Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 5 года жизни""
консультация (средняя группа)

Ребёнок пятого года жизни более самостоятелен, умеет себя обслужить. Это возраст почемучек: что это, зачем, почему, отчего - вопросы, обращённые к взрослым, свидетельствуют о стремлении малыша как можно больше узнать о мире, в котором он живёт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vozrastnye_osobennosti.docx445.23 КБ

Предварительный просмотр:

https://funart.pro/uploads/posts/2020-03/1584638456_23-p-foni-dlya-tekstov-v-vord-51.jpgКонсультация для родителей

«Характеристика и особенности воспитания детей 5-го года жизни»

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях».

К. Д. Ушинский

Всестороннее воспитание ребёнка, подготовка его к жизни в обществе - главная социальная задача, решаемая обществом и семьёй. Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности детей. Ребёнку дошкольного возраста свойственны специфические особенности. Склонность к подражанию. Вы, наверное, замечали, что дети любят подражать поведению взрослых. Поступки у наших детей импульсивны, преобладает чувство над разумом. (Я хочу, а нужно ли это, это дело второе). У детей недостаточная способность к волевым усилиям, самоконтролю, а также отсутствие жизненного опыта. (Щедрый, добрый - это хорошо, я подарю другу папины значки. Ребёнок не задумывается, что при этом сделает папе плохо).

Дети в этом возрасте стремятся к самостоятельности, к открытию нового. Всё это непременные спутники дошкольного возраста. Ребёнок пятого года жизни более самостоятелен, умеет себя обслужить. Это возраст почемучек: что это, зачем, почему, отчего - вопросы, обращённые к взрослым, свидетельствуют о стремлении малыша как можно больше узнать о мире, в котором он живёт.

Устойчивее становится внимание, а память более произвольной. Занятия (лепка, рисование, счёт, чтение, развитие речи) он рассматривает как серьёзное дело. Выполняя задание поручение, проявляет терпение, волю, настойчивость, ответственность. Все эти задатки достигают полного расцвета (в меру возрастных возможностей, если взрослые воспитывают целенаправленно, не забывают, что вместе с ростом детей должен расширяться круг его обязанностей, усложняться требования к ним.

 По-прежнему основным видом деятельности остаётся игра. Но теперь она более сложная. В этом возрасте дети любят коллективные подвижные игры, а также сюжетно-ролевые, в которых они отображают увиденное в семье, на улице, в детском саду. Ребёнок учится в них вести себя в зависимости от игровых ситуаций, проявляет смекалку, сообразительность, моделирует способы человеческого общения (доброжелательность, агрессивность, хитрость).

Как же нам взрослым. Вам, уважаемые родители и нам – воспитателям помочь ребёнку в этом многообразном мире знаний и чувств, как создать благоприятные условия для укрепления нервно-психического здоровья детей. Вы прекрасно знаете, что для физического развитая ребёнку необходимо правильное питание. Для психического развития ему нужна духовная пища. Аналогично тому, как взрослый обеспечивает маленького ребёнка едой, основным источником духовной пищи также является взрослый. В семье - вы-родители, в детском саду - мы-воспитатели. Также как еда может быть более или менее полезной, так и духовная пища может воздействовать на психику ребёнка положительно шли отрицательно. Готовность ребёнка получать от нас духовную пищу в огромной степени зависит от его отношения к нам. Если он к нам привязан и доверчив, он будет ловить каждое наше слово, каждый наш намёк. Если он нас боится и недолюбливает, то как бы методически совершенны не были наши действия, они совершаются в пустоте. Именно поэтому хорошие отношения со взрослыми - важнейшие условия полноценного развитая ребёнка. Если взрослый умеет найти из всего многообразия методов и приёмов самый нужный с учётом особенностей ребёнка и конкретно сложившейся ситуации, если между взрослым и малышом существует духовный контакт и взаимопонимание, эффективность педагогических воздействий будет достигнута, и мы, взрослые, сможем сеять «разумное, доброе, вечное».

Пятый год - возраст дальнейшего развития способностей у детей. Ребёнок, занявшись чем-то интересным, меньше отвлекается от своего занятия, чем раньше. Его игры становятся более длительными и сложными. Ребёнок учится действовать последовательно, подчиняется правилам: не только тем, которые диктуем ему мы, но и тем, которые он сам вырабатывает для себя. Он уже лучше запоминает, пытается рассуждать. Эти рассуждения еще очень наивны и нередко вызывают у нас улыбку. Ребёнок стремится понять взаимосвязь событий, догадаться о причинах того, что происходит вокруг него. Он уже способен оценивать свойства вещей, сравнивая их друг с другом, замечать сходства и различия между ними.

К 5 годам у детей возрастает потребность в общении, особенно со сверстниками, осознании своего положения среди них. Ребёнок лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, проявить внимание, сочувствие. Гордость за собственные достижения, стремление продемонстрировать свои умения перед сверстниками особенно важны для ребёнка в среднем возрасте, так как у него формируется потребность в уважении. На 5-году складываются представления, как надо вести себя, поэтому они обращаются к сверстникам: «надо делиться», «нельзя обижать другого». Свобода поведения выражается в стремлении совершать независимые поступки, выбирать ту или иною деятельность (игру), детей, с кем играть.

А теперь остановимся на наиболее информативном и сложном показателе развития – это умственное развитие. В широком смысле слова под умственным развитием понимается развитие основных познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания. Какие же изменения происходят. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка. Характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно ими тируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Восприятие

Ребёнок в этом возрасте не только хорошо владеет представлениями об основных цветах спектра, но и имеет представление об оттенках. Может сопоставить по величине 7-10 предметов одинаковой формы. Может назвать различия двух фигур разной формы. Может разделить спектральную сложную фигуру на несколько простых.

Мышление

Ребёнок может по предложенной схеме сделать несложную постройку (из кубиков). Узнают предметы на схематических изображениях. Ребёнок может найти выход из простого лабиринта (2-3 перегородки). Классифицирует, обобщает простые слова, может выделить главные признаки.

Воображение

Ребёнок может дорисовать начальное изображение, дополнить его деталями. Может сочинить самостоятельно небольшую сказку или историю на заданную тему.

 Внимание

Ребёнок может заниматься привлекательной для него деятельностью в течении 15-20 минут. Ребёнок может действовать в соответствии с правилами: отбирать нужные картинки, заштриховать необходимые фигуры. К 5-годам можно предложить следующую игру на внимание: на листе бумаги в случайном порядке изображены ряды квадратов, кругов и треугольников. Предложить закрасить один вид геометрических фигур, например треугольник.

Память

 Ребёнок может запомнить по просьбе взрослого 5 названий предметов. Ребёнок запоминает поручения взрослого (2-3 последовательных действия). Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Чтобы все его возможности могли реализоваться, способности раскрыться?

Наш совет: постарайтесь прислушаться к ребёнку, понять и учитывать особенности данного возраста, оценить его собственные индивидуальные возможности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенные дети. Гиперактивный ребёнок"

Цель консультации: формирование здорового образа жизни. До сих пор медики и психологи ведут дискуссию о причинах возникновения синдрома гиперактивности. Пока учёные выяснили, что у гиперактивных детей...

Консультация "Развитие речи ребенка второго года жизни"

Для успешного развития речи ребенка необходимо создание условий с самого раннего возраста. В консультации отражены изменения в развитии речи детей второго года жизни, даны советы и рекомендации по орг...

Консультация для родителей "Особенности первого года обучения"

С какими трудностями может столкнуться первоклассник, у которого незрелость эмоционально-волевой сферы, как ему помочь....

Пакет диагностического инструментария для выявления индивидуальных особенностей первого года жизни ребенка с учетом педагогических, психологических и правовых аспектов.

Особенностью детей первого года жизни является большая зависимость от воздействия взрослого человека. Общение со взрослым - необходимая потребность детей уже в первые месяцы жизни. Именно в процессе э...

Консультация для родителей «Кризис первого года жизни»

Консультация для родителей«Кризис первого года жизни» На первом месте для годовалого малыша – знакомство с большим миром, который он познает всеми доступными способами. Он беско...

Консультация "Трудовое воспитание ребёнка пятого года жизни"

Приобщая вашего ребёнка к труду сейчас, Вы приучите ребёнка к повседневному труду....