Как способствовать развитию личностной активности и образа Я.
статья (младшая, средняя, старшая группа)
В совместных действиях и играх с ребёнком мама должна заботиться о том, чтобы инициатива постепенно переходила от неё к ребёнку. Взаимодействие должно быть гармоничным, т.е. следует соблюдать соотношение инициативных и ответных действий как со стороны матери, так и с о стороны ребёнка. Старайтесь отвечать на все инициативы малыша. Не прерывайте насильно игру, чтобы позаниматься с ним (почитать книжку, порисовать т.п.), не мешайте его целенаправленной деятельности.
Создавайте условия для развития образа Я ребёнка. Для этого предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партнёров по игре. Уважайте право малыша на собственное мнение.
С целью развития представлений о своих физических способностях следует создавать условия для овладения ребёнком сложными движениями, называя их, совершая вместе с ним, затем давая возможность выполнять их самостоятельно (по просьбе взрослого). Организуйте подвижные игры, включающие разные виды движений: ходьбу, подпрыгивания, приседания, прыжки, бег. Полезны музыкальные занятия с простыми танцевальными движениями.
Время от времени подводите ребёнка к зеркалу, улыбайтесь его отражению, называйте по имени. Предлагайте рассматривать одежду, соотносить отражение в зеркале с реальностью. Не нужно бояться того, что ребёнок, который с удовольствием рассматривает себя в зеркале, «красуется», вырастет самовлюблённым и избалованным. Психологически никакой связи между эгоцентричностью и рассматриванием себя в зеркале нет.
Следует также учить ребёнка узнавать себя и близких на фотографиях. Показывайте фотографии мамы, папы, бабушки, дедушки, знакомых взрослых, других детей. Учите узнавать себя в младшем возрасте, сравнивать с собой в настоящий момент, наблюдать за изменениями в своём внешнем облике, физическом Я.
Обратите внимание на развивающееся у ребёнка чувство собственности. Понимание того, что у него есть своё место за столом, свой уголок для игры, свои кроватка, чашка, одежда и т.п., свидетельствует о развитии самосознания, представления о себе как обладателе определённых вещей. Это не проявление жадности и себялюбия. Это развивающееся Я ребёнка. Уважайте его право на собственность и одновременно учите считаться с аналогичными правами других людей.
Предлагайте мальчикам и девочкам различные игрушки, сюжетные игры в соответствии с полоролевой принадлежностью, одобряйте, поощряйте поведение, соответствующее полу ребёнка, создавая условия для формирования половой идентичности. Так, хвалите девочек, когда те выбирают кукол, помогают в домашней работе (стирка, уборка, приготовление обеда и т.п.); одобряйте мальчиков, играющих в кубики, машинки; подчёркивайте разницу между поведением мальчиков и девочек.
Поощряйте проявление чувства сопереживания эмоциональным состояниям других людей. Похвалите ребёнка за то, что он стремится утешить плачущего, подскажите, как это лучше сделать (предложить игрушку, угостить сладостями, обнять). Развивайте способность разделить с другими положительные эмоции: радость, восхищение, чувство удовольствия и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методы и приёмы ТРИЗ, способствующие развитию творческой активности детей"
"Методы и приёмы ТРИЗ, способствующие развитию творческой активности детей" (консультации для воспитателей)...
Коррекция родительско-детских отношений, способствующая развитию коммуникативной активности детей с нарушением речи.
Коррекция родительско-детских отношений, способствующая развитию коммуникативной активности детей с нарушением речи....
«Инновационные формы работы, способствующие развитию творческой активности детей»
«Инновационные формы работы, способствующие развитию творческой активности детей»...
Использование дидактических игр, способствующих развитию творческой активности у детей 6-7 лет
К подготовительной к школе группе ребенок свободно владеют фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют большой словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизмене...
Консультация для педагогов: «Игра как особый вид деятельности, способствующий развитию личностных качеств ребенка».
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности....
Мастер-класс для педагогов: «Использование интерактивных тематических папок в образовательном процессе ДОУ, способствующих развитию познавательной активности детей дошкольного возраста»
Все дальше и дальше люди отдаляются от своего главного источника знаний – книга. Перед педагогом всё чаще стоит вопрос. Как, привить у ребёнка любовь к книге и поддержать познавательную ак...