Игры по дороге домой
консультация (подготовительная группа)

Игры по дороге домой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры по дороге домой26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель МДОАУ «Детский сад № 170» г. Оренбург

Ушакова Ирина Петровна

Игры для развития речи по дороге домой

Сегодня занятость на работе не позволяет многим родителям уделять достаточное количество времени воспитанию и развитию детей. Чтобы это получалось, необходимо использовать каждую свободную минуту.

Игра — это не только развлечение, но  еще и умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться со взрослыми и сверстниками, учиться говорить и что-то делать, учиться мыслить, творить. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок готовится к взрослой жизни. Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все они имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, т.к. абсолютно любая игра развивает психические процессы — познавательные, эмоциональные, коммуникативные.

Развитие речи тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. Речевые игры развивают мышление, гибкость ума, внимание, память, воображение, языковое чутье, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром. Кроме того, играя, взрослый и ребенок учатся общению и устанавливают доверительные отношения.

Главное – чем больше вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком, делайте его предложение распространённым — это обогащает словарь ребёнка. Никогда не поправляйте речь ребёнка, просто повторите ту же фразу правильно — это побуждает к общению.  Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

Игра занимает важное место в развитии речи ребенка. В процессе игры, что очень важно, формируется не только речь ребенка, но и развивается его характер, происходит становление личности ребенка.

Чтобы ваша дорога была интересной и веселой,  есть множество игр: как подвижных, так и для развития речи. Но особенно важно (и представляется удобным по дороге) уделить внимание интересным и занимательным речевым играм, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы добираетесь до детского сада или возвращаетесь  домой.  Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.  Речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы. Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

В Приложении представлена картотека речевых игр. Вы можете фантазировать, придумывать речевые игры, в соответствии с интересами Вашего ребенка.

Приложение

Картотека игр для развития речи по дороге в детский сад

«Что из чего состоит?» 

Стул состоит из спинки, сиденья, ножек. Рубашка состоит из рукавов, воротника, карманов, пуговиц. 

«Кто кем был раньше?»

Курочка была раньше цыпленком, а еще раньше яйцом. Рыба была раньше мальков, а еще раньше икринкой. Яблоко было раньше цветочком. 

 

«Что общего?»

Что общего может быть у яблока и кубика? Они оба могут быть красными. Что общего у елки и кактуса? У них есть иголки. Что общего у птички и самолета? У них есть крылья. 

«Что произойдет, если…»

Что произойдет, если не закрыть холодильник? Что произойдет, если оставить включенной воду? Выслушайте ответы ребенка. Некоторым вы удивитесь сами. Такая игра учит мыслить.

«Один – много»

 Стул – стулья, врач – врачи, человек – люди. 

 

 «Назови ласково»

 Кот – котик, дом – домик, качели – качельки, машина – машинка. 

 «Я знаю пять имен»

 Ребенок хлопает в ладоши – Таня, София, Богдан, Даня, Тима. Называть можно не только имена – названия животных, цветов, виды посуды, мебели и т.д. 

 «Обобщаем»

 Вы называете: береза, дуб, клен. Ребенок должен обобщить – это деревья. Чашка, ложка, вилка – это посуда. Самолет, вертолет, дирижабль – это транспорт (уточняем: воздушный). 

 

 «Антонимы»

 Высокий – низкий, тяжелый – легкий, вверх – вниз, черный – белый. 

 «Аналогии»

 Называйте ребенку предмет, а он придумывает аналогии, которые у него возникли с этим предметом.

Например: стакан – стекло, белка – орешки, зайчик – морковка, летчик – самолет, книга – картинки. 

 

 «Консервируем»

 Скажите ребенку, что у вас есть трехлитровая банка, в которую вы будете консервировать все слова на букву М.

Например: мишка, машина, моль, морковь, магазин, мороженое. 

 

 «Что лишнее?»

 Мама говорит: «В саду растут: яблоко, персик, бегемот, малина». Ребенок называет лишнее или хлопает в ладоши, когда услышит лишнее слово. 

 «Я вижу что-то…»

Я вижу что-то красное – отыскиваем глазами все красные предметы и называем их. Можно соревноваться – кто увидит больше красных (зеленых, круглых) предметов. 

 

« Загадываем слово»

 Малыш загадывает любое слово. Мама с помощью наводящих вопросов пытается узнать – что это.

 Например: оно съедобное? У него есть крылья? Его любит кушать зайчик? Потом меняемся местами.

 

«Я заметил»

«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

Игра «Кто или что может это делать?» (систематизация словаря)

Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы.

Например: идет. Ребенок подбирает: девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает…

 

Игра «Что на что похоже» (развитие связной монологической речи, развитие творческих способностей ребенка)

Ребенку предлагается подобрать похожие слова.

Белый снег похож на (что)

Синий лед похож на… (что)

Густой туман похож на (что)

Чистый дождь похож на… (что)

Блестящая на солнце паутина похожа на… (что)

День похож на (что)

 

Игра «Что для чего» (активизация в речи сложных слов)

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы:

хлеб – в хлебнице,

сахар – в сахарнице,

конфеты – в конфетнице,

мыло – в мыльнице,

перец - в перечнице,

салат – в салатнице,

суп – в супнице,

соус - в соуснице и т. д.

 

Игра «Вместе веселей» (систематизация словарного запаса)

Добавь одно слово, которое подходит к двум словам.

Мама, сын (дочь) – что делают?

Летит, клюет – кто?

Дерево, цветы – что делают?

Сидит, стоит – кто?

Кошка, собака – что делают?

Льется, журчит – что?

Шумит, дует – что?

Дождь, снег – что делают?

 

Игра «Цепочка слов» (закрепить умение выделять первый и последний звук в слове)

Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова.

Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста -.

 

 Игра «Веселый счет» (согласование числительного с существительным и прилагательным)

Вокруг много одинаковых предметов.

Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна.)

Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подбирать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом)

 

Игра «Подружи слова» (образование сложных слов)

листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос и тд.

 

Игра «Все сделал» (образование глаголов совершенного вида)

Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала): мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает - постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил

 

Игра «Ты идешь, и я иду» (закрепление в речи глаголов с разными приставками)

Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.

 

Игра «А что, если…» (развитие связной речи и мыслительных процессов)

Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. А что произошло, если бы не было ни одной машины… А что произошло, если бы не было птиц… А что произошло, если бы не было конфет… А что бы произошло, если бы было все вокруг твоим… (И т. д. возможно придумать различные варианты).

 

Игра «Как можно…» (расширение и активизация словаря)

Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно)

 

 

Игра «Исправь предложение» (исправление смысловых ошибок в предложении)

Взрослый произносит неправильное предложение, а ребенок исправляет: Жук нашел Сашу. (Саша нашел жука.)

Пол бежит по кошке.

Наташа жила у ежика.

Снежная баба лепит Ваню.

Катя ужалила осу. И т. д

 

Игра «Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

 

Игра «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например: Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи). Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие. Движется по дорогам, по воде, по воздуху….

 

Игра «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее»:

шкаф, кастрюля, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша ….

 

Игра «Один –много» (образование множественного числа существительных):

сорока – сороки, берёза - берёзы, машина -машины

 

Игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании):

синица – синичка, кошка-кошечка….

 

Игра «Какой? Какая?» (согласование прилагательных с существительными):

Подобрать как можно больше признаков к предмету

лиса (какая… ,

белка (какая,

заяц (какой….

Литература:

1. Казгунова А.С. Развитие речи дошкольников // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). – 2017. – № 3. – С. 188-191

2. Кудыкина Н.В. Формирование словаря в сюжетно-ролевой игре (старший дошкольный возраст). Автореф. дис... канд. пед.наук. НИИ педагогики УССР. – Киев, 1980. – 21 с.

3. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 224 с.

 4. Стародубова H.A. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с. 9. Степанов М.А Развитие форм и функций речи дошкольника в игровой деятельности. Дис. канд. пси хол. наук. М., 1986. - 238 с.

5. Стерликова В.В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа): учебно-методическое пособие. – Орск: Издательство ОГТИ, 2009. – 131 с.

6. Широченко Ю.И. Роль игры в развитии речи дошкольника // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2012. – № 1. – С. 315-318.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по дороге домой.

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при р...

Игры по дороге домой

Нередко утором, подороге в детский сад ребенок капризничает, родителя  - нервничают, задают себе вопрос: "Что делать?" Да просто отвлечь малыша, предложив поиграть в словесные игры, а одновременн...

Рекомендация для родителей. «Речевые игры по дороге домой для детей 5 – 6 лет».

Предлагаю вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка пока вы добираетесь до дома....

Консультация для родителей "Игры по дороге домой"

Игра в жизни ребенка очень важна!!! Используйте время по дороге в детский сад и по дороге домой чтобы поиграть со своим ребенком!!!...

ИГРЫ ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ

Современные условия жизни не позволяют родителям уделять достаточно времени своим детям. Зарабатывание денег, создание стабильности в семье являются приоритетной задачей взрослого населения нашей стра...

Игры по дороге домой и дома

Образование ребенка (воспитание, обучение и, как следствие, развитие) не ограничивается и не исчерпывается детским садом....

Консультация для родителей по теме: «По дороге в детский сад» ИГРЫ ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ

Консультация для родителей по теме:«По дороге в детский сад»ИГРЫ ПО ДОРОГЕ ДОМОЙСовременные условия жизни, к сожалению, не позволяют родителям уделять достаточно времени своим детям. Зараб...