Рекомендации по обучению грамоте родителям будущих первоклассников
консультация (старшая, подготовительная группа)
Большинство родителей думают, что достаточно выучить с ребенком буквы - он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации по обучению грамоте
родителям будущих первоклассников
Большинство родителей думают, что достаточно выучить с ребенком буквы - он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте.
В чем же причины?
• нарушение фонематического восприятия,
• дефекты произношения,
• несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.
Если мы хотим, чтобы ребенок усвоил чтение быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует развивать фонематическое восприятие (различении звуков родного языка). Различение гласных – согласных звуков различение звонких-глухих, твердых-мягких звуков различение порядка звуков в слове интенсивное развитие словаря и овладение произношением.
Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения. Поэтому родителям необходимо владеть следующей информацией:
- Звук и буква – не одно и то же. Звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем.
- Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки можно петь. Их 6: «А, О, У, И, Ы, Э». Е, Ё, Ю, Я – гласные буквы, но не звуки.
- Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Почти все твёрдые согласные имеют мягкие пары. Но есть исключения: Ш, Ж, Ц – всегда твёрдые; Щ, Ч, Й – всегда мягкие.
- Согласные смягчают гласные буквы Е, Ё, Ю, Я, И, когда стоят после них, или буква Ь (в конце слов или в середине перед согласной – конь, коньки)
- Буква Ь не обозначает звука. Гласные Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 2 звука, если стоят в начале слова или в середине перед гласной – яблоко (йа), маяк) Если же они стоят после согласной, то смягчают её и обозначают один звук (Я – звук «А», Ё – «О», Ю – «У», Е – «Э»
- Чтобы читать и писать без ошибок, ребёнок должен уметь определять последовательность звуков в слове и соединять звуки в слова. Этому можно учить его в игре ещё до изучения букв:
- «Поймай словечко»: называете звуки слова отдельно, а ребёнок – слово целиком. К, о, т – кот; р, у, к, а – рука и т.д. Можно играть с перекидыванием мяча.
- Назови 1-й, последний, 2-й и т.д. звук в слове
- Придумай слова со звуком «С», «Р» и др. За каждое слово выдаём фишку. Или соревнуемся, кто больше? Находим вокруг себя предметы с задуманным звуком в названиях
При обучении чтению внимательно следуйте инструкциям:
- Называем букву, как звук: «б», а не «бэ», «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги. С правильным названием букв он познакомится, когда освоит чтение слогов и слов.
- Не требуйте от ребёнка запоминания сразу нескольких букв. Начинать обучение чтению нужно с гласных, обучая основам звукового анализа. Например,
- Назови 1-й звук в словах: аист, Аня, автобус, арбуз, апельсин (протягиваем его)
- Как мы произносим «А»? (широко открываем рот)
- Назови сам слова на звук «а»
- Назови последний звук в словах: зима, улица, дорога, машина, … Назови свои слова, которые заканчиваются на звук «А»
- Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук «А»
- Определи, в какой части слова «прячется» звук «а» (в начале, середине или конце). Используем схему слова в виде полоски, ведём по ней пальцем слева направо, проговаривая слово, смотрим, где находимся на звук «А».
- Найди на картинках предметы со звуком «а», есть ли этот звук в твоём имени, фамилии? Произнеси так, чтобы мы услышали.
- Чтобы ребёнок запомнил букву, попросите рассмотреть её внимательно, спросите, на что она похожа, предложите сложить из палочек, вылепить из пластилина, написать пальчиком в воздухе, на столе и т.д. Используйте стихи для запоминания букв, например,
Покатилось колесо, превратилось в букву О.
У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.
А - как лесенка стоит – начинает алфавит.
Влез на букву озорник, он решил, что П – турник
Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком
В букве В, наверно, вата, оттого и толстовата
На эту букву посмотри – она совсем, как цифра 3 (З)
Хорошо иметь дома азбуку на магнитах, которая будет у ребёнка перед глазами. После изучения буквы просите найти её в азбуке и повесить на видное место, например, на холодильник. Полезно найти букву в заголовках газет, книг, вывесках на улице и т.п.
- Начинаем читать слоги только с теми буквами, которые хорошо знаем.
- Учим ребёнка читать слог целиком, а не по буквам, иначе он долго не сможет перейти к слоговому способу чтения. Покажите слог, прочитайте его, попросите повторить. То же проделываем с рядом слогов: МА, МО, МУ, МЫ, МИ. В начале обучения читаем слоги, имеющие сходство гласных или согласных в столбик и строчку.
НА НО НУ НЫ НИ
СА СО СУ СЫ СИ
Полезно не только читать слоги, но и находить их по вашему заданию.
- Просите вести ребёнка по строчке пальчиком, пока не убедитесь, что у него закрепился навык чтения слева направо.
- Обратите внимание на разницу чтения слогов АР-РА, УС-СУ
- Переходите к чтению слов только после того, как убедитесь, что ребёнок легко читает слоги.
- Занятия по обучению чтению должны быть непродолжительными (15-20 мин.), но систематическими
- После прочтения слова (предложения) по слогам просите повторить его, объяснить, что оно обозначает. Ребёнок должен с самого начала осознавать, что смысл чтения – в понимании прочитанного.
- Не торопите ребёнка, даже если Вы уверены, что он читает очень медленно. Детям часто нужно больше времени, чем Вам кажется для того, чтобы чему-то научиться. Зато они могут научить родителей важному качеству, которое мы сами в себе редко развиваем – терпению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для родителей: Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.
Данные рекомендации для родителей помогут будущим первоклассникам в успешном овладении основами русского языка....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке к школьному обучению для родителей будущих первоклассников
Методические рекомендации по подготовке к школьному обучению для родителей будущих первоклассников...
Рекомендации педагога-психолога для родителей будущих первоклассников
Рекомендации педагога-психолога для родителей будущих первоклассников...
Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.
Материал полезен для родителей будущих первоклассников....
Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.
Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников....
Рекомендации педагога -психолога для родителей будущих первоклассников
Материал будет полезен родителям будущих первоклассников, а так же педагогам подготовительных к школе групп....
Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников
Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.Перечислены требования к речевому и общему развитию будущих первоклассников, которые лежат в основе успешного овладения русским язык...