Методическая разработка. Консультация для родителей на тему "Грамматический строй речи детей"
методическая разработка

 Михалёва Алёна Алексеевна

Консультация для родителей о закономерностях усвоения детьми грамматического строя родного языка, как о неотъемлемой части развития речи.

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах, которая объединяет словообразование, морфологию и синтаксис. Она помогает преобразовывать наши мысли в материальные объекты или действия, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих, а для ребенка имеет особое значение в обучении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_roditelyam_gsr.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ Детский сад №46 Московского района города Санкт-Петербург

Сообщение для родителей «Закономерности усвоения детьми грамматического строя родного языка»

Выполнила:

Воспитатель общеразвивающей группы

раннего возраста «Одуванчики»

Михалёва А. А.

Санкт-Петербург

2022

Уважаемые родители, нам очень важно с вами поговорить о закономерностях усвоения детьми грамматического строя родного языка, так как это неотъемлемая часть развития речи.

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах, которая объединяет словообразование, морфологию и синтаксис. Она помогает преобразовывать наши мысли в материальные объекты или действия, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих, а для ребенка имеет особое значение в обучении:

1) Только правильно оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.

2) Речь начинает выполнять функцию сообщения, когда ребенок овладевает монологической формой речи.

3) Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в развитии связной речи.

4) Она оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, правильно излагать свои мысли. К. Д. Ушинский назвал грамматику логикой языка.

5) Также оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

Нужно соблюдать некоторые условия для успешного формирования грамматического строя. Во-первых, правильно организовывать предметную деятельность, так как в ней устанавливаются связи между предметами, выраженными в нужной грамматической форме; во-вторых, дети должны ежедневно разговаривать со взрослыми и своими сверстниками; в-третьих, мы проводим специальные речевые занятия и выполняем упражнения, на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

Особенности. Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Ребенок следит за речью окружающих, делает выводы, обобщает и начинает подчиняться определенным правилам употребления слов, но иногда возникают проблемы с выбором нужных грамматических форм (например, «Мама купила мне конфета» также, как и «Мама купила мне кровать»).

Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А. Н. Гвоздевым:

  • Морфологические элементы начинают выделяться в словах очень рано (около 1 г. 4 мес.).
  • У детей вызывает затруднение усвоение того, что не ясно по значению.
  • К трем годам ребенок усваивает грамматическую систему родного языка.

Есть 3 периода в формировании грамматического строя русского языка:

1. Первый период – период предложений, состоящих из неизменяемых слов-корней. Ребенок (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.) использует их в одной форме во всех подходящих случаях. Сначала предложение состоит из одного слова (бух; мяу), потом из нескольких неизменяемых слов (дай пять)

2. Второй период – дети (от 1 г. 10 мес. до 3 лет) начинают замечать связь между словами в предложении. В отличии от предыдущего этапа, ребенок начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова. Усваиваются многие грамматические формы.

3.Третий период – дети (от 3 до 7 лет) осваивают типы склонений и спряжений. Наивысшей точки употребления простых распространенных предложений ребенок достигает в пять с половиной лет.

При овладении синтаксической стороной речи дети четвертого года жизни редко используют сложные предложения, но легче всего им даются сложносочиненные, например, «Мы с бабушкой дома остались, а они поехали по своим делам» (4 г. 5 мес.). Содержание и форма сложноподчиненных предложений на пятом году жизни усложняются, так как добавляются предложения времени, причины (Он не ходил на работу, потому что у нас был выходной), места (Где машины военные были, там был салют). В старшем возрасте дети умеют противопоставлять однородные члены предложения, пользуются противительными союзами: «Она бросила иголку, а не воткнула.»

При словообразовании особо выделяется такое явление как словотворчество детей. Оно говорит об активном усвоении детьми грамматического строя, проявляется процесс формирования правил, обобщений. Наиболее интенсивно овладение словообразованием происходит в возрасте от 3 лет 6 мес. – 4 лет до 5 лет 6 мес. – 6 лет. К концу дошкольного возраста снижается интенсивность словотворчества.

Рекомендации по развитию грамматического строя речи

Для того, чтобы помочь ребенку освоить особенности родного языка предлагаем вам:

1. Использовать дидактические игры.

Пример: 1. «ПОДБЕРИ ПРИЗНАК»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: взрослый называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

        Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

        Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

        Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Пример 2. «ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?»

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры: взрослый называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) — мамин, 
Шляпка (чья?) — бабушкина, 
Поднос (чей?)  - дедушкин и тд.

2. Игры-драматизации

Пример: «День рождения куклы».

У Маши день рождения. К ней должны прийти гости. Надо накрыть стол для чая. Поставим большой самовар, заварочный чайник. Какой он? Большой или маленький? Из чего Машины друзья будут пить чай? (Из чашек.) Красивые чашки поставим на стол. Чего еще нет? (Блюдец.) Чашка должна быть с блюдцем. Что еще надо поставить на стол? И т.д

3. Выполнять упражнения.

Пример: 1. Упражнение «Лесник»

Цель: формировать умение детей образовывать однокоренных слов, подбор антонимов.

Игровой материал: Сюжетная картинка.

Ход: Взрослый говорит: «Дети, посмотрите на картинку. Что вы на ней видите? (Лес.) Кто следит за порядком в лесу, охраняет его? Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная.) Лесная тропинка узкая, а дорога... (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты... (низкие). Вот речка глубокая, а ручеек... (мелкий). Это тропинка. В лесу много… тропинок.

Пример 2. «Где сейчас машина?»

Цель: учить понимать предложные конструкции.

Игровой материал: сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.

Ход игры: Взрослый раскладывает картинки перед ребенком. Затем просит его показать машину, которая подъезжает к дому, стоит около гаража, едет по мосту, и т.д.

Таким образом, для гармоничного развития ребенка и его грамотной речи, необходимо развивать ее грамматический строй, ежедневно общаться с ребенком, играть в дидактические игры и выполнять упражнения, рассказывать сказки и сочинять их вместе с ребенком, благодаря чему у него будет должным образом формироваться изложение своих мыслей, развиваться мышление и правильное отношение к родному языку и его правилам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Художественно-эстетическое воспитание детей.

Аннотация к методической разработке.Консультация для родителей.Тема:«Художественно-эстетическое воспитание детей»Образовательная область: художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте наблюдается значительное изменение в речи, что обусловлено разными причинами. Прежде всего, это выход ребенка за пределы узкосемейного круга. Ребенок знакомится с ...

Методическая разработка "Игровые упражнения для формирования грамматического строя речи (предлоги)". Часть 1

В разработке представлены игровые упражнения, которые помогут ребенку понять значения предлогов и  правильно употреблять их  в самостоятельной речи...

Методическая разработка Консультация для родителей «Роль родителей в развитии речи детей дошкольного возраста»

Сложно переоценить значение связной речи, ведь это не только умение верно излагать свои мысли, правильно говорить, но и возможность познавать окружающий мир....

Методическая разработка. Консультация для родителей по теме: "Аутизм. Социализация детей с РАС".

Методическая разработка. Консультация для родителей по теме: "Аутизм. Социализация детей с РАС". Средняя группа....

Методическая разработка. Консультация для родителей. «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Консультация для родителей. «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия ифо...