Консультации, рекомендации, буклеты, памятки для родителей воспитанников ДОУ
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №55 «Алёнушка»
Семинар для родителей детей
старшего дошкольного возраста
на тему:
«Что такое психологическая готовность
детей к обучению в школе?»
Подготовила: педагог – психолог
Крылова З.Р.
2021г.
Г. Пушкино
Что такое психологическая готовность к обучению в школе?
Здравствуйте, уважаемые родители! Рада всех видеть. Хочу сегодня побеседовать с вами на тему: «Что такое психологическая готовность ребёнка к обучению в школе?» и рассказать о своей работе с вашими детьми в этом году. Надо понимать, что год будет непростым для вас и детей, поэтому очень важно наше сотрудничество.
Для начала давайте разберёмся, что такое психологическая готовность.
«БЫТЬ ГОТОВЫМ К ШКОЛЕ – ЭТО НЕ ЗНАЧИТ УМЕТЬ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ И СЧИТАТЬ. Быть готовым к школе – это значит быть готовым всему этому научиться».
Когда ребёнок достигает возраста 6 – 7 лет, многие родители озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребёнок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был хорошим учеником? Есть ли критерий, который позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребёнка к школьной жизни? Такой критерий есть, он получил название школьная зрелость или психологическая готовность ребёнка к школе.
Под школьной зрелостью понимается достижение ребёнком необходимого и достаточного уровня психического развития, когда ребёнок оказывается способным принимать участие в школьном обучении.
Психологическая готовность к школе – это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.
Составляющие психологической готовности к школе:
1) Личностная готовность - готовность ребёнка к принятию новой социальной роли школьника. Иное положение в обществе по сравнению с дошкольником, с новыми для него правилами. Личностная готовность выражается в
- Умение строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми.
- Умение общаться со сверстниками, то есть умения встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, требующую совместных действий, взглянуть на самого себя и свою деятельность со стороны.
- Отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи;
Низкая самооценка, сформированная у ребенка на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости ребенка в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем выражении — отказ от попытки вообще что-либо делать. Такие дети, попадая в школу, отказываются отвечать у доски и с места, отказываются писать контрольные работы. Ребенок, скорее готов прослыть лентяем и хулиганом, чем неуспешным в учебе, поэтому забывает дома учебники, тетради, дневник и пр.
Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребенка была достаточно зрелой эмоционально-волевая сфера.
Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Между учащимися, и это вполне закономерно, нередко возникают ссоры, обиды и иные конфликтные ситуации. Дети, избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу и т.д. Во всех подобных случаях ребенок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением.
Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усилиям.
Ребенок вместо «хочу это» должен заставить себя делать то, что «надо», причем в течение установленного учителем времени. Вот почему так важно воспитывать и развивать волю у ребенка. В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома, на специальных занятиях ставьте перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не допускайте, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.
Залогом успешной учебы школьника должно стать его стремление к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. Ведь очень трудно научить ребенка чему-то, если он сам этого не хочет. Желание учиться появляется под влиянием взрослых, которые определяют школьное обучение, как новый этап в жизни ребенка, этап взросления. Стремление ребенка стать более взрослым, школьником, способствует постепенному развитию ответственного отношения к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу.
Важно не убить желание ребёнка учиться, узнавать, делать что то самостоятельно, повышенными требованиями и ожиданиями. Мы часто хотим сделать из наших детей отличников, не учитывая его способности, возможности, силу нервных процессов. Ребёнок быстро утомляется, пропадает желание, появляется, тревожность, страхи неудач и наказания. Первый этап очень сложных этап в жизни семьи.
Хорошо, когда ребенок чувствует поддержку, любовь матери, а авторитет отца укрепляет уверенность его в своих силах. Чрезмерная тревожность матери по поводу проблем в школе имеет свойство передаваться ребенку, и он вместе со своими школьными ошибками несет за собой груз родительских страхов и несбывшихся надежд.
Важно понять, что ваше собственное мнение в отношении школы и учебы вашего ребенка накладывает отпечаток, как он будет относиться к школе и формирует его ответственность.
3) Интеллектуальная готовность ребёнка в школе – это сформированность основных психических функций – внимания, памяти, мышления в соответствии с возрастом.
Это тот компонент на который больше всего делается упор при подготовке к школе.
Теперь я хочу рассказать непосредственно о своей работе с вашими детьми.
В начале года, а именно в сентябре и октябре я индивидуально обследую уровень психологической готовности ребёнка к школе. А именно самооценку, кругозор, мотивацию, развитие произвольности, объём кратковременной памяти, восприятие, образно – логическое мышление, развитие речи, воображение, внимание, графические навыки и развитие мелкой моторики. Определяю группу детей кому нужна помощь в подготовке, а затем провожу подгрупповые тренинговые занятия. Занятия проходят в течение года, включаю различные задания и игры, направленные на развитие произвольного внимания, ориентировку в пространстве, памяти, мышления, графических навыков, развитие эмоционально – волевой сферы и стрессоустойчивости. В конце года проводится повторная диагностика с детьми с которыми проводилась развивающая работа. Все результаты диагностики и личные рекомендации индивидуально вы можете получить в кабинете. Для начала работы мне нужны от вас документальное согласие.
Остаётся пожелать всем нам: «Каждый день с ребёнком начинайте с радостью, заканчивайте с миром!»
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
ПЕРВОКЛАШКОЙ БЫТЬ НЕПРОСТО
Поступление в школу меняет весь образ жизни ребёнка. Хотя все дети поначалу воспринимают школу как новое развлечение, со временем приходит понимание того, что школа – это серьёзно. Свойственные малышам беспечность и беззаботность сменяются жизнью, наполненной множеством обязанностей и ограничений. Каждый день нужно ходить в школу, выполнять требования учителя, подчиняться определённым правилам, и даже дома нет покоя – нужно делать уроки! Вот тут и начинаются проблемы, решить которые очень важно именно сейчас, ведь дальнейшая успеваемость и стремление учиться закладываются именно в первый школьный год.
Мама, помоги!
Очень часто в нежелании детей учиться, виноваты сами родители. Именно они, действуют из самых лучших побуждений, отбивают у ребёнка тягу к знаниям. Самая распространённая родительская ошибка – это стремление вырастить вундеркинда. Ещё задолго до поступления в школу ребёнок уже умеет читать, писать, считать, то есть всё то чему учат в первом классе. В таком случае ему уже не интересно останавливаться на достигнутом, он готов двигаться вперёд, а школьная программа этого не позволяет. Поэтому мамам, мечтающим, чтобы их малыш был самым – самым, нужно знать, что слишком много учиться вредно. Дети быстро устают, и чем больше вы будете его заставлять сидеть за книжками, тем хуже. В этом случае малыш воспринимает учёбу как неприятную тяжёлую обязанность и соглашается делать уроки только «из-под палки».
Подготовка ребёнка к школе должна заключаться в развитии познавательных процессов – внимания, памяти, мышления и восприятия. И не нужно пытаться любой ценой обучить ребёнка письму, счёту и чтению – всё это он очень быстро освоит в первом классе. А ваша основная задача – поддержание интереса к знаниям в целом.
Первый класс – самый тяжёлый
Не стоит забывать и о том, что ваш первоклашка переживает стресс, даже если внешне он спокоен. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости или удивления по поводу происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. В первые дни посещения школы у ребёнка снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон и аппетит, повышается температура, обостряются хронические заболевания.
Период адаптации к школе и её требовании проходят все первоклассники, только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, а у третьих – растягивается на весь учебный год. И это нужно учитывать: помогите малышу, а не давите на него непомерными требованиями.
Какие проблемы чаще всего возникают у ребёнка в первом классе?
- Он не может сосредоточиться и перескакивает с одного дела на другое.
- Ему необходимо чтобы его контролировали. Он не в состоянии самостоятельно справиться даже с простейшим заданием.
- Ему тяжело просидеть без движения 45 минут.
- Ему не нравиться учиться. Его гораздо больше интересуют игрушки, а не книжки и прописи.
Делаем уроки
Главная проблема в первом классе – научиться делать уроки. И она касается даже тех детей, которые уже умеют читать и считать. Итак, что должны сделать папа и мама, чтобы помочь первоклашке?
Пытаясь приучить малыша к самостоятельности, многие родители не помогают ему делать уроки, а только проверяют уже выполненное задание. Но не каждый ребёнок в первом классе в состоянии самостоятельно сделать даже простое задание. Потребуется несколько месяцев, чтобы ребёнок понял, что домашнее задание – это его обязанность. Поэтому первое время вы должны мягко напоминать малышу, что пора садиться за книжки, и помогать ему хотя бы своим присутствием.
Непременным атрибутом учёбы являются школьные принадлежности, поэтому не экономьте на них и позвольте ребёнку участвовать в их выборе – они поддерживают интерес к учёбе.
Первокласснику необходим твёрдый распорядок дня. После школы и обеда дайте ребёнку час – два свободного времени – пусть он поиграет или погуляет. Затем можно приступать к выполнению домашнего задания. Но не откладывай те уроки на вечер: после 18 часов сосредоточенность и способность воспринимать информацию резко снижаются. Оптимальное время для выполнения уроков – 16 – 17 часов.
Никогда не заставляйте ребёнка быстро бросить игрушки и садиться за уроки. Дождитесь момента, когда он сам закончит одну игру и ещё не возьмётся за другую. Если вы будете прерывать увлечённо играющего малыша – возникнет протест, и необходимость выполнения домашних заданий быстро приобретёт негативную окраску.
Выполнение домашних заданий всегда начинайте с самого трудного, пока внимание на высоте. А то, что и так знакомо ребёнку, оставьте напоследок.
Если у ребёнка что–то не получается, помогите ему на промежуточных стадиях. Только не стоит делать за него домашнее задание целиком. Плавно подведите малыша к верному решению, но окончательный ответ он должен дать сам. В заключение обязательно похвалите малыша: «Вот молодец! Я тебе только немного помогла, и ты сам решил этот сложный пример». У ребёнка в таком случае появится позитивная установка «я могу сам».
Чаще хвали те малыша за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах. В ваших силах внушить ему волю к победе.
Советы родителям первоклашки
- Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в школьных делах и заботах малыша, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут подтвердить значимость его нового положения и значимости.
- Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретиться в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
- Ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учится. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться – это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.
- Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
- Не пропускайте трудности, возможные у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
- Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка и его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом к учителю и психологу.
- С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появился человек более авторитетный, чем вы, - это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге.
Материал подготовила
Педагог – психолог Крылова З. Р.
Предварительный просмотр:
Что такое развитие мелкой моторики рук?
Начнём с физиологии. Общее развитие моторики – это двигательное развитие всего организма, подразумевает своевременное овладение, координацию, согласование и тренировку всех мышц организма. Крупная моторика отвечает за согласованные движения всего тела (так называемые локомоции) – ходьбу, ползание, бег. Однако у человека есть и особый, уникальный орган, позволяющий выполнять очень точные, порой невидимые глазу манипуляции: это кисти рук, пальцы. Именно эту двигательную систему и называют «мелкой, или тонкой, моторикой».
Двигательное развитие находится в тесной связи с развитием головного мозга ребёнка, само по себе является показателем формирования центральной нервной системы. Однако в преддверии школы сформированность моторных навыков кисти, ловкость пальцев будущего школьника не только отражает благополучие его психомоторного развития. Они становятся ещё и совершенно необходимым условием для его успешности в обучении, ведь школьные занятия требуют высокого уровня формирования графического навыка. Поэтому при подготовке ребёнка к школе родителям важно верно оценить уровень развития графо-моторных навыков.
Вот круг графических умений, необходимых для того, чтобы ребёнок успешно справлялся со школьными заданиями:
- раскрашивание: по тонкому контуру, с мелкими деталями, не выходя за их пределы;
- обведение фигур по пунктиру, проведение ровных линий в «коридоре», в графическом лабиринте;
- копирование графического задания как на листочке в клеточку, так и на чистом листе А4;
- штриховка разнообразная, в разных направлениях;
- тонировка – варьирование нажима карандаша для получения тонов разной насыщенности;
- графический диктант – выполняется на листочке в клеточку под диктовку взрослого: либо фигура, либо орнамент;
- дополнение образца до целого, рисование отражения, дорисовывание симметричного изображения.
Если вы отмечаете, что не все эти навыки у ребёнка достаточно сформированы, пора начинать тренировку пальцев.
Как проводить занятия?
Занятия для развития мелкой моторики с ребёнком 6–7 лет лучше проводить в первой половине дня, после завтрака, в спокойной обстановке. Немаловажными являются офтальмо-гигиенические соображения – освещённость, угол наклона парты или стола, удобство рабочего места. Следите за осанкой, приучайте ребёнка сидеть ровно, правильно держать карандаш при выполнении графических упражнений.
Помните: нельзя заставлять ребёнка заниматься. Задания должны быть интересны ребёнку, а занятия со взрослым сами по себе очень нравятся шести-семилетке.
Среди заданий могут оказаться трудные для ребёнка. Может быть, ему не даётся копирование или ориентация на листе. Часто тренировка графического навыка нелегко даётся ребёнку; в этом случае сделайте упор на творческие задания. Экспериментирование с новым материалом, создание нестандартных работ не только укрепит ладошки, но и подтолкнёт творческое мышление ребёнка.
Задания на развитие моторики
Занятия для развития моторики разнообразны, но их можно разделить по виду деятельности, причём для более полноценного развития движений ребёнка их надо чередовать, избегая однообразия.
- Рисование. Наилучшим образом развивает точные движения рук рисование карандашом и непосредственно пальцами и ладошками. Когда малыш рисует карандашами, он может экспериментировать с нажимом, что невозможно при рисовании фломастером или ручкой. Использование пальчиковых красок даёт возможность ребёнку получить новые тактильные впечатления, при пальчиковом рисовании работают все рецепторы руки, что стимулирует чувствительность и точность тактильного восприятия, создаёт необходимую основу для тонких движений руки.
- Лепка из разных материалов (пластилина, солёного теста, глины), а также создание пластилиновых картин, когда ребёнок размазывает пальчиками пластилин по картону по контуру или создаёт новый образ.
- Работа с бумагой. Оригами, вырезание, кручение и аппликации с разнообразными материалами. Чем фактурнее материал (гофрированная, бархатная бумага, папиросная, фольга, ткань, кожа), тем полезнее занятие для мелкой моторики.
- Конструирование. Тут выбор материала также велик: блоки, металлические конструкторы, магнитные, деревянные – все они развивают ловкость пальцев.
- Рукоделие – вязание, вышивание, шитьё.
Предварительный просмотр:
Приучаем ребенка к самостоятельности!
Часто мы ругаем своих детей:
ничего не могут сделать
самостоятельно! А ведь сами кричали:
«Не трогай, не лезь! Давайте же
изменим ситуацию! И начнем с себя!
Ошибки родителей
1. «Испачкаешься!»
Первый раз «по рукам» за самостоятельность ребенок получает еще в 2-3 года: когда копирует действия взрослых. То веник схватит, то тряпку… И тут же слышит окрик: не трогай, уронишь, испачкаешься. А ведь можно позволить малышу помочь по хозяйству. Да придется не только следить, чтобы малыш не упал, не разбил, но и учить его подметать пол и мыть посуду. Зато у вас не вырастет «неумеха».
2. «Я сама тебя одену!»
Зачастую родителям проще что-то сделать самим. Ждать, пока малыш еще неловкими пальчиками застегнет пуговицы? Так и опоздать можно! А ведь ребенок не кукла, он должен учиться обслуживать себя сам.
И как их исправить?
Очертите круг обязанностей ребенка. Оглянитесь на его ровесников: что они уже умеют делать? Но слепо не копируйте: у каждого ребенка свой темп развития, у каждой семьи - свои традиции. Не забывайте, увеличивая круг обязанностей, расширять и права. Иначе как вы докажете ребенку, что он стал чуточку взрослее? И на каждый новый самостоятельный шаг нужна инструкция по безопасности. Посуду надо мыть так, чтобы не разбил, дорогу переходить на зеленый свет светофора и т.д.
Подготовил: педагог-психолог Крылова З.Р.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для родителей будущих первоклассников на тему
«Черты характера ребенка и их воспитание»
Посеешь поступок – пожнешь привычку,
посеешь привычку – пожнешь характер,
посеешь характер – пожнешь судьбу.
Английская пословица.
СТАНОВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА РЕБЕНКА
В дошкольном и в младшем школьном возрасте в основном оформляется характер ребенка, складываются его основные черты, которые в дальнейшем влияют на практическую деятельность ребенка и на его общение с людьми. В качестве примера положительных черт характера, которые проявляются в предметной практической деятельности и появляются в этот период жизни, можно назвать целеустремленность, работоспособность, настойчивость, ответственность, добросовестность, а как примеры качеств, относящихся к сфере межличностного общения, — контактность, покладистость, доброту, преданность и исполнительность.
Становление характера ребенка дошкольного возраста происходит в играх; в межличностном общении и в домашнем труде, а с началом обучения в школе к этим видам деятельности добавляется учение. Каждый из названных видов деятельности имеет два аспекта: предметный и межличностный. Предметное содержание соответствующей деятельности формирует и укрепляет первую из названных выше характерологических групп качеств, а межличностное — вторую. Обе группы качеств связаны с возникновением и преодолением ребенком определенных трудностей. Проблемы предметного характера условно можно назвать «сопротивлением материала». Оно появляется тогда, когда ребенок берется за какое-либо дело, и оно у него почему-то не получается. Дошкольник, например, решил что-то смастерить, сделать собственными руками: построить, сконструировать, нарисовать, слепить и т.п., но потерпел неудачу. Не отчаиваясь, он вновь и вновь берется за дело и в конце концов добивается своего. В данном случае мы говорим о том, что у этого ребенка есть характер. Другой школьник, попробовав всего лишь один раз сделать дело и столкнувшись с незначительными трудностями, сразу же бросает его. В данном случае мы делаем вывод о том, что у него нет характера.
Трудности, связанные с межличностными отношениями, в которых также формируется характер, иного рода. Они относятся к сфере общения, взаимодействия и взаимопонимания людей, проявляются в настойчивости, с которой ребенок стремится добиться своего в личных и деловых взаимоотношениях с людьми, например, привлечь к себе внимание, добиться расположения человека, установить с ним дружеские личные и хорошие деловые контакты. Подобные характерологические различия можно проиллюстрировать на примерах. Мы видим, что одни дети, общаясь с другими детьми и взрослыми людьми, заботятся о том, чтобы окружающие их правильно понимали, хорошо к ним относились. Если они замечают, что это не так, то во что бы то ни стало, стараются изменить отношение к себе. Еще один пример — поведение ребенка с характером в сюжетно-ролевой игре. Такой ребенок почти всегда старается сделать так, чтобы между участниками игры возникло и поддерживалось взаимопонимание.
Существует взаимосвязь и преемственность в развитии и укреплении характера ребенка в различных видах деятельности. Она заключается в том, что проявление характера в более сложном и трудном виде деятельности, которое появляется по мере взросления ребенка, происходит тогда, когда соответствующая черта характера уже проявилась и закрепилась на генетически более ранней ступени в более простых видах деятельности. Например, при поступлении в школу и при переходе к новому виду деятельности — учению — ребенок лишь тогда будет успешно преодолевать связанные с этим трудности, укреплять свой характер, когда он уже научился преодолевать трудности в игре, в труде и в общении. Характер ребенка будет закрепляться и успешно развиваться в общении с новыми школьными товарищами лишь тогда, когда соответствующие черты проявились и укрепились во взаимодействии со сверстниками в период дошкольного детства.
Как в области обучения, так и в сфере воспитания существуют педагогически запущенные дети, требующие активной психокоррекционной работы. Это относится и к характеру ребенка. С ребенком, педагогически запущенным в плане развития характера, надо работать так же, как и с ребенком, педагогически запущенным в области познавательного развития, т.е. возвращаясь на предыдущую ступень развития, наверстывая и отрабатывая упущенное. Это означает необходимость организации и проведения специальной работы с детьми по развитию характера в сравнительно простых видах деятельности и межличностного общения.
Основные рекомендации по укреплению характера детей дошкольного и младшего школьного возраста в индивидуальной предметной деятельности и в учении сводятся к следующему:
- В выборе вида деятельности для ребенка необходимо постепенно переходить от более к менее непосредственно привлекательным. При этом значимость - осознаваемая ценность данного вида деятельности для собственного психологического развития ребенка — напротив, должна постепенно возрастать. Таким образом, на начальном этапе формирования характера деятельность сама по себе должна быть достаточно привлекательной, почти ничего, кроме удовольствия, ребенку не дающей. На заключительном этапе деятельность, напротив, должна быть малоприятной, но зато крайне необходимой для психологического развития или для достижения какой-либо отдаленной значимой цели.
- Степень трудности деятельности также должна постепенно возрастать. Вначале это может быть сравнительно легко выполняемая работа, на 100% обеспечивающая успех ребенка без особых усилий с его стороны, а в конце - трудная деятельность, гарантирующая успех лишь при настойчивости и выраженном старании.
3. Вначале деятельность должна предлагаться ребенку взрослым, а
затем он сам должен переходить к самостоятельному и свободному выбору
деятельности.
Полноценное развитие характера ребенка в предметной деятельности и в учении может обеспечить только одновременное движение по всем трем указанным направлениям.
Рассмотрим теперь практические рекомендации по укреплению характера детей дошкольного и младшего школьного возраста в совместной деятельности и общении с людьми. Они могут быть выражены в следующих положениях.
1. Включение ребенка в совместную сюжетно-ролевую игру в
деятельность, выполняя которую он будет вынужден приспосабливаться к
индивидуальным особенностям и действиям других людей.
- Выбор в качестве партнеров для общения и совместной деятельности ребенка с другими людьми таких детей, которые существенно отличаются друг от друга и от него самого и требует различного межличностного поведения.
- Постепенное усложнение задач, которые детям необходимо решать в общении и взаимодействии с людьми.
Разумеется, все это, как и в случае воспитания характера ребенка в индивидуальной предметной деятельности, необходимо делать не сразу, а постепенно, шаг за шагом переходя от более простых к более сложным задачам межличностного плана.
ВОСПИТАНИЕ В ДОМАШНЕМ ТРУДЕ
Важное значение для воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста имеет их участие в домашнем труде. Начиная с четырех-пятилетнего возраста, ребенок должен иметь Постоянные обязанности по дому, и это следует считать нормой, само собой разумеющимся делом, обязательным для личностного развития ребенка. В домашнем труде воспитываются аккуратность, ответственность, трудолюбие и многие другие полезные качества. Он нужен не только для того, чтобы помогать родителям по дому, но и для успешного учения в будущем. Активное участие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в домашней работе является хорошей школой общей психологической подготовки к самостоятельной будущей жизни.
Основные виды труда, которые воспитывают и развивают ребенка как личность, — это оборудование и уборка дома, ведение домашнего хозяйства, участие вместе с родителями в решении финансовых вопросов, в приготовлении пищи, в изготовлении предметов домашнего обихода, а также уход за растениями, животными и т.п. В сельской местности и в городе, в тех семьях, которые имеют участки земли, это и сельскохозяйственные работы. Уход за собственным домом развивает у ребенка чувство хозяина, формирует у него организованность, совершенствует его практическое мышление. Детям дошкольного возраста самим необходимо участвовать в оборудовании своего места для игры, отдыха, а детям младшего школьного возраста — также места для учебных занятий. У каждого ребенка в доме должен быть свой, хотя бы маленький, рабочий уголок.
Инициатива в организации всего этого вначале должна принадлежать взрослому, но затем, по мере взросления ребенка, переходить к нему самому. Младшие школьники все это могут делать вполне самостоятельно, только в случаях крайней необходимости обращаясь за помощью к взрослым (например, тогда, когда в силу отсутствия физических или иных возможностей ребенок не в состоянии что-либо сделать сам). Взрослый, не отказывая ребенку в необходимой помощи, должен побуждать его к самостоятельному мышлению и действию всеми доступными способами, всячески стимулировать детскую инициативу и самостоятельность в труде.
Участие детей в уборке дома развивает у них аккуратность и чистоплотность. Эти два качества относятся к разряду так называемых психогигиенических, и начинать заботиться об их развитии надо с раннего возраста. Однако в этом возрасте возможности для их воспитания еще ограничены и полностью раскрываются лишь в дошкольном возрасте. Именно в эти годы на воспитание аккуратности и чистоплотности должно быть обращено особое внимание.
Прежде всего, необходимо позаботиться о том, чтобы эти два качества у ребенка проявлялись в самообслуживании, в систематическом уходе за собой, за своей одеждой, за игрушками и другими вещами личного пользования. Важная роль в формировании этих личностных качеств принадлежит окружающим людям: родителям, братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам. Никакие правильные слова и увещевания не помогут в воспитании аккуратности и чистоплотности, если у самых близких окружающих ребенка людей эти качества не развиты.
Другой аспект воспитания в домашнем труде — экономический. Он включает участие ребенка в ведении домашнего хозяйства, в связанных с этим расчетах, в расходовании семейного бюджета, в определении доходов и расходов. Приобретение ребенком дошкольного или младшего школьного возраста элементарного опыта экономических отношений в семье способствует формированию предприимчивости, экономности и расчетливости.
Развитием этих качеств у детей официальная советская педагогическая система долгое время фактически пренебрегала, сейчас же они выходят на одно из первых мест в воспитании. Можно предполагать, что старший дошкольный и младший школьный возрасты являются наиболее подходящими для формирования таких личностных качеств, поскольку в эти годы дети в состоянии уже производить элементарные расчеты.
Основные пути и средства воспитания в домашних условиях обсуждаемых качеств личности следующие:
- Предложение детям разных экономических задач, соответствующих их возрасту, интересам и уровню понимания. Постепенный переход к таким играм, где сюжетом является решение какой-либо экономической проблемы.
- Привлечение ребенка и предоставление ему самостоятельности в выборе покупок сначала для себя, потом для семьи.
- Привлечение ребенка дошкольного возраста к участию в коммерческой деятельности там, где семья ею занимается.
- Привлечение детей к расчетам, связанным с семейным бюджетом.
- Выделение детям определенной денежной суммы на мелкие расходы, предполагающей экономию средств.
Есть такие виды домашнего труда, которые прямо или косвенно связаны с самообслуживанием. Это — приготовление пищи, ремонт и изготовление деталей одежды, предметов домашнего обихода и личного пользования. Участие детей дошкольного и младшего школьного возрастов в этих видах труда обязательно, так как вырабатывает у них независимость, самостоятельность, способность к самообслуживанию, ведет к быстрому взрослению ребенка.
Участие детей в сельскохозяйственных работах, в уходе за растениями и животными — это мощное средство экологического и нравственного воспитания. Ребенок, которого не приучили по-человечески относиться к природе, не будет по-доброму относиться и к людям.
ВОСПИТАНИЕ В ИГРАХ
Изменение роли игры в дошкольном детстве по сравнению с ранним возрастом связано, в частности, с тем, что в эти годы она начинает служить средством формирования и развития у ребенка многих полезных личностных качеств, в первую очередь тех, которые в силу ограниченности возрастных возможностей детей не могут активно формироваться в других, более «взрослых» видах деятельности. Игра в этом случае выступает как подготовительный этап развития ребенка, как начало или проба в воспитании важных личностных свойств и как переходный момент к включению ребенка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд.
Еще одна воспитательная функция игр дошкольников заключается в том, что они служат средством удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и развитию его мотивационной сферы. В игре появляются и закрепляются новые интересы, новые мотивы деятельности ребенка.
Переходы между игровой и трудовой деятельностью в дошкольном и в младшем школьном возрасте весьма условны, так как один вид деятельности у ребенка может незаметно перейти в другой и наоборот. Если воспитатель замечает, что в учении, общении или труде у ребенка недостает тех или иных качеств личности, то в первую очередь нужно позаботиться об организации таких игр, где соответствующие качества могли бы проявиться и развиться. Если, например, некоторые качества личности ребенок хорошо обнаруживает в учении, общении и труде, то на базе этих качеств можно строить, создавать новые, более сложные игровые ситуации, продвигающие его развитие вперед.
Иногда элементы игры полезно вносить в само учение, общение и труд и использовать игру для воспитания, организуя по ее правилам данные виды деятельности. Не случайно педагоги и психологи рекомендуют проводить занятия с детьми 5-7-летнего возраста в старших группах детского сада и в начальных классах школы в полуигровой форме, в виде обучающих дидактических игр.
В младшем школьном возрасте, кроме того, мы встречаемся с достаточно развитым рефлексивным чувством, со способностью ребенка правильно оценивать и понимать, как он выглядит со стороны, судить о своем поведении с точки зрения социальных норм как о достойном или недостойном. Можно предполагать, что детям младшего школьного возраста хорошо известно, что такое совесть, честность, порядочность, а также другие нравственные качества личности, причем в определенной степени эти качества представлены и у них самих.
ВОСПИТАНИЕ В УЧЕНИИ
Поскольку учение предполагает общение и взаимодействие людей, то оно включает воздействие личности учителя на личность ученика. Следовательно, в учебной деятельности происходит не только на учение, но также и воспитание. В самом учении человеком приобретаются не только знания, умения и навыки, но формируются и закрепляются определенные качества личности, склонности, способности, интересы, потребности, черты характера.
Основное содержание воспитательной работы, выполняемой в начальный период учения, связано с формированием у ребенка потребности в знаниях, широких и глубоких познавательных интересов, любви к истине, потребности в непрерывном самообразовании и саморазвитии. Эти качества личности вместе с другими, уже рассмотренными нами, закладываются в дошкольном возрасте. Их воспитание зависит от людей, которые с детства окружают ребенка, от их эрудированности, от доступности самому ребенку разнообразной информации.
Любознательность детей дошкольного возраста — а она у большинства детей этого возраста проявляется вполне естественным образом — надо всячески поддерживать и развивать. Необходимо обстоятельно, доступно и честно отвечать на вопросы, интересующие ребенка, учить его самого находить на них ответы. Обучившись читать, ребенок в возрасте около 10-12 лет вполне в состоянии это делать сам. В распоряжении родителей и детей сейчас имеется целая библиотека справочной литературы по различным предметам. Эта литература имеется в библиотеках в пределах доступности для каждого ребенка. Очень важно с первых лет обучения в школе научить его самостоятельно работать с книгой, самому находить в справочной литературе то, что его интересует.
Конец младшего школьного возраста связан обычно с окончательным закреплением в психологии ребенка потребности в достижении успехов или противоположной ей потребности избегания неудачи. Вспомним, что начало формирования этой потребности относится к раннему дошкольному возрасту, так что весь период ее развития и закрепления охватывает примерно десять лет. Ближе к завершению младшего школьного возраста ребенок осознает жизненное значение данной потребности и динамику ее функционирования. Дети, в частности, начинают различать способности и прилагаемые усилия и понимать, что их успехи зависят от старания.
Для правильного воспитания стремления к достижению успеха важно решить вопрос о том, как развитие данного стремления зависит от стиля общения взрослых и детей, от характера их взаимоотношений, складывающихся в ситуациях, где возможно достижение успеха в какой-либо деятельности.
Формирование различных качеств личности становится возможным лишь при условии овладения ребенком тем поведением, в котором выражаются эти личные свойства. Ребенок под руководством взрослого должен овладеть внешним способом организации своего поведения, которое требует вначале постоянного контроля со стороны других людей, коллектива. Затем контроль переходит к самому ребенку и осуществляется внутренними средствами. Наконец, требуемое поведение становиться привычным и может постепенно перейти в черты характера.
Хорошими людьми становятся
больше от упражнения, чем от природы.
Демокрит.
Предварительный просмотр:
Детские капризы и упрямство.
Способы их преодоления
Капризы как и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:
1. Непослушанием, выражающимся в непослушании и озорстве.
2. Детским негативизмом то есть неприятием чего либо без определенных причин.
3. Своеволием.
4. Недисциплинированностью.
Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка.
Понятие «капризы» и «упрямство» очень родственны и четкой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.
Упрямство – это психическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которых нет видимых мотивов.
Проявление упрямства:
- желание продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы;
- выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, то есть ребенок понял, что совершил ошибку, но не хочет в этом признаваться, и поэтому «стоит на своем».
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, еще в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
Проявления капризов
- желание продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы;
- в недовольстве, раздражительности, плаче;
- в двигательном перевозбуждении.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризах:
1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5 – 4 годам;
3. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь нормальная;
4. Пик упрямства приходится к 2,5 – 3 годам жизни;
5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки;
6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики;
7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по пять раз в день. У некоторых детей до девятнадцати раз.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:
1. Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
3. Не пытайтесь в это время что – либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки его еще сильнее возбуждают.
4. Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и отвести в сторону.
6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: « Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно.
7. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка!» Подобные отвлекающие маневры заинтересуют капризулю и он успокоится.
8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».
9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
10.Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь идет о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребенка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. Нельзя хвалить за то, что достигнуто не своим трудом, не подлежит похвале (красота, сила, ум, ловкость), из жалости или желания понравиться.
2. Надо хвалить за поступок, за свершившееся действие; начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы, одобрения; очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше и на ночь тоже; уметь хвалить ребенка, не хваля (например, попросить о помощи, совет, как у взрослого).
О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
3. Наказывать нельзя и ругать когда:
- ребенок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни, так как в это время психика ребенка уязвима и реакция непредсказуема;
- когда ребенок ест, сразу после сна и перед сном;
- во всех случаях, когда что-то не получается, (например, когда вы торопитесь, а ребенок не может завязать шнурки);
- после физической или душевной травмы (например, ребенок упал, а вы ругаете за это, считая, что он виноват);
- когда ребенок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью, но он очень старался;
- когда внутренние мотивы его поступков вам не понятны;
- когда вы сами не в себе;
7 правил наказания:
1. Наказание не должно вредить здоровью;
2.Если есть сомнения, то лучше не наказывать (например, вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребенок, или вы сомневаетесь в том, что совершенное действие вообще достойно наказания, то есть наказывать «на всякий случай» нельзя;
3. За один поступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи);
4. Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием;
5. Надо наказывать и вскоре прощать;
6. Если ребенок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему наказан;
7. Ребенок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своем семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.
«Детские капризы и упрямства, их причины и меры воздействия».
Все взрослые, имеющие дело с маленькими детьми, не один раз сталкивались с их капризами. Что же такое капризы ребёнка? Почему дети бывают упрямыми? Капризы могут проявляться по-разному: иногда ребёнок выражает недовольство всем на свете - он всё время хнычет, а сам не знает, что хочет.
Нам, взрослым, поступки капризничающего ребёнка порой кажутся непонятными, а его поведение нелогичным. Но в капризах детей есть своя внутренняя логика. Часто это реакция слабости нашего ребёнка на тяжёлые для него требования. Бывает ребёнок требует что-то совершенно невыполнимое и, не добившись своего закатывает истерику: бросается на пол, колотит руками и ногами, ревёт в голос. Для того чтобы уметь гасить капризы у ребёнка, надо хорошенько разобраться в мотиве каприза.
Вот ребёнок в песке. Солнышко по-весеннему пригревает, а одет он слишком тепло, ребёнку жарко. Вдруг, неудачно повернувшись, он падает. И хотя он не ушибся, тут же раздаётся громкий плач. Его утешают, а плач ещё сильней. Что это - каприз? Скорее сигнал. Это реакция ребёнка на неудобство на скованность одеждой и перегрев.
Часто ребёнок капризничает во время, и после болезни. И многие родители снисходительно относятся к этому. Конечно, мягкость и бережность - чувства обязательные, но постоянно и настойчиво нужно стремиться к тому, чтобы каприз, порождённый болезненным состоянием, не вошёл в привычку и не стал формой поведения и здорового ребёнка.
Часто капризы ребёнка есть следствие того, что взрослые отказываются выполнить его желание. Ребёнок не всегда может разобраться, какое из его желаний выполнимо, а какое нет. Поэтому, когда взрослые отказывают ребёнку в чём- либо, то он приписывает это их злой воле полагает, что они просто не хотят считаться с его желаниями. Света требует, чтобы мать разрешила ей гладить большим утюгом. А когда ей отказывают, начинает сердиться на мать. Нужно убедить ребёнка, что утюг для неё слишком тяжёл, и, кроме того, можно обжечься.
Бывает и так, мы отказываемся удовлетворить желание ребёнка легко выполнимое, но просто в этот момент, когда ребёнок обращается к нам со своей просьбой, мы или чем-то раздражены, или устали, или просто считаем просьбу пустой и не выполняем её. Ребёнок обижен и как протест опять каприз. Ребёнок никогда не будет капризничать наедине с собой, ему обязательно нужно свидетель, для которого он плачет, капризничает. Характерно, что дети это понимают и сами.
Источником капризов может служить внутреннее состояние ребенка- усталость, сонливость, голод или жажда, перегрузка новыми впечатлениями, приводящая к перевозбуждённости нервной системы.
Не случайно, в детском саду не дают детям сразу много новых наглядных пособий, не читаем несколько сказок сразу. Игры чередуются рисованием, чтением сказок, наблюдением. Ребёнок постоянно меняет характер занятий и не устаёт.
Часто родители оказываются беспомощными перед малышом.
Ребёнок становится маленьким деспотом в семье, он привык, чтобы ему все угождали, выполняли все его прихоти и желания. Наверное, для многих родителей странно звучат слова: требовать от ребёнка. Что, мол, можно требовать от ребёнка? Довольно многое. Конечно, требования эти должны быть разумными, учитывать возраст и состояние ребёнка, его физические и психические возможности. Форма требования должна быть понятна ребёнку.
Многому можно научить ребёнка через игру. К примеру, не просто заставить убирать разбросанные игрушки, а укладывать их спать. Главное, чтобы взрослые сами серьёзно относились к обязанностям ребёнка, не брали на себя выполнение тех дел, которые уже поручили ребёнку.
Все родители замечали, что дети любят, когда на них обращают внимание окружающие. Некоторые мамы и папы идут на поводу этой склонности детей Они захваливают ребёнка, особенно, когда у них он один. Красивый какой! Умный какой! И способности необыкновенные, развит не по годам. Глядишь, и ребёнок сам уверовал в это. Но ведь он находится не только в семье - играет среди сверстников во дворе, посещает д/с, почему-то там не замечают какой он особенный - тогда появляется чувство обиды и, как следствие этого, капризы.
Очень важно при разговоре с детьми не бросать слова на ветер.
Если вы сказали, что накажете ребёнка за какой-то неблаговидный поступок или за баловство, то непременно выполните своё обещание, ведь ребёнок всё помнит и, если это войдёт в систему, в следующий раз не будет реагировать на ваши замечания.
Капризным детям полезно быть среди сверстников. И если дома им легко разжалобить маму или бабушку, то среди сверстников это, как правило, не удаётся. Капризным волей-неволей приходится сдерживать себя, не распускаться, ведь могут и засмеять, и в игру не принять.
Причиной капризов может быть и отсутствие внимания, равнодушие к детям. Эта причина меньше распространена, но всё же случается, что иные родители не считаются со справедливыми и разумными желаниями детей. Бывает, дела, игры, которые родителям кажутся незначительными, для ребят важны и серьёзны. Родители часто недоумевают: « Я же не баловала своего ребёнка, была строга к нему!» Строга - это хорошоl НО когда ребёнок только и слышит: «Перестань шуметь! Не делай этого! Не ходи туда! Не вертись!» и т.д.- он начинает протестовать. И протестует доступным ему способом - капризом.
Весьма влияет на поведение ребёнка – эмоциональный климат в семье. Ссоры, конфликты, неуважительное отношение взрослых друг к другу или противоречия в требованиях, которые они предъявляют к ребёнку. Отец настаивает, а мать отменяет, ребёнку бывает трудно разобраться в потоке разрешений и запретов, и он вынужден протестовать против путаницы - отсюда каприз. Конечно, в семье могут быть разные оценки поступков ребёнка, разные подходы к нему, но важно помнить одно, ребёнок не должен этого чувствовать. Требования к нему должны быть едиными.
И главное попробовать не обращаться с ребёнком как с малышом, а в любой период жизни подчеркнуть, как он вырос, каким стал большим и умелым. Это поднимает ребёнка в его собственных глазах, он будет более самостоятельным, и упрямство снимет как рукой.
Чрезвычайно важно, чтобы самостоятельность малыша не искала выхода в упрямстве, а нашла применение в развитии полезной деятельности. Необходимо учить дошкольника не только самостоятельно есть, одеваться, но и привлекать его к домашним делам. И как бы иной раз плохо не удавалось малышу его первое начинание всегда надо одобрить, а при малейшей удаче похвалить его.
25 способов сделать так, чтобы ребенок вас СЛУШАЛ
1. Установить зрительный контакт на уровне ребенка (сесть на корточки, например).
2. Обращаться по имени.
3. Говорить коротко и внятно. Самое главное – говорите вначале одним предложением. Чем больше вы говорите, тем меньше ребенок будет вас слушать сейчас и в дальнейшем.
4. Говорить просто. Короткими словами, предложениями. Говорите так же, как он.
5. Попросите малыша повторить вашу просьбу или задание.
6. Делать предложения, от которых он не сможет отказаться («Оденься, чтобы пойти и играть на улицу»).
7. Быть позитивным (вместо «Бегать нельзя», лучше – «Дома мы ходим, а бегать можно на улице»).
8. Начинайте задание со слов «Я хочу». Дети любят делать приятное родителям, но не любят приказов. Это как раз способ совместить.
9. «Когда ты… тогда» лучше, чем «Если ты…, то». Так вы не даете малышу выбора не послушаться, если предлагается во второй части что-то, что ему приятно. «Когда ты почистишь зубки, мы начнем читать книжку».
10. Скажите о том, что вы хотите лично, отвлеките малыша. Вместо того, чтобы кричать с кухни «Быстро обедать», когда ребенок смотрит мультики, подойдите к нему, посидите с ним пару минут, во время рекламы заберите его кушать.
11. Давайте «нужный» выбор: «Ты сначала хочешь надеть пижамку или почистить зубы?», «Ты хочешь надеть красную шапку или синюю?».
12. Задавайте вопросы по возрасту. Не все 3-хлетние дети (да и не все взрослые) могут ответить на вопрос: «Зачем ты это сделал?», лучше так: «Давай поговорим, о том, что ты сделал».
13. «Пожалуйста» и «спасибо» – слова для всех, если учите малыша говорить их вам, используйте их сами при диалоге с ним.
14. Говорить психологически корректно: вместо «Ты должен» – «Мне хочется, чтобы ты». Если вопрос подразумевает негативный ответ (как вариант), лучше просто попросить: «Забери свое пальто, пожалуйста» вместо «Ты можешь забрать свое пальто?».
15. Оставляйте забавные напоминалки, записочки. Это тоже способ общения с ребенком.
16. Чем громче кричит малыш, тем спокойнее говорите вы. Иногда говорите «Я понимаю тебя» или «Как я могу помочь?».
17. Сначала успокоить, потом говорить.
18. Повторяйте то, что сказали время от времени. Иногда детям трудно запоминать. Но чем старше ребенок, тем меньше раз это нужно делать.
19. Дайте малышу закончить мысль.
20. Давайте задания в рифму.
21. Отказывая, давайте альтернативу: «Ты пока не можешь один пойти в парк, но ты можешь поиграть с друзьями в соседнем дворе».
22. Давайте советы: «Мы скоро уходим, скажи «пока-пока» игрушкам, Мише».
23. Избегайте вопросов «Да/нет» при разговоре с закрытыми детьми, лучше делайте вопросы «узко-специфическими». Вместо «Ты хорошо провел день в школе?», лучше «Что тебе понравилось больше всего?».
24. Говорите о том, как вы себя чувствуете, дети не любят делать плохое родителям: «Когда ты убегаешь в магазине, мне становится очень страшно, что я тебя потеряю».
25. Когда вы не смогли переубедить малыша, не переходите на «бизнес-тон», лучше спокойно. Но уверенно скажите «Я не изменю своего мнения на этот счет. Извини», чем резко рявкнуть «Разговор окончен».
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Как воспитывать:
кнутом или пряником?
(маленькие подсказки для взрослых)
С незапамятных времен используют обе эти формы наказания. Словарь Даля гласит, что слово «наказать» - это не только наложить санкцию, но сначала дать наказ (повеление, предписание, инструкцию).
Наказание – это всегда реакция на нарушение правила, о котором ребенок знал.
Прежде, чем сей воспитательный акт возмездия свершится, все же задумайтесь: ЗАЧЕМ? Именно не ЗА ЧТО, а ЗАЧЕМ. И если у вас есть хоть малейшее сомнение, наказывать или не наказывать, то лучше НЕ НАКАЗЫВАТЬ! А уж тем более не наказывайте для профилактики, «на всякий случай».
В любом случае придерживайтесь следующих правил наказания детей:
- При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не останется без родительской любви.
- При любом наказании дети не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.
- Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.
- Наказание детей должно носить временный характер («Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на 3 дня»).
- При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Отмечается только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.
- При наказании детей исключено припоминание прежних проступков. Вы говорите только о том, за что он наказывается именно сейчас.
Пять причин, по которым не стоит бить ребенка:
- Это в любом случае удар, сам по себе достойный осуждения.
- Это признание своей слабости: родитель не смог совладать с собой и это роняет его авторитет в глазах ребенка.
- Это делает насилие чем-то обычным: взрослый дает понять, что физическая сила - единственное безотказное средство решения конфликта.
- Это унизительно: ребенок чувствует себя недостаточно любимым, он все хуже и хуже ведет себя и получает новые шлепки. Этот порочный круг побуждает и ту, и другую сторону ко все большему насилию и препятствует формированию у ребенка самоуважения.
- Это неэффективно: если ребенок и уступает, то из чувства страха, а не из-за признания своей вины. Он не извлекает из этого урока, причины конфликта не исчезают, наоборот, они провоцируют следующий кризис в отношениях.
Когда ни в коем случае нельзя наказывать детей:
- когда ребенок болен. В этот период психика особенно уязвима, реакции не предсказуемы;
- когда ребенок ест;
- перед сном и после сна;
- во время игры или работы;
- когда вы в плохом настроении или вне себя от злости.
Согласитесь, в таких случаях мы попросту срываем на детях зло.
Ситуация для размышления:
Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов, он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец спросил его:
- Будешь еще так делать?
- Нет, - ответил малыш.
- А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.
- Да, за то, что кашлял, - ответил ребенок…
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
1.Убедитесь в собственной уверенности, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас.
- Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад.
- Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло, что он сможет ходить сюда.
- Рассказывайте родным и близким в присутствии малыша, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
- Расскажите ребенку о режиме детского сада подробно. Повторяйте свой рассказ чаще.
- Поговорите с ребенком о трудностях, о том, к кому можно обратиться за помощью. Проиграйте эти ситуации дома.
- Научите малыша знакомиться с другими детьми, взрослыми. Поощряйте общение ребенка.
- В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
- Никогда не пугайте ребенка детским садом.
- В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще обнимайте ребенка.
- Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпускать вас.
- Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
- Если через месяц ваш ребенок не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли.
- Если вы испытываете потребность в помощи, то педагоги и психолог детского сада ждут вас.
Приемы, облегчающие ребенку
утренние расставания:
- Научитесь прощаться с ребенком быстро. Не затягивайте расставание. Ребенок почувствует ваше беспокойство за него, и ему будет труднее успокоиться.
- Предложите ребенку взять из дома какую либо игрушку или фотографию, которая будет напоминать ему о вас и о том, как сильно вы его любите.
- Никогда не пытайтесь ускользнуть незаметно от ребенка, если хотите, чтобы он вам доверял.
- Придумайте забавный ритуал прощания и строго придерживайтесь его, например, всегда целуйте ребенка в щечку или помашите ему рукой.
- Не пытайтесь подкупить ребенка, чтобы он остался в детском саду за новую игрушку.
- Четко дайте ребенку понять, что какие бы истерики он не закатывал, он все равно пойдет в детский сад. Если вы хоть раз ему поддадитесь, в дальнейшем вам будет уже гораздо сложнее справиться с его капризами.
- Об успешности адаптации будет свидетельствовать нормализация состояния малыша, однако это не означает, что он будет радостно бежать в детский сад. Ребенок может грустить и плакать при расставании с вами. Однако ребенок, адаптировавшийся к детскому саду, принимает для себя необходимость его посещения.
Терпения и удачи вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
буклет- памятка для родителей"Играем вместе с детьми.Правила для родителей"
В памятке говориться о важности и сущности детской игры, о том, что игра дает ребенку. А также правила о том, что в совместной игре взрослым можно и чего нельзя делать. Приведены примеры про...
Буклет - памятка для родителей "Правила поведения родителей на детских утренниках"
Буклет - памятка для родителей "Правила поведения родителей на детских утренниках"...
Буклет - памятка для родителей "Человек без родины, что соловей без песни" (для родителей)
Памятка для родителей "Человек без родины, что соловей без песни"...
Буклет - памятка для родителей "Ни ночью, ни днем не балуйся с огнем!" (для родителей)
Памятка для родителей по тематической недели "Ни ночью, ни днем не балуйся с огнем!"...
Буклет - памятка для родителей "ПАМЯТКА по действиям в чрезвычайных ситуациях"
Информация для родителей по безопасности...
Буклет-памятка для родителей воспитанников "Зима прекрасна когда безопасна"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24613506","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Родители, помните! Ребенок начинает знакомиться с правилами дорожного движения еще зад...
Консультация для воспитателей " Конфликты с родителями воспитанников: рекомендации по их разрешению и профилактике"
Современная жизнь , к сожалению, богата на конфликты. Довольно часто конфликтные ситуации возникают и в процессе общения педагогов с родителями воспитанников. Не всегда их причиной становятся разногла...