«Экспериментальная деятельность старших дошкольников»
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей «Экспериментальная деятельность старших дошкольников» Старшая группа
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира.
Развитие познавательной активности детей, их любознательности, стремления к самостоятельному поиску – одна из основных задач воспитания в детском саду.
В центре развития - ребенок исследователь, экспериментатор. Важно предоставить детям возможность освоения не только знаний, но и средств их добывания. Освоение свойств и отношений предметов – сложный процесс, в основе которого лежит соотношение чувственного и логического познания.
На первых ступенях развития дети выделяют все многообразие свойств, которым обладает предмет. Чем богаче опыт познания предметного мира, больше объем представлений о свойствах и отношениях, тем легче ребенку перейти на более высокие ступени - освоить обобщение, научиться упорядочивать, группировать и классифицировать по свойствам.
Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования. В своей практике мы отметили, что освоение различных свойств и отношений у детей происходит неравномерно. Часть свойств (цвет, размер, форма) осваивается детьми достаточно полно. Другие свойства осваиваются недостаточно глубоко, дети затрудняются в определении сенсорных эталонов, «смешивают» объемы представлений.
Например, неверно употребляют термины – «большой» вместо тяжелый, «мягкий» вместо легкий. Наглядность, образность модели, возможность практических действий повышают интерес детей к заданиям, вызывают желание экспериментировать.
В нашей группе мы открыли лабораторию, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами.
Это дает возможность:
- работать с детьми малыми группами по интересам;
- использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
- не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений (испачкаешься, прольешь).
Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю: по 25 минут. Во время занятия проводятся один – два эксперимента.
Структура проведения игры – экспериментирования:
- постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
- выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- подведение итогов, вывод;
- фиксация результатов;
- вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- познавательный мотив (почему так);
- ситуация выбора.
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов. Мы не всегда торопимся с ответами, а способствуем тому, чтобы вместе с детьми найти их.
Для детей создаются «Рассуждалки» на различные темы. В результате дети все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Важно воспитать у детей смелость и способность действовать самостоятельно при встрече с тем или иным препятствием. Уметь оценить правильность выполнения задания и также самостоятельно исправить ошибки. Взрослый не осуществляет прямого обучения, способного затормозить или отрицательно повлиять на самостоятельность ребенка в выборе методов и способов выполнения заданий. Поэтому каждое правильное решение ребенок осознает как свою «победу». А все задания, которые вызывают затруднения, разрешаются в беседе в виде диалога взрослого с ребенком, в неназидательной подсказке взрослого. Необходимо активизировать детей, чтобы «интерес ребенка мог забегать вперед».
Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствуют развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника.
В исследованиях отечественных и зарубежных психологов говорится о том, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность.
В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Экспериментирование – это важная ступенька к ознакомлению с окружающим миром. Ведь всем известно, что знания, полученные самостоятельно, запоминаются надолго. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним. Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.
Экспериментирование тесно связано со всеми сферами детской жизни:
1. Наблюдение – составная часть любого эксперимента.
2. Эксперимента без труда не бывает.
3. Развитие речи тесно связано с экспериментированием: обогащается словарь за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений, а умение четко выражать свою мысль облегчает проведение опыта.
4. Связь с ИЗО деятельностью. Чем точнее ребенок изучит предмет, тем лучше передаст его детали.
5. Связь с математикой. Во время проведения опытов нужно считать, измерять, сравнивать, определять форму, размеры.
6. С чтением художественной литературы.
7. С музыкальным воспитанием.
Экспериментирование – это творческий процесс и наряду с игрой –
ведущая деятельность дошкольника и для него необходимо создать
предметно-развивающую среду. Лаборатория создается для развития у детей
познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности.
В уголке экспериментирования должно быть:
• оборудование для исследования свойств воды, воздуха, почвы, песка, для опытов с растениями;
• природный материал;
• коллекции веществ и материалов;
• приборы для проведения опытов;
• картотека опытов;
• алгоритмы проведения опытов;
• дневник экспериментов и наблюдений, в котором фиксируется опыт:
цель, ход опыта, дата проведения, высказывания детей, их зарисовки, фото.
Формы экспериментирования могут быть различными:
• совместная деятельность воспитателя, родителей с детьми.
• самостоятельная деятельность детей.
Цель эксперимента:
• создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами детского эксперимента;
• сформировать интерес к исследованию природы;
• развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.);
• стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка;
• активизировать восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
В детском саду мы уделяем внимание экспериментированию. Но экологические опыты и эксперименты можно организовать и дома. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и некоторые научные знания.
Например, ванная комната. Во время мытья ребенок может много узнать о свойствах воды, мыла, растворимости веществ.
• Опыт: «Тонет… не тонет». Что утонет, а что нет:
• пластмассовая игрушка;
• камешек;
• губка;
• металлическая машинка.
• Опыт: «Что быстрее растворится?»
• морская соль;
• мыло;
• шампунь.
Кухня – тоже место для эксперимента.
• Опыт: «Растворяется… не растворяется». Что растворится, а что нет:
• соль;
• рис;
• сахар;
• мед;
• сода;
• мука.
• Опыт: «Вулкан». Сделайте вулкан из пластилина, насыпьте в него соду
и добавьте уксус.
Исследовательская деятельность может стать одним из условий развития детской любознательности, и в конечном итоге познавательных интересов ребенка.
Консультация для родителей: «Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности»
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
(В.А. Сухомлинский.)
Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Детское экспериментирование способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используют в дошкольных образовательных организациях – это опыты. Они проводятся в совместной с воспитателем и в свободной самостоятельной деятельности.
Опытно-экспериментальная деятельность имеет следующие направления: неживая природа, живая природа, знакомство с рукотворным миром.
Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
Наблюдения за объектами неживой природы позволяют детям знакомиться со свойствами воздуха, с ролью ветра в природе и жизни человека, понимать опасность загрязнённого воздуха для здоровья всего живого.
Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
Знакомство с рукотворным миром: знакомство с разнообразием материалов: металл, пластмасс, ткань и др., сравнение их свойств.
Семья играет важную роль в развитии познавательной
активности, любознательности и интереса детей к экспериментальной
и исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimenty.docx | 18.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Экспериментальная деятельность старших дошкольников» Старшая группа
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира.
Развитие познавательной активности детей, их любознательности, стремления к самостоятельному поиску – одна из основных задач воспитания в детском саду.
В центре развития - ребенок исследователь, экспериментатор. Важно предоставить детям возможность освоения не только знаний, но и средств их добывания. Освоение свойств и отношений предметов – сложный процесс, в основе которого лежит соотношение чувственного и логического познания.
На первых ступенях развития дети выделяют все многообразие свойств, которым обладает предмет. Чем богаче опыт познания предметного мира, больше объем представлений о свойствах и отношениях, тем легче ребенку перейти на более высокие ступени - освоить обобщение, научиться упорядочивать, группировать и классифицировать по свойствам.
Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования. В своей практике мы отметили, что освоение различных свойств и отношений у детей происходит неравномерно. Часть свойств (цвет, размер, форма) осваивается детьми достаточно полно. Другие свойства осваиваются недостаточно глубоко, дети затрудняются в определении сенсорных эталонов, «смешивают» объемы представлений.
Например, неверно употребляют термины – «большой» вместо тяжелый, «мягкий» вместо легкий. Наглядность, образность модели, возможность практических действий повышают интерес детей к заданиям, вызывают желание экспериментировать.
В нашей группе мы открыли лабораторию, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами.
Это дает возможность:
- работать с детьми малыми группами по интересам;
- использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
- не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений (испачкаешься, прольешь).
Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю: по 25 минут. Во время занятия проводятся один – два эксперимента.
Структура проведения игры – экспериментирования:
- постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
- выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- подведение итогов, вывод;
- фиксация результатов;
- вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- познавательный мотив (почему так);
- ситуация выбора.
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов. Мы не всегда торопимся с ответами, а способствуем тому, чтобы вместе с детьми найти их.
Для детей создаются «Рассуждалки» на различные темы. В результате дети все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Важно воспитать у детей смелость и способность действовать самостоятельно при встрече с тем или иным препятствием. Уметь оценить правильность выполнения задания и также самостоятельно исправить ошибки. Взрослый не осуществляет прямого обучения, способного затормозить или отрицательно повлиять на самостоятельность ребенка в выборе методов и способов выполнения заданий. Поэтому каждое правильное решение ребенок осознает как свою «победу». А все задания, которые вызывают затруднения, разрешаются в беседе в виде диалога взрослого с ребенком, в неназидательной подсказке взрослого. Необходимо активизировать детей, чтобы «интерес ребенка мог забегать вперед».
Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствуют развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника.
В исследованиях отечественных и зарубежных психологов говорится о том, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность.
В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Экспериментирование – это важная ступенька к ознакомлению с окружающим миром. Ведь всем известно, что знания, полученные самостоятельно, запоминаются надолго. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним. Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.
Экспериментирование тесно связано со всеми сферами детской жизни:
1. Наблюдение – составная часть любого эксперимента.
2. Эксперимента без труда не бывает.
3. Развитие речи тесно связано с экспериментированием: обогащается словарь за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений, а умение четко выражать свою мысль облегчает проведение опыта.
4. Связь с ИЗО деятельностью. Чем точнее ребенок изучит предмет, тем лучше передаст его детали.
5. Связь с математикой. Во время проведения опытов нужно считать, измерять, сравнивать, определять форму, размеры.
6. С чтением художественной литературы.
7. С музыкальным воспитанием.
Экспериментирование – это творческий процесс и наряду с игрой –
ведущая деятельность дошкольника и для него необходимо создать
предметно-развивающую среду. Лаборатория создается для развития у детей
познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности.
В уголке экспериментирования должно быть:
• оборудование для исследования свойств воды, воздуха, почвы, песка, для опытов с растениями;
• природный материал;
• коллекции веществ и материалов;
• приборы для проведения опытов;
• картотека опытов;
• алгоритмы проведения опытов;
• дневник экспериментов и наблюдений, в котором фиксируется опыт:
цель, ход опыта, дата проведения, высказывания детей, их зарисовки, фото.
Формы экспериментирования могут быть различными:
• совместная деятельность воспитателя, родителей с детьми.
• самостоятельная деятельность детей.
Цель эксперимента:
• создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами детского эксперимента;
• сформировать интерес к исследованию природы;
• развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.);
• стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка;
• активизировать восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
В детском саду мы уделяем внимание экспериментированию. Но экологические опыты и эксперименты можно организовать и дома. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и некоторые научные знания.
Например, ванная комната. Во время мытья ребенок может много узнать о свойствах воды, мыла, растворимости веществ.
• Опыт: «Тонет… не тонет». Что утонет, а что нет:
• пластмассовая игрушка;
• камешек;
• губка;
• металлическая машинка.
• Опыт: «Что быстрее растворится?»
• морская соль;
• мыло;
• шампунь.
Кухня – тоже место для эксперимента.
• Опыт: «Растворяется… не растворяется». Что растворится, а что нет:
• соль;
• рис;
• сахар;
• мед;
• сода;
• мука.
• Опыт: «Вулкан». Сделайте вулкан из пластилина, насыпьте в него соду
и добавьте уксус.
Исследовательская деятельность может стать одним из условий развития детской любознательности, и в конечном итоге познавательных интересов ребенка.
Консультация для родителей: «Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности»
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
(В.А. Сухомлинский.)
Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Детское экспериментирование способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используют в дошкольных образовательных организациях – это опыты. Они проводятся в совместной с воспитателем и в свободной самостоятельной деятельности.
Опытно-экспериментальная деятельность имеет следующие направления: неживая природа, живая природа, знакомство с рукотворным миром.
Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
Наблюдения за объектами неживой природы позволяют детям знакомиться со свойствами воздуха, с ролью ветра в природе и жизни человека, понимать опасность загрязнённого воздуха для здоровья всего живого.
Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
Знакомство с рукотворным миром: знакомство с разнообразием материалов: металл, пластмасс, ткань и др., сравнение их свойств.
Семья играет важную роль в развитии познавательной
активности, любознательности и интереса детей к экспериментальной
и исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика развития и условий для осуществления экспериментальной деятельности старших дошкольников
1 этап: изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей и особенностей данной деятельности у старших дошкольников;2 этап: Выявление уровня развития познавательной активности де...
Экспериментальная деятельность старших дошкольников
Обучая детей практическим опытам, экспериментам, мы развиваем в них любознательность, наблюдательность, интерес к окружающему - все то, что составляет основу развитияю...
Экспериментальная деятельность старших дошкольников
Обучая детей практическим опытам, экспериментам, мы развиваем в них любознательность, наблюдательность, интерес к окружающему - все то, что составляет основу развитияю...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей возрастной группы на тему "Вода". На занятии закрепляются уже знакомые детям свойства воды, а также осуществляется знакомство...
Опыт работы воспитателя МБДОУ д/с к/в №31 х.Коржевского Славянского района Краснодарского края Астафьевой Светланы Николаевны на тему: "Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников"
опыт работы по теме "Опытно-эеспкриментальная деятельность старших дошкольников"...
Интеграция экспериментальной деятельности старших дошкольников в воспитательно-образовательный процесс
Мастер-класс для педагогов ДОУ по организации детского экспериментирования в различных образовательных областях. Методическая разработка содержит пояснительную записку, конспект занятия, иллюстрации, ...
«ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
«ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» Актуальность работы.Известный психол...