Упражнения на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая, подготовительная группа)
Развитие логического мышления ребенка также важно, как и освоение, им чтения, письма, и речевых навыков. Логика - основа хорошего интелекта у детей, она помогает мыслить шире, анализировать, рассуждать, сравнивать и делать выводы. Развивать логическое мышление можно и просто в повседневном общении. Предлагаем вам подборку упражнений на развитие логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekabr_22.docx | 25.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения на развитие логического мышления
детей старшего дошкольного возраста
(консультация для родителей)
Умение логически мыслить – незаменимое, ведь благодаря ему можно находить выход из трудных ситуаций, просчитывать свои действия на несколько шагов вперёд, предвидеть враждебные ловушки, находить короткий путь к успеху.
Без логического мышления не обойтись не только программисту, инженеру или топ-менеджеру. В любой профессии нужно уметь работать с информацией, делать правильные выводы и принимать лучшие решения.
Развитие логического мышления ребёнка также важно, как и освоение, им чтения, письма и речевых навыков. Логика – основа хорошего интеллекта у детей, она помогает мыслить шире, анализировать, рассуждать, сравнивать и делать выводы.
Ребёнку с развитым логическим мышлением легче учиться, понимать и запоминать учебный материал, решать школьные и бытовые задачи.
Логическое мышление у детей не развивается за несколько недель и даже месяцев. Этот процесс захватывает весь период взросления, но уже в дошкольном возрасте родители могут активно тренировать способности ребёнка к логике. Важно помнить, что ребёнку для развития логического мышления нужно не только выполнять соответствующие задания, но и расширять кругозор.
Развивать логическое мышление можно и просто в повседневном общении. Гуляя по парку, рассказывайте ребёнку истории небылицы – он должен найти несоответствия в ваших рассказах. Убирая на кухне, попросите его разложить столовые приборы по ячейкам – он сможет сравнивать их по форме и классифицировать по этому признаку. Придумывайте новые концовки для известных сказок; играйте в «Данетки»: загадывайте предмет, явление или персонажа и предлагайте ребёнку отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
И для этого не обязательно быть педагогом или обладать какими-то специальными знаниями. А в помощь вам предлагаем подборку упражнений на развитие логического мышления.
Упражнение 1 Упражнение подходит для индивидуальных занятий с ребёнком. Оно развивает зрительную память, внимание и логическое мышление. | |
Цель: развивать логическое мышление, речь, формировать представление об окружающем мире | Вы задаёте ребёнку вопросы, а тот, подумав некоторое время, должен ответить «да» или «нет». Если он ошибётся, вы должны снова задать тот же вопрос и попросить подумать над ним ещё раз. Если ребёнок опять даст неправильный ответ, то вам надо поправить его и объяснить, в чём его ошибка. Примерные вопросы: 1. У человека четыре глаза? 2. Песок зелёный? 3. Все птицы умеют летать? 4. Медведи зимуют в берлогах? 5. Чай бывает холодный? 6. Белки живут на деревьях? 7. Мальчики носят заколки? 8. Утренняя еда называется завтраком? |
Для выполнения упражнения дополнительного оборудования не требуется | |
Упражнение 2 | |
Цель: развивать логическое мышление, речь | Вы показываете ребёнку картинки с изображением самых разных предметов, например, самолёта, карандашей, моря, песка, книг и т.д. Затем вы называете прилагательное, а ребёнок должен соотнести его с определённой картинкой. Например, если вы говорите «красивый», то ребёнок, рассматривая картинки, может ответить «красивый самолёт» и т.д. |
Инвентарь: разные картинки. Фантазия и логика не являются взаимоисключающими понятиями. Они способствуют развитию мышления в целом. Поэтому, для развития логики нужно использовать и упражнения, развивающие воображение. | |
Упражнение 3 | |
Цель: развивать логическое мышление, наблюдательность | Вы кладёте перед ребёнком четыре карточки с разными временами года. Далее задаёте ребёнку вопросы, касающиеся каждого времени года, а он должен указать на ту из карточек, которая ему соответствует. Вопросы: 1. В какое время года бывает снег? 2. В какое время года желтеют листья? 3. В какое время года тает весь снег и текут ручьи? 4. В какое время года очень жарко? 5. В какое время года цветут яблони? 6. Когда можно загорать? |
Инвентарь: карточки с изображением времён года | |
Упражнение 4 Упражнение подходит как для индивидуальных занятий, так и для групповых. | |
Цель: развивать логическое мышление, речь | Вы называете слова, обозначающие предметы одной и той же тематики. Задача детей – назвать слово, которое обобщает предложенные слова. Например: пальто, куртка, брюки, платье и т.д. обобщающим для всех этих названий является слово «одежда». Примеры заданий: 1. Картофель, помидор, огурец, баклажан (овощи). 2. Корова, коза, лошадь, свинья (домашние животные). 3. Шкаф, диван, кровать, стол (мебель) и т.д. |
Для выполнения упражнения дополнительного оборудования не требуется | |
Упражнение 5 Упражнение способствует развитию абстрактного и ассоциативного мышления, необходимых в творчестве; подходит для индивидуальных и групповых занятий. | |
Цель: развивать абстрактное и ассоциативное мышление | Вы кладёте перед детьми один из рисунков. Задача каждого из них – найти в рисунке определённый смысл, образ и сказать. Что бы это могло быть. Все участники предлагают свои варианты ответов. Чем больше их в конечном счёте будет, тем лучше. Вариантов ответов может быть очень много. Если, например, нарисован равнобедренный треугольник. То дети могут сказать, что на рисунке изображена гора, пирамида. Крыша дома, шалаш и т.д. |
Инвентарь: простые рисунки – треугольник, квадрат, круг, поделённый на четыре равные части. | |
Упражнение 6 Это упражнение помогает познакомить детей с такими понятиями, как высота, ширина, длина, а также классифицировать самые разные предметы по цвету, форме, размеру. | |
Для усиления обучающего и развивающего эффекта упражнения можно попросить детей сравнить названные предметы, чтобы установить, что же из перечисленного является самым высоким, а что низким. | Вы спрашиваете детей: «Что бывает высоким?». Дети предлагают свои варианты ответов. В ходе занятия непременно выяснится, что высокими могут быть и дом, и подъёмный кран, и человек, и дерево, и шкаф. Варианты вопросов: 1. Что бывает низким? 2. Что бывает широким? 3. Что бывает красным? 4. Что бывает круглым?и т.п. |
Упражнение 7 Упражнение развивает внимание, память и логическое мышление. Картинки для упражнения можно обновлять. | |
Цель: научить детей выделять среди нескольких других предмет, отличающийся от них по какому-либо главному признаку, давать полный ответ. | Вы показываете ребёнку ряд предметов или карточку с тремя-четырьмя предметными картинками и задаёте вопрос: «Какой предмет в этом ряду не подходит к остальным?» Ребёнок должен правильно назвать лишний предмет и объяснить, почему он так думает. Например: «Здесь лишняя кукла, потому что кукла – это игрушка, а все остальные предметы – посуда». |
Инвентарь: ряд из трёх-четырёх знакомых ребёнку предметов или карточка с тремя-четырьмя предметными картинками, среди которых, два-три предмета (картинки) относятся к одной группе, а один предмет (картинка) не подходит к остальным по какому-либо признаку. |
Из материалов сетевого издания
для педагогов и учащихся образовательных учреждений
«Образовательное пространство»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Копилка игр. Игры и упражнения для развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Все мы, конечно, знаем о том, насколько важным психическим процессом является воображение. Без развитой способности к воображению не может быть настоящего творчества. Отсюда следуе...
«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста»
«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста» Педагогический совет «Реализация ООП МДОУ в соответствии с ФГОС ДО как средство повышения качества обр...
Тематическое планирование дидактических игр и упражнений по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Настоящий план носит коррекционно-развивающий характер.Он предназначен для обучения и воспитания детей старшего возраста с общим недоразвитием речи, с недостаточным словарным з...
Семинар «Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста».
Ценность обучения вообще и математики в частности в настоящий период объясняется не только тем, что на математике мы развиваем математические знания, на развитии реч...
«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста»
Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждаются врач и руководитель предприятия, инженер и рабочий, продавец и юрист, и м...
«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста»
Сообщение«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста» К педагогическому совету «Реализация ООП МДОУ в соответствии с ФГОС ДО как...
Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста
Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности....