется снег и что с ним будет весной? Куда денется вода, когда снег растает? А иней на деревьях — это тоже снежинки? Когда вернетесь домой, покажите ребенку в холодильнике, как получается иней.

Говорить на зимнюю тему хорошо в лесу, но можно и дома. О том, что ребенок почувствовал, потрогал, услышал, увидел собственными глазами — об этом узнавать куда интереснее, чем с экрана телевизора или с картинки в книге. Потому что это ощущения самого ребенка, его личный опыт!

Читаем следы

На снегу можно проследить целые истории. Интересно рассматривать разные узоры, сравнивать их. Вот, к примеру, след от маминых сапожек, вот папин след, вот — дочки Маруси. Чьи отпечатки больше? Где прошла девочка? В какую сторону направлялась? Как об этом догадаться по следам? После таких тренировок ребенку непременно захочется отыскать что-то новенькое. Возможно, вам повезет наткнуться на след зайчика или белки. Хотя гораздо больше шансов встретить треугольные отпечатки птичьих лапок либо мелкие парные точки, оставленные на снегу мышонком. Кто здесь был, кто пробегал-проходил? Чьи следы сохранились на снегу? Из этого может получиться настоящее детективное расследование.

Вот пошел снежок и запорошил следы. Но вы можете снова нарисовать их веточкой: маленькие — оставленные снегирем, и большие — вороньи. А снег все валит, под ним исчезают дорожки, и все становится одинаково белым. Так недолго и заблудиться... Самое время объяснить ребенку, почему нельзя уходить одному, без мамы. Поговорите о том, как звери и птицы находят свои гнезда и норы, какой у них зоркий глаз и острый нюх. Они сквозь сугробы могут учуять, что находится под снегом, там в глубине... Долгие годы человека называли „царем природы", ее покорителем. Теперь наконец-то „цари" опомнились. И мы начинаем понимать, что не царствовать, а дружить с природой надо, ценить ее и уважать.

На привале

Даже если в лес или парк вы попали лишь на часок, впечатлений у ребенка много, и нужно время, чтобы их переварить. Сделайте привал. Откройте термос, налейте чаю. Обстановка в лесу особенная — греются руки от теплой кружки, идут веселые разговоры...

  • Чьи в лесу шишки?
  • Куда подевались букашки?
  • Как муравьи зимуют?
  • Можно ли назвать елочные иголки листиками или нет?
  • Почему все зайцы зимой становятся белыми?
  • Что делают животные и птицы в морозном лесу? Как они спасаются от холода и добывают корм?

Не забудьте угостить лесных жителей. Их не сразу увидишь, но они где-то здесь. Помогите ребенку наколоть на ветку кусочки хлеба. Отлично, если вы догадались захватить орешки, семечки или сушеные ягоды.

— Посмотри, какие яркие гроздья висят на рябине! Как ты думаешь, зачем? Да, это природа заботится обо всех, кто живет на свете.

Сколько открытий ждет ваше чадо! Да вы и сами готовы удивляться, как в природе все мудро устроено.

Деревце, как тебя зовут?

Лесные деревья только издали кажутся одинаковыми. Ребенку будет интересно, где здесь береза, как выглядит липа, каким огромным и крепким бывает дуб. Найдите деревья одинаковой породы. Какие еще деревья растут в этом лесу? Какого они цвета? Думаете, зимой все выглядит одинаково? Присмотритесь: конечно же, нет! Чем отличаются, например, ветки липы, березы, тополя? А их кора? Посмотрите, потрогайте, принюхайтесь, погладьте. Это забавно и очень полезно: чем больше органов чувств задействовано при исследовании, тем богаче впечатления, ярче эмоции. Такое вряд ли когда-нибудь забудется. И снова — уже на прощание — остановитесь и замрите. Возможно, теперь вы услышите голос леса чуть по-другому. И, различая знакомые звуки, вдруг ощутите его как хорошего друга, с которым не хочется расставаться. Кажется невозможным успеть так много? Пусть темп задает ребенок. Дети умеют не торопиться и полностью погружаться в то, чем занимаются (полезный пример!). Всегда можно найти повод побывать здесь снова и снова. А если лесная опушка оказалась недосягаемой, отправляйтесь в парк, на бульвар, в сквер. Зима и там приготовила немало сюрпризов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (с показом презентации). ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В САМООБСЛУЖИВАНИИ».

Задачи:1. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросахвоспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании.2. Сформировать у родителей представления о Значении само...

Консультация для родителей: "В огороде и в лесу"

       Те, кто живут на селе или владеют приусадебным участком, посвящают немало свободного времени работе и прогулкам на свежем воздухе. Но необходимо помнить о безопасност...

Консультация для родителей - Правила поведения ребенка в лесу

Консультация для родителейПравила поведения ребенка в лесу...

Консультация для родителей "Как показать ребёнку, что вы его любите"

Консультация для родителей  "Как показать ребёнку, что вы его любите"...

Консультация для родителей "Сохраним елочку - красавицу наших лесов"

Совсем скоро наступят Новогодние праздники, и многие будут думать о том, как принести из леса большую и пушистую елочку, чтобы поставить ее в своем доме....

Консультация для родителей на тему: "Сказки Фиолетового леса В. В. Воскобовича"

Консультация предназначена для ознакомления родителям второй группы раннего возраста...

Консультация для родителей с показом презентации "Психологическая готовность детей к школе"

Консультация для родителей с показом презентации "Психологическая готовность детей к школе"...