Презентация "Развитие компонентов устной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности"
презентация к уроку (старшая группа)
Презентация к родительскому собранию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к родительскому собранию | 748.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Компоненты устной речи Развитие лексической стороны речи Ф ормирование грамматического строя речи Развитие и совершенствование звуковой культуры речи . Развитие связной речи
Развитие лексической стороны речи. Обогащение, расширение и активизация словарного запаса детей . - Обогащать детскую лексику новыми словами на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности. Способствовать не только количественному росту словаря, но и качественному совершенству. Поощрять проявление внимания детей к незнакомым словам и желание узнавать, что они обозначают.
2. Формирование грамматического строя речи. Правильное употребление слов в словосочетаниях и предложениях (согласование в роде, числе и падеже, употребление предлогов) - Поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения. - Обучение составлению и распространению простых предложений за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых. Способствовать появлению в речи детей предложений сложных конструкций. - Учить выразительно использовать в речи простые предложения различные по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).
3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи. - Развивать фонематический слух. - Уточнять и закреплять произношение звуков родного языка. - Вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи. - Развивать интонационную выразительность в специальных игровых упражнениях, средствами театрализованной деятельности.
4. Развитие связной речи детей. Высказывание или связная речь — это несколько законченных отрезков (предложений), которые соединены между собой тематически, по смыслу, структуре. Она служит для облегчения коммуникации и выражается в двух видах: монолог — умение рассуждать об определенном образе, действии и т. д.; диалог — непосредственное взаимодействие с другим человеком или людьми посредством общения. Монологическая речь старших дошкольников состоит из нескольких основных видов: описание — включает общее название предмета (действия), перечисление его свойств, качеств, а в заключении — оценка или отношение к нему (части этой структуры могут переставляться); повествование — констатация факта, в котором четко прослеживается начало истории, ее кульминация, итог или развязка; рассуждение — отдельный тип высказывания, который отражает определенную связь событий, фактов, явлений (состоит из утверждения, доказательства, вывода). Все эти варианты связной речи встречаются у детей в смешанном виде.
Типичные проблемы развития речи дошкольника: 1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. 2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. 3. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений. 4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно. 5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо) 6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. 7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. 8. Плохая дикция. Общая интонационная и произносительная смазанность речи. Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем.
Большую роль в развитии речи детей играет речевая среда. Это связано с тем, что именно в данном возрасте отмечается рост критического отношения ребенка к речи окружающих. Важно, чтобы: • в окружении детей звучала чистая, правильная, грамотная, культурная и богатая речь; • детям много выразительно читали; • дети имели возможность прослушивать записи художественных произведений в исполнении профессиональных чтецов; • окружающие взрослые умели тактично исправлять речевые ошибки и неточности ребенка; • взрослые учили детей слушать себя, находить в собственной речи положительные и отрицательные моменты (например, взрослый обращается к ребенку: « Как красиво ты сказал о цветке. Как ты думаешь, какие слова мне больше всего понравились? А какие слова понравились (не понравились) тебе? » И т. п.).
Развитие речи ребенка через разные виды детской деятельности Развитие речи и коммуникативная деятельность Важнейшим средством развития речи является общение. Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Она не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Игры, направленные на развитие навыков общения «Кто к нам пришел?» , «Назови свое имя» , «Мяч по кругу» , «Паровозик дружбы» , «Прокати мяч и назови» , «Да-да и нет-нет» , «Найди себе пару» , «Поздоровайся!» , «Нужно делать так!» , «Подари улыбку другу» , «Узнай по голосу».
Развитие речи и игровая деятельность Для речевого развития используются все виды игровой деятельности . Подвижные игры (оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры). Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности. Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.). Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей . Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей .
Конструктивные игры - дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Развивается диалогическая речь. Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.
Развитие речи и познавательно - исследовательская деятельность Познавательно-исследовательская деятельность — способствует обогащению активного словаря детей; — обогащает эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми; — формирует бережное отношение к окружающему миру, закрепляет положительные эмоции, умение их проявлять .
Развитие речи и продуктивная (художественная) деятельность Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции. После занятия например по рисованию, можно обсудить работу, описать её, придумать рассказ об объекте. Развитие речи и музыкальная деятельность Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса . Развитие речи и трудовая деятельность Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др. Непосредственно-образовательная деятельность Занятия помогают реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве, самом благоприятном периоде для овладения языком.
Основные средства речевого развития общение взрослых и детей, и детей друг с другом; культурная языковая среда, речь взрослых; обучение родной речи и языку; художественная литература и различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
Речь - чудесный дар природы- не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А мы, взрослые, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно, т. е. очень важно помочь, как можно успешнее овладеть прекрасным даром.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности
Основная цель данного доклада - раскрытие пробемы речевого развития дошкольников. В материале показана взаимосвязь различных форм и видов детской деятельности, которая в конечном итоге направлена на р...
Презентация «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности»
Развитие речи для человека играет важную роль и лежит в основе общения, как в семье, так и в дальнейших жизненных этапах.Развитие устной речи в первую очередь является немаловажным средством на пути д...
Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности»
Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности из опыта работы...
Развитие компонентов устной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности
Развитие компонентов устной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности воспитатель: Строканова О.В....
Развитие компонентов устной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности
Словарь детей, формирование грамматического строя речи, развитие и совершенствование звуковой культуры речи, развитие фонематическогослуха, развитие связной речи - компоненты устной речи....
Развитие активной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности (из опыта работы) Воспитатель: Демешкина М.В.
К началу обучения в школе ребенок должен овладеть родным языком, словарным запасом родного языка. То есть овладеть грамматическим строем. А именно уметь полно, связанно, последовательно и понятн...
«Развитие активной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности (из опыта работы)»
ull;Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием ...