Что такое поведение?
статья
В более широком смысле, поведение - это любое действие живого организма, которое можно объективно наблюдать и измерить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_povedenie.docx | 32.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧТО ТАКОЕ "ПОВЕДЕНИЕ"?
В самом простом понимании, поведение - это любое действие, которое выполняет человек. В более широком смысле, поведение - это любое действие живого организма, которое можно объективно наблюдать и измерить.
Скиннер, пионер поведенческого анализа, определяет поведение как "Поведение - это движение организма или его частей тела в рамках соотношения с внешними предметами или факторами" (Skinner, "The Behavior of Organisms", 1938).
Другими словами, все, что мы делаем или, делает ребенок - это поведение:
Ест
Пьет
Спит
Кричит
Рисует
Играет
Моет руки
Дерется
и т.д.
Но для того, чтобы понять лучше, что такое поведение - нужно определить, что такое "не поведение".
В поведенческом анализе существует такое понятие как " тест мертвого человека". Все, что может "делать" мертвый человек - не является поведением. То есть, все, что человек НЕ делает, и остается пассивным - это не поведение.
Например,:
Не слушается родителей
Не реагирует на обращения сверстников
Не смотрит в глаза
Не плачет, когда ударился
Все эти примеры отражают "не поведение", и для того, чтобы поведенческий аналитик мог изменить существующее положение, ему необходимо понимать, какое поведение должно возникать в этих ситуациях.
Например, вместо того, чтобы решать проблему "непослушного ребенка", который не выполняет требования родителей, и уменьшать поведение "непослушания" (которое, на самом деле, не является поведением), поведенческий аналитик обучает ребенка выполнять инструкции с помощью поведенческих методов.
К понятию "не поведения" относятся также черты характера или общие определения. Например, "ленивый ребенок" - это не поведение. "Аутичный ребенок" - это тоже не поведение. Такими понятиями, как "радостно отреагировал", или "аутичное поведение" невозможно оперировать в поведенческом анализе.
Поэтому необходимо определить точную форму поведения, и те факторы в окружающей среде, которые влияют на поведение.
Следует также помнить, что "поведение" - это собирательный термин. Любое поведение можно разбить на некоторое количество составляющих его отдельных мелких действий - реакций.
Например, поведение "Пить" можно разбить на несколько реакций:
Взять стакан в руку
Поднести стакан ко рту
Наклонить
Сделать глоток
Отнять стакан от рта
Поведенческая реакция, как физическая величина, может измеряться по нескольким параметрам:
- Момент во времени - как быстро появляется реакция. Например, ребенка позвали по имени - как быстро он отреагировал и подошел. Прозвучал звонок на перемену - как быстро ребенок поднялся и вышел из класса.
- Продолжительность во времени - как долго длится реакция. Например, ребенок смотрит в глаза - как долго он удерживает взгляд. Ребенок сидит во время занятий - как долго он может сидеть на стуле, перед тем как вскочит со стула и начнет бегать по комнате.
- Повторяемость во времени - одиночная реакция может повторяться. Например, ребенок плюется - он плюется 5 раз в течение занятия. Ребенок кушает котлету - он накалывает вилкой кусочек котлеты и повторяет это действие столько же раз, сколько у него кусочков котлеты на тарелке.
На основе этих измеряемых параметров поведенческий аналитик может изменить поведение в том направлении, в котором это необходимо. Например, уменьшить количество раз, когда ребенок плюется, или увеличить продолжительность сидения за столом, или уменьшить время реакции, и научить ребенка быстрее реагировать на обращение или быстрее выполнять инструкции.
Для изменения поведения ребенка нужно менять его среду. Другими словами, менять тот образ действий и образ жизни, который характеризует его близких - родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер, учителей в школе, и т.д.
И на это изменение ни один поведенческий специалист, даже самый опытный, даже самый сертифицированный и прекрасный во всей вселенной не может повлиять волшебным образом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...