"Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей. "Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Использование игровых методов и приемов в обучении
детей грамоте в домашних условиях»
Все родители озабочены проблемой подготовки своих детей к школе, тем более, сегодня, когда появилось много новых образовательных структур: гимназий, лицеев, центров с приоритетными направлениями и др.
Каждый родитель задумывается над вопросом: нужно ли научить ребенка читать и писать перед его поступлением в школу? Как легко и без напряжения подготовить ребенка к обучению в школе? Как научить ребенка читать?
Всем хорошо известно, что неумение читать или медленное чтение является серьезным тормозом в обучении ребенка в школе.
При существующих условиях обучение грамоте является прямой обязанностью школы, но детский сад совместно с родителями должны подготовить детей к успешному усвоению программы начальной школы.
При правильной организации совместной деятельности воспитателей и родителей, интересном и разнообразном проведении занятий и игр в детском саду и в семье, мы сможем хорошо подготовить детей к школе.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста.
От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё до школы. Вы знаете, что требования начальной школы стали выше. Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе. Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой. Физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе. Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребёнка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок до школы, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома.
Игра - одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Она влияет на развитие всех познавательных процессов.
Играйте с детьми!!!
Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между взрослым и ребенком.
Игра – одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Она влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов.
Существует трёхступенчатая мотивация игры: «хочу!» - «надо!» -«могу!». Именно это является основным механизмом её влияния на личность, секретом самовоспитания. Отсюда легко вывести направления педагогического руководства игровой деятельностью:
Вовлекать детей в игру, использовать особые приемы, побуждающие желание играть ("хочу играть»);
Помогать действовать по правилам и решать игровые задачи («так надо»);
Развивать творческий потенциал ребёнка в процессе игры, способствовать появлению адекватной самооценки и чувства «могу!».
В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные действия, игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
В детском саду воспитатели большое внимание уделяют обучению грамоте. Детям очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «буква», «звук». На помощь приходят игры.
Для выработки практического навыка деления слов на слоги проводятся с детьми следующие игры: «Договори слово», «Магнитофон», «Кто больше?», «Добавь слог». Воспитатель произносит первый слог, а дети – второй (ши-на, пе-на, сум-ка).
В игре «Эхо» дети повторяют вторую половину слова (неза–будка, дети – будка-будка; бела-лайка, дети – лайка-лайка и т.д.) или произносят слово, отсекая первый звук (смех-мех, экран-кран, олень-лень, клещ-лещ, коса-оса).
В игре «Где живет слово» ребенок должен задумать, поделить его на слоги, просчитать количество слогов и на счет воспитателя «раз», «два», «три» быстро занять тот обруч-«домик», в котором количество кубиков соответствует количеству слогов в задуманном слове.
Землю роет старый к…от (крот), под землею он живет.
Прыгал птенчик по дорожке, и клевал большие к…ошки (крошки).
Какие звуки потерялись? («Р», «Л»).
В игре «Наоборот» дети закрепляют слова антонимы:
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь… (низко).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь… (близко).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты – (храбрец).
Теперь «начало» я скажу,-
Ну, отвечай… (конец)!
В игре с обручами под названием «Снежный ком» дети учатся подбирать прилагательные к существительному, используя перечисления.
В игре «Закончи предложение» дети учатся строить полные, логически завершенные предложения. Дети поочередно удлиняют предложение на одно слово.
В игре «Цепочка слов» развивается фонематический слух, активизируется словарь. Первый ребенок называет слово, каждый последующий имеет право изменить лишь один звук в предыдущем слове, например: мышка – мишка – мошка – кошка – корка; форма – ферма –фирма.
Чтобы дети лучше запоминали буквы, им можно предложить пофантазировать: на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, пуговиц; вылепить из пластилина, нарисовать, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листа.
Игра «Кто больше придумает слов?» проводиться с читающими детьми. Она активизирует умственную деятельность, ведь детям из заданного слова нужно составить как можно больше слов, используя только данные буквы, например: грамотей (герой, море, тема, март, рот, гора, мог, торг, гам). Игра «Сложи словечко» помогает детям увидеть, какие два слова спрятались в одном (самолет – сам летает; листопад – листья падают; пылесос – пыль сосет) и т.д.
Чтобы дети лучше запоминали буквы, им можно предложить пофантазировать : на что она похожа, выложить её из счётных палочек, вылепить из пластилина, нарисовать, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка.
Игры, способствующие запоминанию букв
1. Игра «Покажи букву»
Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела.
Выложить букву из любого материала: шнурков, ленточек проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков, карандашей, лапши, конфет, сушек. А еще можно слепить из пластилина, соленого теста, и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.
2. Игра «Найди и назови букву»
Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь. Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например: «шкаф» — «ш», «стол» — «с», «тумба» — «т», и так далее. Можно некоторые буквы оставить: мамы, папы, брата. Например: «Алла» — «А», мама, «Коля» — «К», папа, нарисовать портреты родственников к этим буквам.
Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы, похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая» их. Буква «с» похожа на месяц, «о»- на обруч, «п» -на ворота.
Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.
3. Игра «Архитектор»
Приготовить карточки из бумаги и на каждой карандашом нарисовать контур буквы, а ребенок пусть ее раскрасит. Каждую карточку разрезать на 2-4 части и перемешать, а ребенка попросить сложить букву и назвать ее.
4. Игра «Дорисуй букву»
Для каждой буквы создается образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно — получится «дом». Буквы должны быть крупные.
5. Игра «Узнай букву»
Ребенок должен узнать и обвести буквы, написанные точками.
аким образом, использование игр и разных заданий, создание игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.
Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому ее организация требует:
-простоты и точности формулировка правил игры;
-доступности игрового материала всем детям;
-простоты изготовления и использования дидактического материала;
-справедливое и четкое подведение ее результатов.
Играйте с детьми в вышеперечисленные игры и готовьте детей к школе без проблем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях
Ознакомить родителей с использованием игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях...
Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»
Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»Игра - одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, ведущая деятельн...
Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»
Консультация для родителей«Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»...
Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях
Игровой материал для родителей по подготовке детей к обучению детей грамоте...
Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»
Консультация для родителей«Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»...
Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»
Консультация для родителей "Использование игровых методов и приёмов в обучении детей грамоте в домашних условиях"...