Консультация «Уникальность и способности ребенка. Как выявить и поддержать?»
консультация

Танцюра (Лисина) Елена Анатольевна

Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант — значит поднять личностьна высокий уровень расцвета человеческого достоинства.

В. А. Сухомлинский

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Уникальность и способности ребенка. Как выявить и поддержать?»

Консультация для родителей

Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять,

выпестовать в каждом ученике его неповторимо-

индивидуальный талант — значит поднять личность

на высокий уровень расцвета человеческого достоинства.

В. А. Сухомлинский

Талантливый ребенок, какой он? Может это будущий актёр, певец, музыкант, художник?  Таланты — это не всегда творческие люди. У каждого человека есть свои уникальные таланты. Ими могут обладать спортсмены, парикмахеры, дизайнеры, механики… Как они нашли и развили свои супер способности? Можно ли научить ребёнка творить и что такое «творчество» в самом деле?

Большинство людей считают, что творчество – это врождённый дар и способность творить дана лишь гениям. В основе любой деятельности, какая бы не интересовала ребенка, творческий, креативный подход более важен и значим, он и является индивидуальностью.  Творчество не может существовать само по себе, оно должно реализовываться через разные виды деятельности: игровую, трудовую, учебную, спортивную, литературную, художественную, научную и др.

Одна из самых важных творческих потребностей – потребность в поддержке. К сожалению, получить её не так просто. В идеале нас должна поддерживать прежде всего семья, а затем постепенно расширяющийся круг друзей, педагогов и доброжелателей. Поощрять ребенка необходимо не только за успехи и достижения, но и за пробы и усилия.

К сожалению, в ответ на творческие порывы их малыша родители нечасто говорят: «Попробуй, и посмотрим, что получится». В то время как поддержка была бы более уместной, они предостерегают своего ребёнка.  Столкнувшись со сложностями во время творческого занятия, дети, родители, а зачастую и некоторые педагоги, опускают руки и решают, что их воспитанники не созданы для творчества или интеллектуальной деятельности. Тем самым мешают поверить юному созданию в свои силы, возможности, в свой творческий потенциал и мешают расправить крылья. Для того, чтобы пробудить творческий потенциал ребенка, очень важную роль играет среда, которая его окружает.

Есть дети, у которых способность творческого начала проявляются уже в раннем возрасте. А у некоторых такие качества развиваются со временем, и такие дети предпочитают некоторые виды деятельности другим.

Родители должны больше доверять своему ребенку, его особенностям личности. Раннее приобщение ребенка к самостоятельному труду, поощрение получения собственного опыта, широкий круг общения также способствуют творческому развитию ребенка. Предоставления свободы выбора дает маленькому человеку уверенность в своих сила. Поддержку со стороны семьи, формирует эмоциональную открытость и свободу самовыражения.

Препятствием для раскрытия творческого потенциала являются: отсутствие знаний, низкий уровень познавательной активности, лень, непонимание, отсутствие терпения, усидчивости, поддержки со стороны взрослых и сверстников, проблемы со здоровьем. Но основным препятствием является боязнь неудачи, боязнь совершения ошибок.

Можно ли помочь ребёнку найти себя и развивать его творческие способности?

  • Радуйтесь и восхищайтесь всему, что делает ребёнок. «Смотри, какой ты дом построил. Он лучше даже, чем был вчера». Самое главное- вы сравниваете его с ним самим.
  • Поддерживаете его интерес независимо от ваших желаний. Вы и ваш ребёнок — это два разных человека. Учитывайте интересы и желания ребенка, не свои собственные.
  • Дайте ребенку возможность заниматься тем, что ему интересно. Для этого постарайтесь обеспечить его всем необходимым. Например, карандашами и красками, если он желает рисовать, или спортивной одеждой, обувью и инвентарем, если желает заниматься спортом.
  • Хвалите и поощряйте ребенка за его усилия сделать что-то, а не только за его природный талант или удачу. Не критикуйте, если его опыт оказался не таким удачными, как вы ожидали.
  • Позвольте ребенку ошибаться. Ему необходимо учиться на своих ошибках и иметь возможность совершать свои ошибки. Всегда есть к чему стремиться и ещё более совершенствовать своё мастерство.
  • Если ребенок отказывается заниматься выбранным ранее видом деятельности, не стоит ругать его. Постарайтесь разобраться, что это – обычная лень или его привлекает другой вид деятельности? Настаивая на своем, вы можете надолго отбить у него желание заниматься чем-либо.
  • Проявляйте интерес к увлечениям ребёнка, мотивируйте его к занятию любимым делом. Возможно, через обращение к своему личному детскому опыту.

Только так ненавязчиво и планомерно можно раскрыть уникальность и уверенность в собственных силах любого ребенка.



Предварительный просмотр:

«Пластилинография – это интересно, полезно!»

Консультация для родителей

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии являются руки ребенка.

Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Развивается волевое усилие – дети проводят больше времени при выполнении задания, стараются выполнить его до конца, формируются элементарные навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение, отмечается повышенный интерес к занятиям (стараются выполнять задание правильно).

Реализуется познавательная активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у детей жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в памяти. Это позволяет уточнить уже усвоенные ребенком знания, расширить их и применять на практике.

В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином должен идти непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность. Развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, что занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. При создании работы дети знакомятся со средствами художественной выразительности (пропорция, ритм, цвет, объем, фактура, колорит). У детей воспитываются тактильные и термические чувства пальцев, что необходимо для накопления социокультурного опыта ребенка.

Особенности используемого материала.

Пластилин – мягкий, податливый материал, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:

• Несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детским пальчикам.

• В своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

Неприятностей можно избежать, если следовать рекомендациям:

1. Пластилин – материал объемный, а значит имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.

2. Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки можно снять лишний пластилин, не оставляя следов.

3. Если работа выполняется в качестве подарка или для оформления комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становится более ярким, с лакированной поверхности легче убирать пыль.

4. На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

5. Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных разминок и пальчиковых игр.

Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому в работе важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов, таких как, игра, сюрпризный момент, музыкальное сопровождение и т. д.

Обучение рисованию в технике пластилинографии следует начинать с учетом постепенного нарастания сложности материала. Развитие сюжета лучше начинать с предметных изображений: сначала нужно отработать все основные элементы сюжетного рисунка, а затем переходить к более сложным композициям. Также необходимо обращать внимание не только на техническую, но и на выразительную сторону деятельности.

Иногда ребенок отказывается от работы из-за страха, что он не справится с ней. Поэтому детям требуется поощрение. Успешное выполнение работы придает ребенку уверенность в своих силах, положительно настраивает его на дальнейшие задания.

Несколько практических рекомендаций по технике пластилинографии.

1. Примазывание. Берем нужного цвета пластилин и размазыванием его по картону (примазыванием). Например: надо «нарисовать» голубое облако. Предварительно в нудной части листа делаем карандашный набросок или обводим по трафарету. Берем голубой пластилин и, не выходя за контур наброска, примазываем пластилин («раскрашиваем» голубым пластилином облачко). Для большей натуральности можно сделать два-три мазка

белым пластилином.

2. Скатывание колбасок. Например, вы рисуете машинку. Сначала выбираем фон. Затем – карандашный набросок. Далее выбираем пластилин, который будет «выгодно» смотреться на выбранном вами фоне. Раскатываем пластилиновые колбаски нужной длины и толщины, и этими колбасками выкладываем контур машины (черным - колеса, кузов – зеленым и т. д.). Подключаем фантазию и вкус.

3. Шарики - горошины. Этот метод «раскрашивания» делает рисунок объемным, очень оживляет. Особенно рекомендую его использовать при предметном изображении. Например, «Дары осени». Трафарет или набросок фрукта или овоща. Плоскость карандашного рисунка заполняется шариками (величина выбирается автором). Для крепости соединения с картоном пластилин надо слегка придавливать.

В одном сюжете можете использовать все три приема: «примазывание», «колбаски», «горошины». Примазыванием можно создать фон и уже к пластилиновому фону крепить колбаски и шарики (Например, «Золотая осень»). Колбасками хорошо выделять силуэт изделия – они сделают его четким, выразительным. Шарики придадут рисунку объемность, яркость живость.

Именно работа пальчиками по притиранию пластилина, скатыванию колбасок и шариков является очень полезной и приносит неоценимые результаты для развития кисти вашего малыша. Уверяю Вас, мамы, папы, а особенно бабушки и дедушки, Вы проведете с ребенком время увлекательно и полезно.

Желаю творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Развитие математических способностей ребенка дошкольного возраста"

консультация для родитеелей и педагогов ДОУ о развитии математических способносте детей дошкольного возраста....

Консультация "Как определить способности ребенка"

Интеллектуальные способностиХорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей. Легко и быстро схватывает новый материал. Задает очень много про...

Консультация «Развитие музыкальных способностей ребенка-дошкольника в семье»

Консультация «Развитие музыкальных способностей ребенка-дошкольника в семье»...

Консультация "Развитие творческих способностей ребенка"

Консультация "Развитие творческих способностей ребенка"...