Родительское собрание «А вам пора в школу?»
методическая разработка (подготовительная группа)

Юлбарисова Гульнара Минехатовна

Родительское собрание 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:


Родительское собрание № 4 в подготовительной группе № 3

«А вам пора в школу?»

Время проведения: май 2022 год

Форма проведения: круглый стол

Продолжительность: 1 – 1,5 часа

Цель: построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей к школе.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Подготовительный этап.

а) проведение анкетирования родителей: «Определение  готовности ребенка к школе» (Приложение)

б) опрос родителей: на какой вопрос хотели бы получить ответ на родительском собрании.

в) проведение с детьми опроса или тестирования «Хочу ли я в школу?» (Приложение)

г) интервьюирование детей предшкольного возраста с целью определить характер детских переживаний «Чего ждет и хочет ребенок от родителей и учителей, готовясь стать первоклассником?»

д) оформление выставки литературы и дидактических пособий и игр по подготовке детей к школе.

е) оформление эпиграфа.

ж) разработка проекта решения родительского собрания на заседании родительского комитета.

2. Этап введения в проблему.

Воспитатель. Современная школа предъявляет к ребенку повышенные требования: придя в первый класс, ребенок должен уметь читать, считать, решать простые задачи, писать графический диктант. В детском саду, в рамках занятий по подготовке к школе, мы учим детей читать, считать, развиваем мелкую моторику, решаем логические задачи, предлагаем упражнения для развития памяти, внимания, мышления. Мы моделируем и развиваем ситуации, которые могут произойти с ребенком в школе:

  • ребенок не может справиться с полученным заданием;
  • поссорился с товарищем;
  • ребенку стало плохо (заболела голова, живот, тошнит);
  • хочет спросить о чем-то учителя, но стесняется и т.д.

3. Этап социологического исследования.

На данном этапе собрания обсуждаются полученные результаты, выявленные в ходе анкетирования родителей «Определение готовности ребенка к школе» (Приложение). Далее необходимо представить родителям результаты опроса детей предшкольного возраста «Хочу ли я в школу?» и результаты интервьюирования «Чего ждет и хочет ребенок от родителей и учителей, готовясь стать первоклассником?».

Типичные высказывания:

  • «Хочу, чтобы мама и папа помогали, говорили со мной добрым голосом: «Подумай, и у тебя все получится».
  • «Хочу, чтобы мама пожелала мне хорошей учебы, а учитель поздоровался, посадил бы на первую парту».
  • «Учитель чтобы говорил «Здравствуй, Леша!». Чтобы парту показал… А папа чтобы уроки, разные картинки помогал бы сделать. Мама, наверное, будет говорить «Станешь хорошо учиться – подарочек куплю, а плохо – в углу будешь стоять!». Хочу, чтобы мама много тетрадей купила, одежду школьную гладила, покушать приготовила…»
  • «Хочу, чтобы учитель поздоровался, пожелал хорошей учебы, чтобы отпустил с одного урока, а мама с папой, чтобы в театр водили после школы»
  • «Чтобы мама говорила: «Ты у меня умница, хочешь – помогу делать уроки?» Ещё хочу, чтобы мне объясняли то, что я не поняла».
  • «Чтобы мама говорила, что любит, что не будет ругать за плохие отметки. Чтобы с папой у них было все хорошо, чтобы сестренка не болела. От учителя хочу больше хороших слов слышать, что я хорошо учусь».
  • «Чтобы мама говорила, что уроки будем делать вместе».
  • «Чтобы учитель говорил чаще: «Сегодня пятерку ставлю тебе…».

Родители обсуждают полученные результаты.

4. Этап педагогического всеобуча.

С 6 до 7 лет с ребенком происходят многочисленные перемены – он стремительно растет, у него начинают выпадать зубы. Меняется его поведение. Дети уже готовы расширять круг общения, у них складывается определенный круг притязаний и даже амбиций. Главное – у них формируется внутренняя готовность быть учеником: они испытывают потребность в подчинении правилам и хотят заниматься общественно значимым делом, польза которого признается всеми взрослыми.

Уважаемые родители! Попробуйте сами определить, готов ли ваш малыш стать первоклассником. А вам пора в школу?

Зрелая личность. Психологическая готовность к школе – это, собственно и есть желание учиться. Для одних детей она выражается в стремлении обладать внешними атрибутами школьной жизни. Шестилеток завораживает портфель, форма (в некоторых школах существует своя собственная), учебники, красивые письменные принадлежности. Если вы возьмете своего ребенка в магазин за такими покупками – доставите ему огромное удовольствие. Правда, со временем желание просто исполнять роль ученика (приходить в школу, резвиться на перемене, выполнять задания учителя) у таких детей часто не перерастает непосредственно в интерес к получению знаний, а это сразу же отражается на оценках.

Других детей привлекает возможность узнать что-то новое. Нередко им бывает скучно на уроках, потому что, например, упражнения по чистописанию не дают пищу уму, трудоемки и механичны в исполнении. Дети быстро разочаровываются и теряют познавательный интерес к учебе.

Как определить на вскидку, готов ли ваш ребенок к школе?

1. Мотивационная готовность.

Вы можете предложить ребенку поиграть в школу – обратите внимание, какую роль он выберет. Дети, готовые к школе, как правило, выбирают роль ученика. Им интересно заниматься учебой, писать и читать. Дети с несформированной учебной мотивацией, скорее всего, выберут роль учительницы, играть будут в поход в столовую, перемены, рассаживание по местам, рисование мелом на доске.

2. Волевая готовность.

Не всегда уроки в школе вызывают искренний интерес ребенка. Для успешной учебы ребенок должен уметь «включать» волю – ему понадобиться умение подчиняться правилам, внимательно слушать, выполнять задания, действовать по устным инструкциям учителя, самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительному образцу.

Волю можно тренировать в игре – пусть ребенок срисовывает изображения с картинок (это развивает усидчивость), хороши и настольные игры, где необходимо соблюдать правила, и подвижные игры, например «зеркало»: стоя напротив, ребенок выполняет все движения одновременно с вами, словно он – ваше отражение.  Это довольно сложно, так что запаситесь терпением!

3. Интеллектуальная готовность к школе.

Подразумевает определенный уровень развития мыслительных процессов. Ребенок должен уметь обобщать, сравнивать, классифицировать разные объекты, выделять существенные признаки вещей и явлений, делать выводы. Важен также уровень развития памяти.

 Механическая память и логическая память. По средним показателям для механической памяти детей 6-7 лет с первого раза малыш воспринимает не менее 5 слов из 10, после третьего, четвертого прочтения воспроизводит 9-10 слов, через 1 час забывает не больше 2 слов, которые назвал раньше. Если ваши результаты похуже среднестатистических, тренируйтесь с ребенком в каждую свободную минутку.

Логическая память. Чтобы ребенок умел логически излагать события, описывать предметы, ориентируясь на их основные признаки, почаще просите его рассказывать, что он видит за окном, на картинке, о чем был просмотренный мультфильм.

        Год з годом мы все больше убеждаемся в том, что многие дети вполне могли бы учиться хорошо, а некоторые – и очень хорошо, если бы … хотели. Одни дети прямо говорят о своем нежелании учиться, другие испытывают непонятные для взрослых, а тем более для них самих трудности. Не судить и карать нежелание, а понять его причины и помочь ребенку хотеть учиться – вот наиболее эффективный путь, хотя и требующий от взрослого немало душевного участия и труда.

        Мы ведь еще не знаем, как пойдет у ребенка учеба, как сложатся отношения со сверстниками и учителями. Возможно, они будут не безоблачными. И тогда ребенок, ожидавший от школы слишком много приятного и дающегося легко, рискует «сломаться» при первых столкновениях со школьной реальностью.

        Итак, первое и основное: не исказите веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу как в новое, интересное дело – с верой в свои возможности и готовностью испытать себя.

        Чтобы сформировать такую веру и такую готовность, мы должны хорошо знать ребенка, трезво оценивать его способности и склонности, представлять пределы его возможностей, все то, чем он одарен. Что умеет и к чему склонен.  Иными словами, относиться к нему как к себе; мы ведь ценим себя по тому, что можем и умеем, понимая, что мочь и уметь все невозможно.

        Школьная готовность предполагает и готовность к большей, чем раньше, самостоятельности ребенка, к сотрудничеству с чужим взрослым и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей.

        Он должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребенка к гигиене: не только к обязательным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течение всего дня – поправить прическу, почистить костюм. Научите малыша убирать свое рабочее место, уголок, бережно относиться к вещам. Кроме того, ребенок должен прекрасно понимать, как нужно и можно вести себя со сверстниками и как – со взрослыми. Причем важно, чтобы со сверстниками он общался на равных, но с уважением, ведь это его друзья. Не забывайте, что ребенок должен слушать и читать добрые сказки, смотреть классические российские и советские мультики, слушать песни В. Шаинского, Ю. Чичкова и других наших прекрасных композиторов: все те произведения, в которых воспевается добро, дружба, честность, порядочность.

С шести или…? 

Стремление некоторых родителей самостоятельно бучить своих детей грамоте, счету, решению арифметических задач до поступления в школу не всегда оправдано. Так, навык чтения и письма пригодиться младшим школьникам только в том случае, если они различают звуки, слоги, а не просто читают по буквам (это в дальнейшем мешает преподавателям). Что же касается арифметики, то именно понимание математических отношений будет хорошим фундаментом для школьных знаний. Если же усвоение правил счета строится на элементарной зубрежке, то впоследствии это окажется вредным.

Родителям не стоит опасаться того, что если дети приступят к школьной программе с 7 лет, то они будут отставать от сверстников, пошедших в школу в 6 лет. Для подготовки к школе достаточно грамотных занятий с воспитателем в детском саду, систематических самостоятельных  уроков со своим малышом дома. Не стоит забывать, чем полнее будет прожит период дошкольного возраста, тем успешнее ваш ребенок пройдет следующий. Основная задача родителей на этапе дошкольного воспитания состоит не в том, чтобы обучить кроху чтению и письму. Главное – сформировать и постоянно поощрять у ребенка познавательный интерес. Только после этого будут эффективны занятия, направленные на развитие мышления, памяти, внимания. И именно учеба на протяжении всех школьных лет станет для ребенка источником радости. Так что почаще говорите при ребенке, что будущая учеба – прекрасная возможность быть и считаться взрослым.

Проект решения родительского собрания  

  1. Принять к сведению и использовать в семейном воспитании информацию по подготовке детей к школе.
  2. Способствовать формированию мотивационной готовности ребенка к школе.
  3. Объединить усилия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.
  4. Создать для детей благоприятные условия в предшкольный период жизни (больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, чаще общаться с ними, соблюдать режим дня и т.п.)
  5. Играть с детьми в домашние игры, направленные на подготовку к школе.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

  1. Чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими фишечками.
  2. Рисуйте узоры, дорисовывайте до узнаваемого рисунка или смешного. Малыш научится видеть не только плоскость, но и линию. Это разовьет и его воображение.
  3. Раскрашивайте рисунок карандашами то густо, то бледно. Карандаши хорошо менять: то толстый, то тонкий.
  4. Возьмите акварельные краски и тонкую кисточку и учите ребенка обводить рисунки. Сначала крупные (фигурки, цветы), затем поменьше (ягодки, кружочки).
  5. Затем закрашивайте рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Так рука и глаз приучатся работать вместе.
  6. Научите ребенка набирать петли на толстых спицах и вязать толстыми спицами. Это тренирует локоток и терпение, поможет малышу ровно держать спину во время письма за партой.
  7. Лепите из пластилина – это тренирует пальчики, ведь они такие непослушные.
  8. Купите перьевую ручку и пишите все, что вам захочется (шариковая ручка напрягает мышцы кисти).
  9. Не заучивайте букварь наизусть. Учите буквы все сразу и читайте книги с короткими текстами.
  10. Покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия и сходство в картинках.  Это поможет развить логическое мышление.
  11. Не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машины. Играя, они освоят счет и задачи.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТеЛЕЙ

Уважаемые мамы и папы!

Как определить, готов ли ваш ребенок к школе интеллектуально и эмоционально? Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы нашей анкеты:

  1. Способен ли ваш ребенок следовать инструкции, полученной от взрослого? (Да, нет, иногда)
  2. Способен ли ребенок сконцентрировать внимание на выполнении задания на 15-20 мин? (Да, нет, иногда)
  3. Способен ли ребенок знакомиться и общаться с другими детьми? (Да, нет, иногда)
  4. Способен ли он уступать, избегать конфликта? (Да, нет, иногда)
  5. Способен ли ребенок к самоконтролю, умеет ли исправлять допущенные ошибки? (Да, нет, иногда)
  6. Чему вы больше отдаете предпочтение: обучению чтению, счету или общему развитию памяти, внимания, любознательности? Почему?
  7. Умеет ли ребенок читать? (Да, нет)
  8. Умеет ли ребенок писать? (Да, нет)
  9. Умеет ли решать простые задачи? (Да, нет)
  10. Может ли составить рассказ по картинке? (Да, нет)
  11. Может ли пересказать услышанный рассказ, сказку? (Да, нет)
  12. Каким вы желали бы видеть вашего ребенка на пороге школы?
  13. С радостью ли пойдет ребенок в школу?
  14. Готов ли, по вашему мнению, ваш ребенок к школе? Почему?
  15. Что вас больше всего беспокоит в вопросе подготовки ребенка к школе?
  16. Чем интересуется ваш ребенок больше всего?
  17. Как часто он задает вам вопросы? Какие?
  18. Отражает ли он свои впечатления в разных видах деятельности? Приведите примеры.
  19. Считаете ли вы, что у вас есть взаимопонимание с ребенком? Аргументируйте свой ответ.
  20. Трудно ли вам удается воспитать в ребенке умение управлять собой? Почему?
  21. Какие знания, умения, навыки ваш ребенок должен приобрести в детском саду, чтобы ему было легче учиться?
  22. На какие вопросы по теме собрания вы желали бы получить отеты?

Опросник для беседы с детьми седьмого года жизни

  1. Хочется ли тебе идти в школу? Почему хочется или не хочется?
  2. Как по-твоему, для чего нужно учиться в школе?
  3. Чем ты больше всего любишь заниматься дома, в детском саду?
  4. Какие правила, по-твоему, тебе нужно выполнять, чтобы стать потом хорошим учеником?
  5. Нравится тебе или не нравится, когда приходится выполнять какое – нибудь трудное задание (например, мастерить новую игрушку, рисовать, решать трудную задачку?
  6. Почему нравится или не нравится?
  7. Как ты думаешь, какого первоклассника можно назвать хорошим учеником?

ТЕСТ для дошкольников

«Хочу ли я в школу»

Обратиться к ребенку «Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет с этими словами?» - и зафиксировать его ответы в таблице. Если он согласится с высказыванием, поставить плюс. Если нет – то оставить место пустым.

  1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
  2. Мне интересно, какие у нас будут уроки.
  3. Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс.
  4. Мне бы хотелось, чтобы урок длился дольше, чем перемена.
  5. Интересно, что в школе предлагают на завтрак?
  6. Когда я пойду в школу – буду хорошо учиться.
  7. Самое лучшее в школьной жизни – это каникулы.
  8. Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детском саду.
  9. Мне хочется в школу, потому что многие ребята из моего дома уже учатся.
  10.  Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году.

Подсчет результатов

1-3 балла – ребенок полагает, что не плохо живет и без школы. Взрослым следует задуматься.

4-8 баллов – да, хочет в школу. Только уточним, для чего? Если больше баллов в первых строках (1,2,3,4,5), то ребенок в основном мечтает о новых играх и друзьях. Если же больше баллов во второй половине строк (6,7,8,9,10),то он вполне представляет себе основное предназначение школы и оно не вызывает пока негативных переживаний.

9-10 баллов – прекрасно, если ребенок сохранит свое отношение к школе на последующие года обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной группе детского сада «А вам пора в школу?»

Построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей к школе....

Конспект родительского собрания "А нам пора в школу"

Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы и родителям детей которые пойдут в школу....

Протокол дистанционного родительского собрания "Лето - пора повышенной опасности на дороге"

Образец протакола дистанционного родительского собрания в средней группе детского сада. Тема родительского собрания посвящена профилактике ДТТ среди детей дошкольного возраста, через работу с родителя...

Родительское собрание «Лето чудная пора, отдыхает детвора» Смешанная ранняя группа

Цель собрания:• подвести итоги образовательной деятельности;Задачи:• познакомить родителей с достижениями и успехами их детей;• подвести итоги совместной деятельности вос...

Родительское собрание: Деловая игра: " Пора подумать о школе"

Задачи: расширение контактов между педагогом и родителямипознакомить родителей с задачами и возрастными особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год;модел...