Игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста
картотека по развитию речи (старшая группа)

подборка игр для развития речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста

Работа по ЗКР включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умение пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности. Для этого проводятся разные игры и упражнения, такие как: - «Как слово звучит», «Найди первый звук», «Громко - шепотом» и др.

«Найди первый звук»

Цель: учиться правильно и четко выделять в слове первый         звук.

Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них должны быть слон и собака.

Взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать на машине тех зверят, название которых начинается со звука «С» (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука «С», то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кккооошшшкккааа.

Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет.

- Машина не поедет, потому что в слове гусь звук «СЬ», а не «С».

Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно производить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.

        «Громко - шепотом»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе; «Са-Са-Са – прилетела оса». Затем рифмовка повторяется громко – тихо – шепотом (вместе со взрослым и индивидуально).

- Су-Су-Су – кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).

Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно; Са-Са-Са….. (там летит оса), Су-Су-Су…. (я боюсь осу).

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения). который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.

        

«Как говорит Таня»

Цель; различать разные интонации и пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.

Взрослый берет куклу и начинает рассказывать «Это Таня. Идет она с прогулки домой и слышит; кто – то жалобно мяукает, вот так – мяу-мяу (жалобная интонация). Как мяукал котенок? (ребенок повторяет). Взяла Таня котенка на руки, принесла домой, налила ему в блюдце молока. Котенок радостно замяукал, вот так: «мяу-мяу» (радостная интонация). Тут прибежала собачка и стала громко лаять на котенка. Рассердился котенок и стал мяукать сердито, вот так: «мяу-мяу» (сердитая интонация). Но Таня быстро их помирила. Котенок и щенок стали весело … мяукать и лаять». Ребенок рассказывает всю историю самостоятельно (взрослый в случае необходимости помогает отдельным словом или предложением), передавая все интонации по содержанию текста.

        В словарной работе внимание уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря.

        Продолжается работа по активизации словаря детей названиями предметов, их качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы). Уточняются обобщенные понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда). Дети могут называть действия, связанные с движением игрушек, животных, подбирать определения к заданным словам (снег, снежинка, зима).

        «Кто больше слов скажет»

Цель: называть качества, признаки и действия  животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на их черты.

        Взрослый показывает ребенку картинку -например, белочку – и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, быстрая, смелая, сообразительная, она карабкается на сосну, собирает грибы, накладывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

        Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик -маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок – с длинным хвостом, любопытный и т.д.

        «Кто заблудился?»

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

- Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц). Как назвать его ласково?  (Зайчонок, зайка, зайчик, заинька). Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол). Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный).

- Закончите предложения. Если зайчик потерялся….. (мы поможем найти ему свой дом). Если зайка уколол себе лапку, мы ….. (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).

        Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; подбирают не только действия к предмету (лейка, утюг, молоток… нужны для того, чтобы….), но и предметы к тому или иному действию (поливать можно… цветы, грядки на огороде; гладить можно… платье, брюки, одежду).

        Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеет делать ….. ветер, вьюга, солнце?»). Одновременно можно развивать у детей понимание многозначного слова, ориентировку в сочетаемости разных слов (идет можно сказать про человека, автобус, поезд, часы, мультфильм).

        Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Например: дети, ребята, мальчики и девочки; сладкий – горький, старый – новый.

        «Какие бывают иголки?»

Цель: дать детям представление о многозначном слове «игла», упражнять в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.

- Какие вы знаете иглы? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские).

- Чем похожи все иголки? (Острые, тонкие, колючие).

- Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной). Что шьют швейной иглой? (Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол).

        Есть у ежика и елки

        Очень колкие иголки.

        В остальном на елку еж

        Совершенно не похож.

- Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться). От кого еж защищается?

        Вспомните стихотворение Б. Заходера про ежа:

Что ж ты, еж, такой колючий?

Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы и медведи.

        - Ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?

        - Закончи предложения: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он …. (колючий). Лиса потрогала ежа и …. (укололась)».

        - У папы – ежа иголки длинные и толстые, а у ежат…(короткие и тонкие).

        - Иглы на елке еловые, а на сосне .. (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?

        - Придумай рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.

«Кого можно гладить»

Цель: познакомить детей с многозначным глаголом «гладить».

- Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить. А кого можно погладить?  (Зайчика, котенка, ребенка). А что можно погладить? (Брюки, юбку, платье). Как одним словом все это назвать? (Одежда)

Глажу платье утюгом,

А кота и кошку,

Что гуляют под окном,

Глажу я ладошкой.

- Что делает котенок, когда его гладят? (мурлычет, выгибает спинку).

У каких предметов есть спинка, а какая у них спинка? У собачки, у дивана….

        «Шишка»

Цель: познакомить с разными значениями многозначного слова «шишка».

        Что растет на елке?

        Шишки да иголки.

        Если мы растем на ели,

        Мы на месте, мы при деле,

        А на лбу у ребятишек

        Никому не нужно шишек.

- Про какие шишки говориться в первом стихотворении и про какие во втором?

- Подберите к слову «шишка» складные слова (малышка, мышка, мишка….).

Вспомните стихотворение про мишку (Мишка косолапый по лесу идет……)

- Про кого эта загадка? «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается». (Белка).

        Белка – шалунья сидела на елке,

        Бросила шишку прямо на волка.

        Ох, какая она шалунишка!

        У волка на лбу сразу выросла …. (шишка).

При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка) необходимо использовать наглядность (рисунки, изображения, иллюстрации). Например, находить на картинке предметы, которые называются, одним словом, «игла» (швейная, медицинская, игла у ежа, сосны и ели). Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова можно предлагать доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый, острый).

        «Ручка - ножка»

Цель: познакомить с разными значениями слов «ручка», «ножка».

        - Отгадайте загадку; одной ручкой всех встречает. другой провожает, всем, кто придет, руку подает. (Дверная ручка).

        - У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой?

        - Нарисуй предметы, у которых есть ручка.

        - Закончи предложения: ручка нужна, чтобы…За ручку можно….

        - А какие предметы мы называем словом «ножка»?

        - Нарисуй предметы, у которых есть ножка.

        «Как сказать по – другому?»

Цель: заменить многозначные слова в словосочетаниях.

- Скажи по-другому! Часы идут…. (ходят). Мальчик идет… (шагает). Снег идет… (падает). Поезд идет (едит, мчится). Весна идет …. (наступает). Пароход идет … (плывет).

- Закончи предложения. Мальчик пошел… Девочка ушла…. Люди вышли….. Я пришел…. Саша идет медленно, Вова идет… Можно сказать, что он не идет, а…

«Кто это ползет?»

Цель: подбирать слова, обозначающие признаки и действия, составлять описание.

        - Отгадайте загадку: «Кто это ползет, на себе свой дом везет?»

Дети отгадывают загадку, рассматривают картинку (улитка), обращают внимание на домик и рожки. Вторая загадка: «Глаза на рогах, а домок на спине».

        - В каком домике живет улитка? Какие дома вы еще знаете? Кто там живет? Послушайте стихотворение Т. Волжиной «Где, чей дом»:

        - Воробей живет под крышей,

        - В теплой норке – домик мыши,

        - У лягушки дом в пруду,

        - Домик пеночки в саду.

Эй, цыпленок, где твой дом?

Он у мамы под крылом.

        Может ли улитка выползти из своего домика? Почему? Быстро ли ползет улитка? Она увидела ребят и сказала: «Я так тихо мчалась, так медленно неслась». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?

        Улитка стала загадывать детям лесные загадки: «Колючая, маленькая – это ежик или елочка? Пушистый, маленький – это зайчик или белочка?»

- Теперь вы опишите меня и расскажите, какая я, что у меня есть, какую песенку про меня дети поют.

         

В речевой работе с детьми пятого года жизни расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению (без наглядного материала). Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет… шишки, варежек, брюк); правильному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; развивается ориентировка на окончание слов при их согласовании в роде (добрый мальчик, веселая девочка, голубое ведро).

        Обучение детей образованию форм глаголов в повелительном наклонении (спой! спляши! попрыгай!) происходит в играх, когда дети дают поручения зверятам, игрушкам, друзьям. (аналогично с играми, представленными выше).

        Упражняются дети и в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под, над, между, около). Детей учат соотносить названия животных и их детенышей (утенок – утята – не стало утят; зайчонок – зайчата – много зайчат; лисенок – лисята – нет лисят). Дети упражняясь в образовании наименований предметов посуды, осознают, что не все слова образуются одинаковым способом (сахарница, салфетница, но и масленка и солонка).

        Кроме того, детей надо знакомить с происхождением некоторых слов («Почему грибы называют … подберезовиком, подосиновиком, лисичкой, мухомором? … шапку – ушанкой, цветок – подснежником?»).

        Для развития связной речи детей учат пересказывать литературные произведения, как уже знакомые, так и впервые прочитанные на занятии.

        Продолжается формирование навыков повествовательной речи, для чего детям даются схемы составления совместного рассказа – тем самым они глубже осознают структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец).

        «Составление сказки «Приключение Маши в лесу»» 

        Воспитатель спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять). Что с ней могло случиться?» (Заблудилась, встретила кого-то). Этот прием предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает детям возможные варианты его развития.

        «Расскажем про белочку»

Цель: составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.

        - Давайте еще раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая). А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый). Я начну рассказывать, а ты заканчивай. Как – то раз белочка побежала погулять… (и шишек набрать). Только сорвала первую шишку …. (увидела волка). Но белочка… (не испугалась). Она бросила … (шишку прямо на волка). На лбу у него… (выросла шишка). Давайте нарисуем белочку, волка, сосну и шишку.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста

Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста...

Игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития речи детей младшего дошкольного возрастаИгры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возрастаИгры и упражнения для развития речи детей старшего дошколь...

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста».

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, в...

Су-джок игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста.

Су-джок игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста....

Дидактические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста.

Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Этосамостоятельно добытый опыт имеет ...

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В буклете для родителей собраны кинезеологические игры и упражнения для развития речи детей. Кратко и полно описано для чего и как их выполнять с детьми....

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники.

quot;Что я чувствую»Программное содержание. Развивать умение выделять признаки предметов, явлений с разных позиций источников восприятия.Оборудование. «Сенсорные карты», на каждой и...