Статья "Научите детей слушать музыку"
статья

Агапутова Ольга Евгеньевна
Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если тот не проявляет к ней особого интереса. Они надеются, что наличие у ребенка предпосылок музыкального развития само по себе обеспечивает ему любовь к музыке. Мнение это ошибочно. Не случайно композитор Д.Д.Шостакович говорил, что любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Поэтому любого ребенка необходимо учить слушать музыку. Первый опыт слушания музыки ребенок получает в семье, слушая радио, аудиозаписи, пение взрослых. Конечно нельзя отрицать положительного влияния самостоятельной деятельности ребенка на развитие его музыкальности. Вместе с тем продолжительные наблюдения за музыкальным развитием детей убеждают в том, что необходимым условием такого развития является совместное восприятие музыки. Дети, как известно, часто обращаются к взрослым с просьбой принять участие в совместной деятельности: настойчиво призывают что-то вместе послушать, спеть, а то и сплясать. К сожалению родители редко слушают музыку вместе с детьми ( об этом свидетельствуют материалы опроса родителей дошкольников). В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость или на активность самого ребенка: да он сам слушает аудиозаписи, или она сама поет без конца. 
А между тем давно замечено, что музыка- самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком. Совместное восприятие музыки может быть выражено в различных формах.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otpravit_na_ns_statya.docx20.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                      Статья «Научите детей слушать музыку»

Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если тот не проявляет к ней особого интереса. Они надеются, что наличие у ребенка предпосылок музыкального развития само по себе обеспечивает ему любовь к музыке. Мнение это ошибочно. Не случайно композитор Д.Д.Шостакович говорил, что любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Поэтому любого ребенка необходимо учить слушать музыку. Первый опыт слушания музыки ребенок получает в семье, слушая радио, аудиозаписи, пение взрослых. Конечно нельзя отрицать положительного влияния самостоятельной деятельности ребенка на развитие его музыкальности. Вместе с тем продолжительные наблюдения за музыкальным развитием детей убеждают в том, что необходимым условием такого развития является совместное восприятие музыки. Дети, как известно, часто обращаются к взрослым с просьбой принять участие в совместной деятельности: настойчиво призывают что-то вместе послушать, спеть, а то и сплясать. К сожалению родители редко слушают музыку вместе с детьми ( об этом свидетельствуют материалы опроса родителей дошкольников). В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость или на активность самого ребенка: да он сам слушает аудиозаписи, или она сама поет без конца.
А между тем давно замечено, что музыка- самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком. Совместное восприятие музыки может быть выражено в различных формах.
Например: в пении ребенка для вас, в участии ребенка в вашем танце, и разумеется в совместном слушании музыки. В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами со взрослым, потребность в общей сходной с родительской оценке услышанного. А это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым, и для начального этапа обучения слушанию музыки. Если вы решили привлечь своего ребенка к совместному восприятию музыки, начинать следует с того, что нужно постараться самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое вы подобрали для совместного слушания. Всем известно, что в отличии от литературы музыка не рассказывает, а передает настроение и мысли композитора, адресуясь прежде всего к чувствам слушателя. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением, с ясной мелодией. Это может быть одна из пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского, или отрывок современного танца, или наиболее понравившийся вам фрагмент из музыки к балету или опере. С интересом слушают дети музыку в исполнении оркестра народных инструментов или симфонического. Многие родители почему-то считают симфоническую музыку скучной, сложной для восприятия. Но попытайтесь вслушаться в такую музыку, осознайте те чувства, настроения, которые она рождает у вас и вы убедитесь, что подобная музыка дает богатейший материал для совместных домашних прослушиваний.
После окончания музыки завяжите беседу с ребенком. Обсуждая услышанный музыкальный отрывок, не стремитесь вооружить ребенка только сведениями о жизни композитора. Главное чтобы предложенное произведение нашло у ребенка эмоциональный отклик. Детям доступны народные мелодии, музыка плясового и маршевого характера, колыбельные ( в исполнении симфонического оркестра).
Еще одним способом приобщения ребенка к слушанию музыки является совместное слушание музыки со сверстником. У детей возникает эмоциональная отзывчивость: дети стремятся как можно ярче передать товарищу свои впечатления от музыки, выразить их в двигательной активности. При этом они заражают друг друга единым настроением и соревнуются в максимальной выразительности « исполнения музыки». Ребенок совершает под музыку разнообразные действия : пританцовывает, двигается в такт, покачивает корпусом или головой, дирижирует руками. Движения помогают ему « петь» музыку, хотя бы и не голосом, а руками, ногами, всем телом – как ему удобнее.
Сведения о подборе музыкальных произведений можно почерпнуть в специальной литературе по музыкальному развитию детей :
Д.Кабалевский «Про трех китов и многое другое»
«Как рассказывать детям о музыке»
М.А.Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей»
В специализированных магазинах можно приобрести комплекты записей с музыкой для детей определенного возраста. Не стремитесь завести сразу большую фонотеку. Дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся произведения. Сразу их узнают и настраиваются на их восприятие. Выделите один постоянный день в неделю, который вы будете посвящать музыке. Попробуйте организовать специальный музыкальный вечер в интересной форме : пусть ребенок пригласит свих товарищей( 2-3). На такой вечер можно «продавать» билеты, чтобы усилить игровые мотивы, столь важные в дошкольном возрасте. Если вечер предусматривает самодеятельность детей, то « оплатой» билета могут служить музыкальные номера, которые ребята подготовят заранее. Оформление вечера и условия его организации продумайте заранее, используя выдумку и активность всех членов семьи, не исключая ребенка. Надо иметь ввиду, что дошкольники не могут долго заниматься чем-то одним. Поэтому на вечере следует чередовать их деятельность. Индивидуальные выступления детей могут чередоваться с общим хороводом. Музыкальные отрывки, предназначенные для прослушивания должны быть различными по настроению и темпу. Нельзя принуждать ребенка слушать музыку в позе « на вытяжку». Это противоестественно для него. Пусть он держится свободно, а при желании двигается. Можно использовать различные приемы для закрепления в памяти ребенка прозвучавшей музыки. Например : зафиксировать настроение музыки в несложных зрительных образах – красочных рисунках. Нарисуйте сами несколько детских лиц : улыбающиеся, грустные, печальные… Ребенок, играя, подбирает подходящий эталон после прозвучавшего отрывка. Детям доставляет удовольствие рисовать прямо под музыку или придумывать сюжет рисунка к услышанному произведению. Стремитесь активизировать и поощрять фантазию ребенка при восприятии музыки, используя любимые музыкальные игры детей. Следует подобрать музыкальные отрывки, имитирующие природные явления ( шум волн, стук капель дождя, свист ветра…) Попросить детей назвать воспроизведенные в музыке явления.
Если у вас не все получается сразу так, как вам бы хотелось, не показывайте детям своего огорчения, а попробуйте самостоятельно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного. Ни в коем случае не настаивайте на слушании музыки, если ребенок в данный момент не хочет этого делать, не навязывайте не очень понравившуюся ему мелодию. Постарайтесь заинтересовать, использовать благоприятное настроение малыша для обучения его восприятию музыки. Следует всегда помнить, что жизнь ребенка, не любящего музыку, неизмеримо беднее, чем духовный мир его сверстников, понимающих музыку и знающих ее. Совершенно справедливо В.Сухомлинский утверждал, что «детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки».
   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить детей слушать музыку

Консультация для Родителей!...

Как учить детей слушать музыку

Рекомендации родителям...

Памятка родителям, которые хотят научить детей слушать музыку.

Родителям предлагаются советы, как ненавязчиво вовлечь ребенка в процесс слушания музыки, учить откликаться на неё, выражать детские эмоции....

"Учим детей слушать музыку"

Ребенку необходимо слушать музыку. Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых....

«Как научить детей слушать музыку!»

«Красота в музыке состоит не в нагромождении эффектов и гармонических курьезов, а в простоте и естественности.»(Пётр Ильич Чайковский)....

Презентация для родителей на тему "Учим детей слушать музыку"

Презентация для родителей  на тему "Учим детей слушать музыку"...

Научите детей слушать музыку

Памятка родителямНаучите детей слушать музыку...