"Играем пальчиками"
консультация
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Играем пальчиками – развиваем речь»
Известный педагог Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
С Василием Александровичем трудно не согласиться – двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь, да и не только она.
Давно уже доказали, что высокий уровень развития мелкой моторики у ребенка позволяет говорить о высоком уровне развития у него памяти, внимания, умения логически рассуждать, связно говорить. Вы, уважаемые родители, можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не может донести в ладошке воду до лица, разливает её, то, значит, у него отстает развитие мелкой мускулатуры. Если после 5 лет ребенок затрудняется в выполнении упражнения «ладонь – кулак – ребро», то это тоже говорит об определенных нарушениях. Обнаружив это, не огорчайтесь, но и не оставляйте ребенка, надеясь, что со временем он догонит сверстников. Это мнение ошибочно. Ребенку нужна ваша помощь. Поиграйте с ним в игры и упражнения для развития мелкой моторики, поиграйте в пальчиковые игры.
Для общей осведомленности хочу сказать, что тренировку пальцев рук ребенка можно начинать уже с 6-7 месячного возраста. Сюда входит массаж пальцев рук каждого пальчика, каждой фаланги, поглаживание и легкое разминание в течение 2-3 минут. Уже с 10 месячного возраста следует проводить простейшие упражнения для пальцев рук. Сначала пальцы ребенка сгибают и разгибают родители или тот, кто с ним занимается, затем ребенок это выполняет самостоятельно. Но и для детей 3-4 лет игры с пальчиками будут интересны, особенно если они будут играть с вами его мамой и папой.
С целью предотвращения переутомления и поддержания интереса ребенка обязательно используйте индивидуальный подход и следите, чтобы длительность занятия не превышала 15 минут. Нельзя заставлять ребенка играть в «ваши» игры насильно. Необходимо увлечь ребенка, используя туже игру.
На начальном этапе рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику с опорой руками о стол или другую поверхность. А потом уже в положении с согнутыми руками перед собой на уровне груди.
Пальчиковые игры целесообразно начинать с самых простых упражнений, таких, как «Посолим суп» (собранными в щепоть пальцами ведущей руки имитируем названное движение); «Птички» (птички-пальчики «склевывают», например, слова с заданным звуком); «Почистим клювы» (большим пальцем дети тщательно со всех сторон «очищают» каждый пальчик ведущей руки).
Затем можно перейти к более сложным играм. В качестве словесного сопровождения пальчиковых игр предпочтительны малые фольклорные формы (потешки, небольшие стихи, считалки). Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует координации и произвольной моторики, кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
Для того чтобы понять принцип проведения «Игр с пальчиками» предлагаю Вам поиграть:
Жил-был зайчик Длинные ушки. Отморозил зайчик Лапки на опушке. Отморозил носик Отморозил хвостик. И поехал греться К ребятишкам в гости. Там тепло и тихо – Волка нет. И дают морковку на обед. | Хлопают в ладоши Три пальца в кулак, указательный и средний – уши Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Трут ладошки друг об друга Сжимают и разжимают пальцы обеих рук Гладят копчик Трут ладони друг об друга. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук Хлопают в ладоши Поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке. |
После того как ваш ребенок научится выполнять простые варианты «пальчиковой гимнастики» можно перейти к более сложным играм с пальчиками. Так, например, существуют упражнения «Кулак-ребро-ладонь», которые используется для развития межполушарных связей. Предлагаю вам на своем опыте прочувствовать воздействие такого рода упражнений на деятельность головного мозга:
Ладони лежат на столе или на коленях, правая повернута вверх, а левая вниз. Произнося текст, ладони меняют свое положение, нужно следить, чтобы ребенок не срывался на одинаковое положение рук.
Мы играли в ладушки—
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
Как вы заметили, если мы используем при игре с пальчиками стишки, то у детей возрастает интерес к игре, у них возникает желание больше говорить.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касаются кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это облегчает приобретение навыков письма.
Пальчиковые игры условно разделяются на три группы. Деление на группы связано не со степенью сложности упражнений, а с использованием различной наглядности и атрибутики.
1-я группа - пальчиковые игры без предметов;
2-я группа – пальчиковые игры с использованием атрибутики;
3-я группа пальчиковые игры с предметами.
Пальчиковые игры без предметов.
В игровых упражнениях данной группы особо важное значение получает игровая мотивация, так как именно она является привлекательным моментом, побуждающим ребенка действовать своими пальчиками. Мы (воспитатели) рассказываем детям маленькие сказочки (можно с продолжением); сопровождаем действия пальчиков стихами, содержащими указания, что надо делать детям. Все пальчиковые упражнения выполняются детьми при непосредственном участии взрослых. Например:
Игра «Скакалка».
Цель. Тренировать большие пальцы рук.
Игровое упражнение выполняется в положении сидя на стульчиках или стоя. Исходная позиция: руки опущены вниз, ладони сжаты в кулачки, большие пальцы вытянуты и производят круговые движения (с напряжением). Дети крутят «скакалочку» сначала в одну сторону, потом в другую. Воспитатель сопровождает игру четверостишием:
Как у нашей Аллочки
Новая скакалочка.
Вертит быстро Аллочка
Ручки у скакалочки.
Пальчиковые игры с использованием атрибутики.
В пальчиковых играх второй группы используется различная атрибутика, которая повышает интерес детей к их проигрыванию. Используем пробки или баночки из-под йогурта с приклеенными или нарисованными лицами человечков, мордочками животных. Детям нравится надевать на пальчики вырезанные головки или прикреплять фигурки к пальцам с помощью бельевой резинки. Используем игру «Накорми витаминками куклу, лисичку», цель игры кто больше фасолинок (витаминок) даст кукле или лисичке.
Упражнение «Фасолинка».
Цель. Развивать ловкость, координацию движений и быструю переключаемость.
Ребенок выбирает в чашечке фасолинку и выполняет следующие манипуляции:
а) кладет фасолинку на одну ладонь и раскатывает ее другой;
б) берет фасолинку в щепоть и катает ее между пальцами;
в) катает фасолинку двумя пальцами (указательным и большим) под слова:
Мы фасолинку в двух пальцах помнем,
О фасолинке зеленой мы споем.
г) кладет фасолинку на стол и катает ее по столу одним указательным пальцем. Сопровождаем движения словами:
Катись, фасолинка, за окошко,
Катись, фасолинка, к нам в лукошко.
Ты катись, фасолинка, по столу,
Развлекай, фасолинка, детвору.
Пальчиковые игры с предметами.
Пальчиковые игры с предметами привлекательны для детей именно самими предметами. Они отличаются от пальчиковых игр с атрибутами тем, что предметы в этих играх необходимы, без них невозможно провести игру или упражнение.
Упражнение «Лыжник».
Цель. Упражнять в умении удерживать предмет, который скользит по гладкой поверхности, подушечками пальцев.
Упражнение выполняется на гладкой поверхности стола, на которой находятся предметы, условно изображающие различные объекты (дерево, сугроб, горка и др.).
Даем ребенку две плоские счетные палочки. Указательный палец и мизинец - это ноги лыжника, которые стоят на лыжах (счетных палочках). При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони.
Ребенок, не отрывая пальцы от палочек, скользящими движениями ведет лыжника по разным маршрутам.
Маршрут можно задавать в стихотворной форме:
Мы на лыжах шли-шли, мы на лыжах шли-шли,
И до дерева дошли, до сугроба мы дошли.
Дерево мы обошли, и сугроб мы обошли.
И дальше пошли, и дальше пошли.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много:
- -нетрадиционные техники рисования,
- -плетение;
- -лепка (из пластилина, глины);
- -нанизывание на нитку бусин, бисероплетение;
- -различные игры-шнуровки;
- -конструкторы (чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали конструктора);
- -мозаики;
- -вырезание из бумаги и картона;
- -вырисовывание различных узоров;
При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечное множество. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.
Помогите своему ребенку развить тонкую моторику рук и быстрее научиться правильно, красиво, говорить.
Играйте с детьми, общайтесь с ними, и они это оценят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/24/picture-534288-1416814206.jpg)
Дидактическая игра "Играем пальчиками"
Считаем пальчиками Замечательная игра для детей 5-6 лет, из серии «Учись играя» Задачи: Развитие и закрепление знаний о цифрах и их частях....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/31/picture-233032-1364746988.png)
Мастер-класс для родителей по нетрадиционным пальчиковым играм "Пальчикам не дам скучать - буду весело играть"
Мастер-класс для родителей по использованию с детьми в домашних условиях пальчиковых игр для развития мелкой моторики....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/12/picture-994524-1515759140.jpg)
Конспект семинар – практикума для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста» Тема: «Играем пальчиками»
Целевые установки мероприятия1.Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.2.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии реб...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-886875-1485876050.jpg)
Игра-практикум для родителей на тему: «Играем пальчиками и развиваем речь»
Повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях....
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/09/picture-1411379-1654771295.jpg)
Макет спортивной площадки для игры пальчиками Тема: «Спортивные пальчики»
Вашему вниманию авторское методическое пособие макет спортивной площадки для детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет «Спортивные пальчики», который позволит разнообразит предметно &nda...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/23/picture-607550-1590238198.jpg)
Сборник дидактического материала по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР "В игры играем - пальчики развиваем"
Развитие мелкой моторики рук с использованием игровых приемов...