Консультация Педагогическая характеристика готовности ребёнка к школьному обучению.
консультация

Мищерякова Наталия Павловна

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Отечественные и зарубежные ученые в понятие «готовности» включают все жизненно-важные сферы созревания ребенка: физическую, личностно-интеллектуальную, нравственно-волевую, мотивационную, коммуникативную. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_rebyonka_k_shkole.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая характеристика готовности ребёнка к  школьному обучению.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Отечественные и зарубежные ученые в понятие «готовности» включают все жизненно-важные сферы созревания ребенка: физическую, личностно-интеллектуальную, нравственно-волевую, мотивационную, коммуникативную. При учете основных компонентов готовности к школьному обучению в современных образовательных условиях на первый план выходит психологическая готовность ребенка, которая служит комплексным показателем, позволяющим прогнозировать успешность обучения в дальнейшем. Она включает в себя положительное отношение к обучению и учебе (мотивационная готовность), высокий уровень развития произвольности поведения (волевая готовность), наличие определенного запаса знаний, умений и навыков, высокий уровень познавательных процессов (интеллектуальная готовность), формирование коммуникативных и социальных умений и навыков поведения, взаимоотношений, общения со сверстниками и взрослыми.

Каковы же критерии развития ребенка, необходимые для его успешного обучения  и адаптации к новым условиям школьной жизни, т.е. готовности к началу школьного обучения?

· Общее развитие:

- ребенок способен устанавливать причинно-следственные связи;- умеет выделять общие и отличительные признаки предметов, явлений, классифицировать и систематизировать их;

- имеет элементарный запас знаний об окружающем мире, о себе, своей семье, стране, умеет ими пользоваться;

- активно воспринимает новую информацию, интересуется ей, задает вопросы;

- может продолжить словесное рассуждение, высказать свое суждение, сделать простой логический вывод.

· Развитие памяти и внимания:

- ребенок может работать, не отвлекаясь, 10-15 минут, даже если деятельность ему не очень интересна;

- переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекаясь на внешние раздражители;

- может запомнить 8-10 картинок или не связанных между собой слов при трехкратном повторении;

- после нескольких повторений  запоминает стихотворение из восьми строк.

У детей с неустойчивым вниманием и низким объемом памяти возникают комплексные трудности при усвоении программного материала.

· Речевое развитие:

- ребенок правильно произносит все звуки родного языка;

- четко дифференцирует все звуки;

- может выделять звук в начале, середине, конце слова;

- может производить звукобуквенный анализ и синтез слова;

- использует разные способы словообразования и грамматически правильного построения высказывания;

- умеет связно рассказывать и пересказывать, правильно понимать прочитанное и отвечать на вопросы по его содержанию;

- способен составить рассказ по картинке, передать интонацией различные чувства без нарушений темпа речи.

Отклонения в фонематическом и лексико-грамматическом развитии  создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.

· Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации:

- ребенок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки;

- может классифицировать фигуры по форме, цвету, величине, направлению штрихов и другим признакам;

- копирует буквы, цифры, простые геометрические фигуры и их сочетание, соблюдая направление штрихов и всех элементов;

- дорисовывает элементы согласно схеме (образцу);

- находит части целого, складывает разрезную картинку из 7-8 частей на основе зрительного восприятия;

- не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений, при работе с мелким конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует их мелкими деталями.

Эти функции считаются «школьно значимыми», т.к., при их недостаточной сформированности невозможно научиться хорошо читать и правильно писать.

· Социально-личностное развитие:

- ребенок осознает, как вести себя со сверстниками и со взрослыми, спокойно идет на контакт с ними;

- может заниматься и учиться, а не только играть;

- может планировать свою деятельность, не действует хаотично;

- доводит начатую работу до конца, умеет объективно оценить ее качество, стремится к успеху в тех видах деятельности, которые выполняет;

- может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки;

- проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п., стремится к личным достижениям, самоутверждению, признанию;

- хорошо адаптируется к новой обстановке, не меняет своего поведения, не возбуждается;

- способен управлять своим поведением.

Этот компонент определяет успешность психологической адаптации в школе.

· Развитие движений и пространственная ориентация:

- ребенок  полностью владеет навыками самообслуживания и уверенно действует в быту;

- освоил основные виды движений: разные виды ходьбы, бега, прыжков, лазаний и пр.;

- при сохранении равновесия движения координированы и ловки;

- хорошо ориентируется в пространстве, способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперед, назад, вверх, вниз, налево, направо.

· Здоровье:

- ребенок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год);

- не подвержен тяжелым и хроническим заболеваниям, страхам;

- спокоен, нераздражителен, усидчив;

- в поведении отсутствуют навязчивые движения (непроизвольные подергивания мышц лица, моргания, кусание ногтей и т.п.)

- в речи нет выраженных задержек в развитии.

Таким образом, готовность к школе – это определенный уровень социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; развития тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено - это развитие речи, памяти, внимания, зрительного восприятия, моторной координации и пр.; личностного развития, характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию; и, конечно же, главный фактор, состояние здоровья ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая характеристика готовности ребёнка к началу школьного обучения

Педагогическая характеристика готовности ребёнка к началу школьного обучения.Готовность к школьному обучению можно определить как целостное психофизическое и личностное развитие ребенка, которое обесп...

Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения

Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу  школьного обучения Для характеристики ребенка группы необходимо оценить выраженность каждого признака (не пропуская ни одного) по 4...

Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения

На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению - многокомплексное образование, которое требует комплексных психологических исследований....

Педагогическая характеристика готовности ребенка к школьному обучению

Готовность к школе – это определенный уровень социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; развития тех функц...

Консультация родителям "Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе"

Успешность обучения будущего первоклассника зависит от правильной позиции родителя....

Консультация для родителей "Готовность ребёнка к обучению в школе"

Консультация для родителей "Готовность ребенка к обучению к школе"Готовность ребенка к обучению в школе – это своеобразный итог развития всего периода дошкольного детства, это основа у...