Профилактика трудностей адаптации в первом классе
консультация (подготовительная группа)
Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе выявил следующие проблемы.
Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода. Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:
Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика трудностей адаптации в первом классе
№ п/п | Название трудности | Причины | Профилактика |
1 | Хроническая неуспешность, Школьная тревожность | Отрицательное отношение родителей к трудностям и неудачам ребенка. Негативные оценки со стороны взрослых Завышенные ожидания родителей Отношения с учительницей Отношения в классе Высокая степень конформности ребенка, установка на исполнительность, Некритическое выполнение требований взрослых Недоразвитие мелкой моторики Несформированность произвольного внимания Повышенная тревожность, снижение уверенности в себе, опасение сделать ошибку Астения Повышенный уровень тревоги, связанный со школой | Обеспечить ребенку ощущение успеха. Нельзя ставить в вину неудачи в учебе. Правильно оценивать ребенка: ни в коем случае не сравнивать его результаты с эталоном (требованием школьной программы, достижениями сверстников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: улучшение его собственных результатов. Ребенка нужно не просто побольше хвалить и поменьше ругать, но хвалить именно тогда, когда он что-то делает. Поиск сферы наивысшей успешности, в которой ребенок может реализовать себя. Придать этой сфере высокую ценность в его глазах. Подчеркивать, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному. Снизить ценность школьных отметок (но не знаний!). Иногда приходится идти на обесценивание ряда школьных требований и ценностей (например, не полностью выполняются домашние задания). Родителям не показывать свою озабоченность учебными неудачами ребенка. Искренне интересовались школьной жизнью ребенка, смещение интересов на отношения детей в классе, внеурочной деятельности, но не фиксировали внимание на содержании обучения. Нельзя, чтобы ребенок был замкнут на своих неудачах, ему необходимо найти такую внеурочную деятельность, в которой он способен самоутверждаться, а это впоследствии скажется на школьных делах. Чем больше родители и учителя фиксируют ребенка на школе, тем хуже для его школьных успехов. |
2 | Уход от деятельности | Не получают достаточно внимания со стороны взрослых, ребенку не удается реализовать присущую ему демонстративность. Конфликт между стремлением получать реальное (а не только воображаемое) внимание и его отсутствием. | Воображение ребенка надо направить на решение реальных творческих задач. В реальной продуктивной творческой деятельности ребенку необходимо сразу обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха. Нужна такая сфера деятельности, которая удовлетворит, насытит фрустрированную потребность демонстративного ребенка во внимании к себе. Театральная деятельность, если тревожный компонент отсутствует, иначе, можно предложить какую-либо другую деятельность, связанную с искусством – литературная студия, кружок рисования. Если музыка – особые формы семейного музицирования, домашних концертов и т.д. (не музыкальная и не художественная школы). Демонстративность – это не недостаток, а личностная особенность, которая может приводить как к положительным, так и отрицательным проявлениям, в зависимости от обстоятельств жизни ребенка. |
3 | Негативное самопринятие | Неудовлетворенность особенно высокой потребности во внимании к себе со стороны окружающих (ярко выраженная демонстративность). Взрослые непрерывно делают ребенку замечания, читают нотации – проявляют к ребенку внимание. Те формы общения, которые взрослые используют для наказания являются для ребенка поощрением. Истинным наказанием является лишение внимания. |
|
4 | Социальная дезориентация | Резкое изменение условий жизни ребенка. У ребенка пониженная чувствительность к социальным нормам. Импульсивность и гиперактивность у ребенка. Нарушение иерархии, относительной значимости разных норм. Убежденность ребенка в несправедливом отношении к себе. | Главное – ребенку необходимо научиться соотносить между собой разные социальные нормы по степени их значимости.
|
5 | Вербализм | Связаны с особенностями развития познавательной сферы Взрослые прилагают много усилий к тому, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить, учат с ним огромное количество стихов, как можно раньше начинают обучение чтению и письму. Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (действия с предметами, орудиями, сюжетная игра, конструирование из кубиков, рисование и пр.), остаются на втором плане. Недостаточно развивается мышление ребенка. Завышенная оценка возможностей ребенка. | Начинать коррекционные занятия с ребенком надо с того места в развитии, где продуктивные виды деятельности прекратили формироваться и начали выхолащиваться в пустые словесные формы. Доформировать все дошкольные «хвосты недоразвития», но более взрослыми средствами. Родителям надо сделать выбор: работать «на школу» или «на ребенка». Жить дома домашней жизнью, в которую включать дошкольные виды деятельности. Основная тактика: придерживать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность: ты мне потом расскажешь, как будут жить зверюшки, но сначала мы их слепим. Тренинг общения. |
6 | Интеллектуализм | Связаны с особенностями развития познавательной сферы. Недооценка родителями той роли, которую в развитии ребенка играют детские виды деятельности. Акцент делается не на речевом развитии, а на развитие логического мышления, когда ребенку с раннего детства предлагают разнообразные задачи скорее школьного, чем дошкольного типа. | Если синдром не слишком грубо выражен, то с возрастом «интеллектуал» найдет себе равного партнера по общению. Ребенка научить навыкам общения. Эмоциональное общение с родителями + виды деятельности, которые развивают образную и эмоциональную сферу. Эмоциональный интеллект. Тренинг общения. |
7 | Семейная изоляция | Принадлежность семьи к какому-либо меньшинству. Распространен в семьях эмигрантов и беженцев. Ребенка воспитывают не родители, а бабушка и дедушка, чей стиль жизни сильно отличается от семей других детей в силу возрастной специфики. | Требуется работа со всей семьей. Помочь ребенку и родителям понять представления, господствующие в окружающей социальной действительности, найти в них отдельные элементы, приемлемые для себя. Педагогу необходимо понять и принять ценности семьи. Работа по повышению уровня самостоятельности ребенка, расширение его бытовых контактов с социальной действительностью. Найти круг общения со сходными (устраивающими семью)ценностями и установками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/25/picture-977892-1511628199.jpg)
Первый раз в первый класс: адаптация к школе
Рекомендации будут интересны родителям будущих первоклассников...
Первый раз в первый класс - адаптация у нас….
Взаимосвязь со школой...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/06/picture-1160530-1567759831.jpg)
Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с учащимся первого класса, имеющего нарушения речи и трудности с запоминанием.
На основе данного конспекта можно выстраивать занятия с ребенком, который еще плохо, но уже умеет читать, с трудом запоминает стихи, рассказы, путает окончания, не все звуки произносит....
Первый раз в первый класс - как преодолеть трудности
Первый раз в первый класс - как преодолеть трудности...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/01/picture-1144168-1696178433.jpg)
Консультация для родителей "Адаптация к первому классу"
Начало школьного обучения – сложный и важный этап в жизни любого ребёнка.Одни достаточно легко и быстро привыкают к школьной атмосфере, другие мучительно входят в новую жизнь, испытывая сильнейш...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/01/picture-1110698-1548999456.jpg)
"Первый раз в первый класс или адаптация первоклассников к школе"
Приближается 1 сентября. Многие дети впервые пойдут в школу. Это очень трудный и ответственный момент в жизни ребенка. Первый учебный год в школе — переломный период, когда меняется пр...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/21/picture-1496673-1700516457.jpg)
Справка ( адаптация учащихся первых классов) 2021 год
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29584766","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...