Играем с детьми в сюжетно-ролевые игры.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Макарова Марина Валерьевна

Что такое сюжетно-ролевая игра? Структура игры. Чему учит ребёнка сюжетно-пролевая игра? Сюжеты игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzh_rolevaya_igra.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

РЕБЁНОК ИГРАЕТ

Сюжетно - ролевая игра

Игра – основное занятие дошкольника. Принимая участие в играх, малыш познаёт окружающий мир, учится строить отношения со сверстниками и взрослыми, овладевает родным, иностранными языками, получает другие необходимые в этом возрасте знания. Развиваются психические познавательные процессы, формируются жизненно важные умения и навыки (рассуждать, анализировать, принимать решения, соподчинять мотивы).

Игры дошкольников возникают по инициативе самих детей -сюжетно-ролевая игра, либо их организует взрослый в обучающих, воспитательных, психотерапевтических целях.

Сюжетно-ролевой игрой считается такая, в которой дети сами придумывают сюжет, распределяют роли. Собственно, сюжет и роли появляются в развлечениях малышей 4-5 лет. На более ранних этапах развития ребёнка уместно говорить о сюжетно-отобразительной игре, когда малыш уже совершает игровые действия (кормит куклу, укладывает её спать, возит машинку и т.д.), но ещё не берёт на себя роль. Переход от отобразительных действий к сюжету и обозначению ролей происходит с 3 до 4 лет.

Структура сюжетно-ролевой игры:

Воображаемая ситуация: Вторая реальность создаётся после того, как один из игроков произносит слова «как будто».

Сюжет: Это события, которые происходят в игре: посетители парикмахерской ждут очереди на стрижку, доктор принимает пациентов, мама моет посуду и т.д.

Роль: Во время игры малыш не просто действует за своего героя, но проживает его жизнь. Количество и разнообразие ролей зависят от возраста играющих и особенностей сюжета.

Отношения: Для этого вида игр характерны два плана отношений: игровые и реальные. Игровое взаимодействие – это разговор «мамы» и «дочки», диалог «продавца» и «покупателей», «врача» и «пациента». В реальные отношения дети вступают, чтобы обсудить варианты развития игры, оспорить поведение участников.

Правила: Это только на первый взгляд, кажется, что такой вид игры не содержит правил. На самом деле они есть, но выражены не столь явно. Так, если дети играют в больницу, то ребёнок, исполняющий роль врача, должен быть в белом халате, сидеть в «кабинете», чётко следовать логике совершаемых действий: осматривать «больного» и ставить диагноз. Если вместо этого он начнёт танцевать или взвешивать муляжи овощей, то правила будут нарушены. Перечисленные компоненты проявляются по-разному в зависимости от возраста малышей.

Как играют дети 4-5 лет?

Сюжетно-ролевая игра) – это ИНТЕРПРЕТАЦИЯ УВИДЕННОГО И УСЛЫШАННОГО. Малыши обыгрывают действия своих родителей, бабушек, дедушек в быту, воспитателя и няни в дошкольном учреждении, врача в районной поликлинике и т.д. ИСТОЧНИК, ПИТАЮЩИЙ ИГРУ, – ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. Побывали дети в медицинском кабинете, и вот уже кто-то пробует ставить термометр плюшевому мишке и подыскивает медсестру. Посмотрели мультфильм или кинофильм о моряках, а на следующий день появились свои капитаны, боцманы и матросы.

Применение предметов-заместителей способствует развитию воображения ребёнка. Недаром известный педагог А.С. Макаренко рекомендовал родителям покупать больше полуготовых игрушек (кубики, конструктор, мозаика), а также игрушек-материалов (картон, бумага, пластилин).

Сюжетно-ролевая игра благоприятна для создания ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ. Например, мишка на прогулке поранил ногу. Как ему помочь? Или кукла Катя приглашает подружек на чай, но чашек меньше, чем гостей. Что ей делать? Предлагая ребёнку роль, скажем, врача, необходимо обращать внимание ребёнка на том, что доктор должен быть вежливым, доброжелательно относиться к пациентам. Культура поведения и общения важна и для продавца, и для парикмахера, и для официанта. Детские сюжетно-ролевые игры довольно разнообразны.

Взаимосвязь видов игр дошкольников: ближе всех к сюжетно-ролевой стоит РЕЖИССЁРСКАЯ ИГРА. В ней также есть сюжет и роли. Однако ребёнок играет один. Сюжетную линию малыш придумывает сам. Персонажами выступают игрушки, предметы или объекты природы (камешки, жёлуди, шишки). Дошкольники любят играть в театрализованные игры, изображать героев сказок и мультфильмов.

Малыши играют не только в детском саду, но и дома.

О том, чтобы игра была успешной, должны позаботиться родители.

Чем старше становится ребёнок, тем чаще он задаёт различные вопросы.
Мамы и папы должны поощрять
детскую любознательность, вместе искать ответы, наблюдать за природой, трудом людей, делать выводы: «Почему на улице лужи?»; «Бабушке нездоровится. Как поступим?» и т.д. ПОЛУЧЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ РЕБЁНОК ОТРАЖАЕТ В ИГРЕ.

Развитию игр способствует:

  • чтение и обсуждение литературных произведений
  • посещение театра, выставок.
  • слушание музыкальных произведений
  • просмотр мультфильмов и кинофильмов.
  • общение ребёнка со сверстниками.
  • наличие у ребёнка собственного пространства.

Сюжетно-ролевая  игра в развитии ребёнка    

Сюжетно-ролевые игры это - игры, в которых ребенок примеряет на себя поведение, отношения и действия окружающих взрослых людей. Таких игр невероятно много, потому что сюжеты для них ребенок черпает в окружающей его реальности.

Почему сюжетно-ролевые игры так важны для ребенка?

Ребёнок получает СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ: учится  вступать с окружающими в контакт, разговаривать, внимательно слушать ответы, пользоваться мимикой и жестами для того, чтобы передать свои мысли и чувства, поэтому такие игры очень важны.

Ролевые игры - это увлечение каждого ребенка. В таких играх малыш формируется как самостоятельная личность. Такие игры помогают ребенку наладить общение со сверстниками, научиться оказывать помощь, проявлять внимание, заботится об окружающих. Чем старше становится малыш, тем дольше, ему нравится общаться со сверстниками.

Чем хороша сюжетно-ролевая играчему может научить:

• Общению со сверстниками;

• Находить решения при конфликтах;

• Сопереживать;

• Выражать эмоции, даже негативные;

• Развивает фантазию;

• Помогает адаптироваться к детскому саду;

Чем старше становится ребенок, тем больше самостоятельности проявляет, тем больше МЕНЯЮТСЯ ИГРЫ. Круг его общения ширится, он присматривается к новым знакомым и друзьям, учится воспринимать новую информацию и передавать в ответ собственную. Самостоятельно играть в сюжетно-ролевую игру ребенок не сможет, а если и будет играть, то очень недолго. Так происходит, потому что малыш еще не полностью освоился с окружающим миром. Родителю нужно играть вместе с ребенком, это позволит ему получить необходимые знания о жизни взрослых и его игры наполнятся разнообразием.

Какие сюжетно-ролевые игры устраивать дома и как в них играть с ребенком? После пяти лет сюжет игры уже более развернут, в нем появляются конкретные детали, сама игра уже длится достаточно долго и становится намного интересней. 

Сюжеты для своих игр малыши черпают из окружающей действительности и все действия в них отражают реальность.

Разнообразие семейных сюжетно-ролевых игр полностью зависит от фантазии родителей. Можно предложить ребенку массу интересных игр. Например:

• Построить космический корабль;

• Поиграть в доктора и полечить любимые игрушки:

• Стать поваром и приготовить что-нибудь вкусненькое;

• Поиграть в  «Магазин»

• Построить новые дома в городе.

Вариантов игр очень много, все зависит только от вашего желания и фантазии. Такие игры с родителями знакомят детей с ситуациями, которые встречаются в повседневной реальности, помогают развитию воображения и дают возможность ребенку представить себя взрослым человеком.

Сколько времени необходимо уделять игре?Важную роль играет умение начать ролевую игру, не менее важно ее остановить, либо перевести на другой сюжет. Играть с ребенком нужно столько времени, сколько ему хочется, нельзя отказываться, даже если вы устали или вам просто надоела игра.

ВАЖНО для организации сюжетно-ролевых игр:

• НЕЛЬЗЯ ПРИНУЖДАТЬ ребенка к игре;

• ФАНТАЗИЮ РЕБЕНКА, категорически нельзя удерживать в каких бы то ни было границах;

• Постарайтесь придумать игре ИНТЕРЕСНОЕ РАЗВИТИЕ.

Старайтесь следить за играми ребенка, если он продолжительное время играет в одну и ту же игру, и в ней нет развития, вам стоит вмешаться и помочь ему в РАЗВИТИИ СЮЖЕТА. Таким образом, вы покажете малышу, как можно изменить ситуацию.

Не стоит бояться того, что малыш повторяет свою игру. Возможно, она ему очень нравится, но скорее всего он просто закрепляет уже полученные знания. В этом случае лучше не вмешиваться, пусть он сам развивает игру, дополняя ее новым сюжетом. Ребенок должен самостоятельно научиться фантазировать и логически мыслить. Родителям нужно только наблюдать за игрой со стороны и помочь в исправлении либо изменении ситуации. ГЛАВНЫМ ГЕРОЕМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДОЛЖЕН БЫТЬ РЕБЕНОК, а взрослый стоять на втором плане, как помощник, не более.

Когда взрослому нужно вмешаться в игру? Если вы заметили, что ИГРА СТАЛА ЖЕСТОКОЙ, ЗЛОЙ И ВСЕ ГЕРОИ СПЛОШЬ МОНСТРЫ И ЧУДОВИЩА нужно вмешаться. Не стоит сразу же бросаться к малышу и останавливать игру. Сначала подумайте о том, как вы объясняли ему, что такое добро и зло, что такое о хорошо, а что такое и плохо. Маленькому ребенку трудно разобраться во всех этих понятиях, тем более, если у него есть примеры из современных мультиков. Понаблюдайте некоторое время, в какого "монстра" играет ваш ребенок, возможно, он не так уж и плох. В такой ситуации можно обратить внимание на то, какие мультфильмы любит ваш ребенок, и посмотрите их вместе с ним. В ходе просмотра вы сможете высказать несколько замечаний в связи с поведением героев мультфильма. Если поймете, что ребенок специально продолжает устраивать ИГРЫ С ЖЕСТОКИМИ СЮЖЕТАМИ, поговорите с ним, возможно у него накопилась агрессия, которую необходимо выплеснуть. В этой ситуации душевный разговор может помочь, ребенок выговорится, и агрессия исчезнет.

Любимые сюжеты игр:Чаще всего сюжетно-ролевые игры начинаются с СЕМЕЙНЫХ СЮЖЕТОВ. Игре в "семью" ребенка учить не нужно, он играет сам, родителям нужно только наблюдать и делать выводы, в зависимости от сюжета. Наблюдая за игрой, вы поймете, как ваш ребенок оценивает обстановку в семье, поведение близких, и возникающие проблемы. Лучше всего предложить ребенку поиграть в "семью" вместе, где вы возьмете на себя роль ребенка, а малыш примерит на себя роль главы семьи. Такая игра очень сближает и ребенок будет счастлив от того, что вы будете его слушаться и выполнять все, что он скажет.

Большой популярностью у детей пользуются сюжетно-ролевые игры, связанные С ПРОФЕССИЯМИ, особенно с теми, представителями которых являются его родители. 

Сюжетно-ролевая игра может многое рассказать родителям о чувствах и переживаниях ребенка, нужно только за ней следить, и вы все поймете.

Добрые советы:

• Для развития ребенка нужно потихоньку усложнять ролевые игры;

• Придумайте игры, в которые могут играть только мама или папа, бабушка и дедушка, а также игры для всех членов семейства;

• Показывайте свое уважение и внимательно относитесь к играм ребенка;

• Показывайте ребенку свое желание принять участие в игре;

• Выказывайте сопереживание чувствам малыша;

• Игры необходимо повторять для закрепления навыков ребенка.

Играйте со своим ребенком, только так вы сможете углубить ваши отношения и адаптировать его к взрослой жизни.

сюжетно-ролевая игра

«МЫ ЕДЕМ В АВТОБУСЕ»

Что нам понадобится для игры?

Руль, стулья (сиденья автобуса), детали конструктора для оформления кабины водителя и корпуса автобуса, ридер и жилет для кондуктора, проездные билеты. Атрибуты для роли пожилых людей (палочка, платочек), для роли мамы (кукла, сумка).

Как можно подготовить ребёнка в игре и заинтересовать его?

  • Раскраски по теме ПДД
  • Поговорите с ребёнком на темы: «Что такое общественный транспорт» (виды транспорта, маршрут). «Правила поведения в общественном транспорте». «Правила дорожного движения»
  • Поиграйте в обучающую игру  «Сигналы светофора».
  • Обратите внимание на слова, которые ребёнку могут быть незнакомы и, соответственно, непонятны и поиграйте в игру «Объясни словечко» (кондуктор, пассажир, автобус, водитель, кабина и т.д.).
  • Поговорите с ребёнком о профессиях «кондуктор», «водитель».
  • Организуйте поездку с ребёнком в общественном транспорте.
  • Придумайте вместе с ребёнком, что (какие предметы) будут выполнять роль проездного билета, ридера, банковской карты, монет. Все эти атрибуты можно вместе с ребёнком нарисовать на бумаге, картоне, можно использовать фантики, детали конструкторов, пробочки и любые другие предметы.

Что нужно сделать перед началом игры?

Когда все атрибуты готовы, договоритесь с ребёнком о том, кто из вас и какие роли будет исполнять.

Предложите ребёнку совершить небольшую поезду по городу
на автобусе и начните играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНИЦИАТИВ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТЬМИ «В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ИГРАЕМ, СЕБЯ МЫ ОЧЕНЬ РАЗВИВАЕМ»

       Игра для дошкольника - это не просто любимое занятие, это их ведущий вид деятельности. Как доказано многими психологами, игра оказывает значительное влияние на развит...

Ситуация игрового взаимодействия воспитателя с детьми в сюжетно- ролевой игре " Поликлиника"

План проведения  игрового взаимодействия воспитателя с детьми в  сюжетно- ролевой игре " Поликлиника"...

Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми. Тема: Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

  Формирование устойчивого интереса к профессии работников торговли и обобщение представления о структуре супермаркета и об использовании технического прогресса в их труде. Продолжать знак...

Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»

Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....