Мастер-класс "Стили семейного воспитания"
методическая разработка

Васильева Юлия Витальевна

О том, какие стили семейного воспитания сущетствуют. Их плюсы и минусы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_stili_semeynogo_vospitaniya.docx32.7 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Стили семейного воспитания»

Цель: развитие психолого-педагогической компетенции родителей через активные методы работы.

Задачи:

  1. познакомить родителей со стилями семейного воспитания, их сущностью и влиянием на ребенка;
  2.  способствовать пониманию особенностей развития личности при выбранном стиле семейного воспитания, а так же помочь в выработке эффективных форм взаимодействия с ребенком.
  3. создать условия, способствующие осознанию родителями собственного стиля взаимодействия с ребенком, барьеров к пониманию детей;
  4. содействовать формированию потребности совершенствования детско-родительских взаимоотношений.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с ТЫ-сообщениями, карточки «сильные стороны», видеоролик «про воспитание детей», видеоролик «если бы дети вели себя, как взрослые».

Ориентировочное время проведения: 45-60 минут.

Ход мастер-класса

Посейте поступок – пожнете привычку,

посейте привычку – пожнёте характер,

 посейте характер – пожнёте судьбу.

У.Теккерей

 «Здравствуйте, уважаемые родители! Рада видеть Вас всех видеть на нашем собрании. Сегодня мы поговорим о воспитании детей: узнаем, какие стили воспитания существуют, и определим, какого из этих стилей придерживаетесь Вы».

Информационное сообщение «Стили воспитания».

В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Собственно, умение взаимодействовать с детьми - очень важная вещь. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня. 

В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Общий ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако, опять общение ограничивается краткими фразами. Разве можно пообщаться, когда включен телевизор, и какая-то женщина уже третий раз рекламирует преимущества стирального порошка? 
Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 15-20 минут в день. Из них 10-12 приходится на раздачу указаний.

Сегодня на нашей встрече мы рассмотрим различные типы семейного воспитания и то, к формированию какой личности ребенка они в последующем приводят.  

Существуют следующие стили семейного воспитания (презентация)

  • Гипоопека
  • Гиперопека
  • Хаотический
  • Авторитарный
  • Демократический

 На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:

- генетические особенности ребенка и родителей, и их совместимость;

- традиции, на которых воспитывались сами родители;

- научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребенка, их образовательный уровень;

- нравственные устои семьи.

Индифферентный тип семейного воспитания (гипоопека)

Характеристика

Поведение родителей

Особенности ребенка

Низкий уровень контроля;

холодные отношения;

никаких ограничений;

родители закрыты для общения.

безразличие к душевному состоянию ребенка, к его потребностям и запросам; убеждения, что если ребенок одет, обут то их родительский долг выполнен.

Непоследовательны;

могут наказать ребенка и тут же поощрить;

воспитывают поиск у ребенка наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими (лесть, подхалимаж);

интеллектуальную деятельность детей стимулируют для того, чтобы извлечь выгоду. У таких детей много тайн;

они все время настороже;

не имеют собственного мнения;

любят хвастаться, не умеют искренне сочувствовать и сопереживать;

не любят ни умственный, ни физический труд;

склонны к проблемному поведению.

Либеральный тип семейного воспитания (попустительский).

Характеристика

Поведение родителей

Особенности ребенка

Уровень контроля низкий, но отношения теплые;

ребенок предоставлен сам себе

психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у ребенка не формируются.

родители не умеют или не хотят воспитывать ребенка;

считают простительными различные слабости;

легко общаются с ним, доверяют ему;

не склонны к запретам и ограничениям.

не способны контролировать поведение ребенка.

Конфликтует с теми, кто не потакает ему;

не способен учитывать интересы других людей;

не готов к ограничениям и
ответственности.

воспринимает недостаток руководства
со стороны родителей
как проявление
равнодушия, чувствует
страх и неуверенность

Авторитарный тип семейного воспитания

Характеристика

Поведение родителей

Особенности ребенка

высокий уровень контроля и холодные отношения;

родители, хорошо представляют, каким должен вырасти ребенок;

требования очень категоричны;

систематическое подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства ребенка;

свобода ребенка строго регламентируется и контролируется;

контролируют поступки ребенка;

диктуют ребенку, что он должен одевать, с кем
дружить, сами определяют
режим дня ребенка;

используют методы наказания (крики, физические наказания);

если отметили положительно какой-то поступок ребенка, то тут же найдут повод указать на что-то плохое, что им не нравится;

не считают нужным прислушиваться к мнению ребенка.

Испытывает дефицит родительской
ласки, тепла, похвалы и
поддержки;

хорошо знает свои слабые стороны;

не самостоятелен, нет инициативности, веры в себя и в свои возможности;

либо пассивен и зависим, либо неуправляем и агрессивен;

поведение может стать антиобщественным;

ребенок подозрителен, насторожен и даже враждебен.

Авторитетное воспитание «сотрудничество»

Характеристика

Поведение родителей

Особенности ребенка

Теплые отношения и высокий уровень контроля;

отношения строятся на взаимном уважении и доверии;

требование от детей осмысленного поведения оказание помощи; дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей.

Родители открыты для общения и обсуждают с детьми правила поведения в семье;

допускают изменение своих требований в разумных пределах; родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины поощряют

ответственность детей в соответствии с их возрастными возможностями.

На все замечания реагирует разумно и старается больше не нарушать порядок;

у таких детей рано проявляется чувство самоконтроля и волевые качества;

приспособленный к жизни, уверенный в себе и ответственный.

Упражнение «Стили воспитания в сказках»

- Яркими примерами стилей воспитания являются сказочные герои.

Сказки «Морозко», «Золушка», сказочная повесть «Мэри Поппинс»

(родители определяют стиль воспитания)

Техника Я-сообщений

Быть эффективным родителем не так-то просто, ведь для этого приходится в первую очередь работать над собой. Приходя домой, мы все становимся такими, какие мы есть со всеми достоинствами и недостатками. Но если мы хотим избежать ошибок в воспитании, необходимо даже дома контролировать свои эмоции и высказывания.

Представим простую ситуацию. Вы пришли домой с работы. После тяжелого трудового дня Вам хочется отдохнуть. Вчера Вы весь вечер убирали дом, но сегодня Вы наблюдаете картину полного беспорядка на кухне. Ваш ребенок не счел за труд убрать за собой. Вы раздражены. Как Вы поступите? Что скажете?

Практический опыт американских специалистов (в частности Т. Гордона) позволяет нам проанализировать типичные высказывания родителей и реакцию детей на эти высказывания.

Первая группа – посылание сообщений в виде «готового решения»

1. Приказ, команда. «Ты все уберешь!» Как вы думаете, что чувствует ребенок? (сопротивление, нежелание выполнять указание).

2. Предупреждение, угроза, предостережение. «Если не уберешь, пожалеешь!»Что чувствует ребенок? (враждебность).

3. Уговаривание, призыв, мольба, морализирование. «Всегда убирай за собой». (чувство «приниженности».

4. Советы, предложения, решения. «Разве ты не можешь прибрать за собой посуду?» («Моим решениям не доверяют. Нужды родителей важнее, чем мои»).

Вторая группа – посылание «принижающих» сообщений.

  1. Осуждение, критика, порицание «Ты неряха!».
  2. Высмеивание, обзывание, пристыживание «Ты дрянь. Тебе должно быть стыдно!».
  3. Интерпретация, диагноз, психоанализ «Ты просто хочешь любым способом привлечь к себе внимание».
  4. Обучение, инструктирование «Хорошие сыновья всегда помогают маме».

Эффекты «принижающих» сообщений: чувство вины; сопротивление; эффект бумеранга («Ты и сама не всегда убираешь за собой»); чувство несправедливости; чувство, что родители не любят («Я не убрал за собой, сделал плохо, меня не любят»); понижение самооценки; чувства самоуважения.

Какой выход?

(Ответы родителей)

Я -сообщения.

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Говорите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.

Вернемся к нашей ситуации «Мне очень неприятно, что мои усилия по наведению порядка никем не поддерживаются» вместо «Ты неряха, ты мне совсем не помогаешь!».

Практически каждое Ты — сообщение несет угрозу, обвинение, критику.

А Я-сообщения:

1. Они позволяют родителям выразить свои негативные чувства и при этом не обидеть ребенка, не унизить его.

2. «Я-сообщение» позволяет детям ближе узнать своих родителей, воспринимать их  чувства, оказывать сопереживание. Ведь очень часто мы скрываем чувства от своих детей, потому что боимся утратить свой авторитет.

3. Открытость родителей приводит к тому, что и дети не страшатся поделиться своими чувствами с родителями.

4. Высказывая чувства, не приказывая, не предлагая готовых выходов, мы позволяем детям самим принимать решение.

3.                  Упражнение

- Прочитав ТЫ-сообщение  вам нужно предложить вариант Я-сообщения.

Ты-сообщение

Я-сообщение

Прекратите мельтешить перед глазами!

Когда Вы ходите "туда-сюда" мне очень трудно сосредоточиться!

Выключи музыку, сколько можно говорить!

Музыка мешает мне работать

Сделай договор сейчас же

Когда я не получаю документы от тебя вовремя, я имею очень неприятные разговоры с клиентами, а наша "Книга отзывов и предложений" пополняется новыми жалобами на мою работу

Прекрати мне хамить!

Когда я слышу грубости в свой адрес, у меня вообще пропадает желание общаться и хочется уйти

Вам стоит сменить стиль одежды!

В нашем банке принят единый для всех сотрудников стиль одежды. Когда кто-то нарушает это правило, это вызывает недовольство руководства.

Убери за собой со стола!

Мне не нравится, когда на столе остается грязная посуда

Оденься теплее!

Я беспокоюсь за твое здоровье.

А сейчас я предлагаю посмотреть видеоролик «Воспитание детей».

(просмотр видеоролика)

Упражнение  «Всегда, иногда, никогда»

- «У хороших родителей вырастают хорошие дети» - как часто мы слышим это утверждение, но часто затрудняемся объяснить, какие они – хорошие родители.

Ход упражнения: участники в малых группах решают, что идеальный родитель делает всегда, что он делает иногда, а чего он не делает никогда. После презентации образов идеального родителя участники определяют, насколько их собственное родительское отношение соответствует идеальному.

Родители вовлекаются  в дискуссию о том, действительно ли необходимо стремиться к достижению образа идеального родителя, насколько он является жизнеспособным.

Упражнение «Мои сильные стороны».

Каждый родитель хочет стать идеальным для своего ребенка. Но нужна ли эта идеальность детям? Я предлагаю прямо сейчас вам найти собственные внутренние ресурсы.

Каждому участнику предлагается в течение одной минуты обозначить свои сильные «родительские» стороны.

Подумайте и напишите, что вы любите, цените и принимаете в себе, как в родителе, что даёт вам чувство уверенности и доверия к себе в разных ситуациях взаимодействия со своим ребёнком.

Мои сильные стороны как родителя:
1._____________________________
2._____________________________
3._____________________________
4._____________________________
5._____________________________

Мои сильные стороны как родителя:
1._____________________________
2._____________________________
3._____________________________
4._____________________________
5._____________________________

Дополнительные вопросы:

  • Умеете ли вы просить прощения у своего ребенка?
  • Случалось ли это в истории ваших с ним отношений? Когда? Как часто?
  • Чему вы готовы научиться … у своего ребенка?

Вывод: при оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.

В завершение нашего мастер-класса хочу показать еще один видеоролик «Если ы дети вели себя как взрослые»

(просмотр видеоролика)

Домашнее задание для родителей

Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием.

Кроме того, попробуйте выполнить следующее:

1) В течение четырех дней после собрания, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.

2) В течение двух дней после собрания стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «Иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»; «Молока целый стакан налить или половину?»; «Из школы придешь сразу или на полчаса задержишься?»; не «Делай, как я скажу», а «Может быть ты сделаешь, как я предложу?».

3) В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?

Рефлексия

Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:

  • Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?
  • Какая часть вызвала особый интерес?
  • Ваши предложения и пожелания на будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»

Доклад о работе с семьёй по возрождению семейных традиций  в духовно - нравственном воспитании....

Конспект индивидуальной консультации по вопросам семейного воспитания "Влияние семейного воспитания на нравственное развитие ребёнка"

Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. Несмотря на то, что в дошкольном возрасте формируются только зачатки подлинной нравственности - именно они, окрепнув, станут фун...

Актуальные проблемы семейного воспитания в современных условиях и некоторые советы по вопросам семейного воспитания детей.

Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствия стабильности в экономике страны, постоянные стрессы - все это негативно отражается на материальном, нравственном здоровье семьи как института естественной би...

Нравственно - патриотическое воспитание с ранних лет. «Семья и семейные ценности» (опыт семейного воспитания многодетной семьи Долматова Михаила)

Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социал...

Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»

Материал предназначен для педагогов ДОУ .Представлен опыт работы ДОУ с семьей в деле духовно - нравственного вопитания....

Консультация для родителей по вопросам семейного воспитания "Основные правила семейного воспитания"

Консультация для родителей по вопросам семейного воспитания "Основные правила семейного воспитания" (старшая группа)...