Статья «Игра в шахматы – уникальный инструмент развития интеллекта у дошкольников»
статья
Дошкольный возраст уникален для формирования личности. Именно в этот период закладываются отношения ребенка к окружающему миру, происходит психическое и физическое развитие. Среди многообразия предметов, направленных на формирование интеллектуальных способностей дошкольника, особое место должно занимать обучение игре в шахматы. В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных способностей, уже нет никаких сомнений. Польза шахмат в развитии детей была доказана неоднократно множеством исследований и экспериментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Игра в шахматы – уникальный инструмент развития интеллекта у дошкольников»
Дошкольный возраст уникален для формирования личности. Именно в этот период закладываются отношения ребенка к окружающему миру, происходит психическое и физическое развитие. Среди многообразия предметов, направленных на формирование интеллектуальных способностей дошкольника, особое место должно занимать обучение игре в шахматы. В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных способностей, уже нет никаких сомнений. Польза шахмат в развитии детей была доказана неоднократно множеством исследований и экспериментов.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости и удовольствие, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Шахматы учат думать, и эта способность в дальнейшем проявится у дошкольников в различных сферах деятельности. Игра в шахматы дисциплинирует не только мышление и воспитывает сосредоточенность, но и самое главное – это развитие памяти. Важное значение при обучении дошкольников игре в шахматы имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания, создания игровых ситуаций. Экспериментальные исследования показали, что шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада.
Наш детский сад вот уже много лет тесно сотрудничает с Центром внешкольной работы. Проведя анкетирование среди родителей воспитанников на тему: «Обучение детей шахматной игре», результаты показали: из 20 опрошенных родителей, 100% уверены, что шахматы развивают интеллектуальные способности детей, 70% родителей считают необходимым обучения детей шахматной игре в ДОУ.
Вместе с педагогом дополнительного образования мы решили вывести нашу совместную образовательную деятельность на новый уровень и начать работу над совместным образовательным проектом «Сказочный мир шахмат». Целью нашего проекта стало: создание предпосылок для формирования и развития универсальных учебных действий старших дошкольников посредством соединения групповой творческой деятельности воспитанников и обучения игре в шахматы.
В сказочной и игровой форме педагог дополнительного образования вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахматной игры; шахматными фигурами, со свойствами загадочных особенностях доски; рассказывает об элементарных правилах игры. По плану работы проекта широко используем шахматные сказки, загадки, занимательные задачи, викторины, дидактические игры, просмотр мультфильмов «Заговор шахматной королевы», развлечений «Шахматный карнавал», «В королевстве шахматных фигур». В процессе обучения присутствуют элементы разнообразных занятий: развитие речи, рисование, лепка, физкультура, конструирование, ознакомление с элементарными математическими представлениями, ознакомление с окружающим миром.
Важным моментом занятий является деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, выясняют закономерности и делают выводы. Для повышения интереса у детей к шахматной игре в группе и зоне шахматного кружка организован и оформлен шахматный уголок, в котором размещен материал, с учетом уровня развития детей: шахматные книжки-раскраски, трафареты шахматных фигур, доски с комплектом шахматных фигур; иллюстрации «История шахматных фигур»; портреты чемпионов мира по шахматам. В нашем проекте предусматривается широкое использование различного материала, включение игровых ситуаций, чтение художественной литературы, видео материалы по шахматам. Весь подобранный материал способствует развитию интереса к шахматной игре, обучению детей в шахматы, как в самостоятельной деятельности, так и во взаимодействии с педагогом. Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества, воспитывают характер и силу воли. И, наконец, шахматы учат творчеству – в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится не только соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, но творчески применять полученные на занятиях знания, искать решения и создавать прекрасные комбинации на шахматной доске.
Еще одним важнейшим фактором, содействию интеллектуальных способностей ребенка является создание воспитательно-образовательного процесса «Семья-детский сад». В работе с родителями мы используем различные формы и методы: совместное родительское собрание с выступлением педагога дополнительного образования; консультация «Шахматы в дошкольном возрасте»; круглый стол «Для чего детям нужны шахматы»; организовали выставку творческих рисунков и работ «В мир шахмат». А в «Семейной мастерской», вместе с родителями создали и оформили альбом «Удивительный мир шахмат», где собраны иллюстрированные сказки, придуманные детьми и родителями о шахматных фигурах, загадки.
Досуговая деятельность способствует приобщению детей дошкольного возраста к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального темпа обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника»
Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдруг заме...

Консультация для педагогов "Что такое интеллект? Развитие интеллекта для дошкольников"
В данной консультации описываются качества интеллекта, их уровни, раскрывается значение развития интеллекта в дошкольном возрасте....

Пальчиковые игры и упражнения - уникальные средства развития речи
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи ребенка...
Статья на тему "Подвижные игры и их значение в развитии личности ребёнка-дошкольника. Разнообразие подвижных игр".
Подвижные игры, что развивают подвижные игры, зачем нужны, какие бывают подвижные игры...

Дидактическая игра как эффективный инструмент развития речи у дошкольников.
В современном мире в рамках реализации образовательной программы дошкольного учреждения особое место занимает – развитие речи у детей младшего во...

Статья «Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника»
Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдруг заме...

Проект «Нейрофитнес как инструмент развития интеллекта дошкольника».
Актуальность. В последнее время отмечается увеличение количества дошкольников с нарушениями в физическом и психическ...