Статья. Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей среднего возраста"
консультация (средняя группа)

Хохлова Ольга Борисовна

Развитие мелкой моторики рук у детей, занятия, игры, упражнения все взрослые знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_0.docx372.64 КБ

Предварительный просмотр:

Статья. Консультация для родителей

« Развитие мелкой  моторики рук у детей среднего возраста»

https://4youngmama.ru/wp-content/uploads/d/0/d/d0dbf60a362a8fda3420d1acc339bc8c.jpeg

Развитие мелкой моторики рук у детей, занятия, игры, упражнения все взрослые знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики?
 Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать). Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.

 Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть. Установлена тесная связь между рукой и речевым центром головного мозга, а также рукой и корой больших полушарий мозга, что играет большую роль в формировании психических процессов: речи, внимания, мышления, наблюдательности, координации, памяти, воображения. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры. Хорошим помощником в развитие мелкой моторике станут различные развивающие игрушки, которые родители могут сделать сами.

Советы родителям «Развитие мелкой моторики рук дошкольников»

- Заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться, и доставлять удовольствие. 
- Выполнение упражнений должно быть регулярным. 
- Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут. 
- Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. 
- Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения. 
- Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого. 
- Ребенку всегда предлагается инструкция. Она должна быть простой, короткой и точной. Например, к упражнению «шофер»: «Ты — шофер, а эта фишка — твоя машина. Прижми фишку указательным пальцем и медленно двигай по столу, чтобы объехать «дома и людей». 
- Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу. В семье для тренировки пальцев рук детям можно предложить следующие игры: 
«Забей мяч в ворота»
Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола -«ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота. 
Можно играть вдвоем, тогда взрослый и ребенок сидят по разные стороны стола, а ворота находятся посередине. 
«Поможем Золушке»
Необходимы две пустые коробочки и одна со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружками и пр. Работая двумя руками, ребенок должен разделить «смесь» на две части. 
«Разорви лист по линиям»
Лист бумаги произвольно расчеркивается на две части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге фигуры, предметы. 
«Шаловливый котенок»
Заранее разматывается клубок ниток. Малыш должен сначала правой, а затем левой рукой смотать клубок. 
«По кочкам через болото»
На столе рассыпают мелкие камешки - «кочки». Зажав в щепотку 1, 3, 5 пальцы одной руки, ребенок «шагает» указательным и безымянным «по кочкам» с одного края стола к другому, «выбираясь из болота». Следить, чтобы на весу всегда был только один палец. «Кочки» можно нарисовать и на бумаге. 
«Шнуровка»
Берется большая карточка, на которой в центре и по краям в определенной последовательности сделаны отверстия. Края отверстий окрашены в разные цвета. При помощи толстой нити ребенок выполняет следующие задания. 
а) провести нитку через все отверстия по краю карточки. 
б) протянуть нитку в каждое второе отверстие. 
в) провести нитку только через дырочки, обведенные красным (чередуя красные и синие и т. д.). 
г) выполнить «обметку через край». 
д) в центре карточки сделать шнуровку, как в ботинках. 
Составление фигурок из счетных палочек или спичек.
Взрослый просит ребенка выложить на столе сначала по образцу, затем по памяти и, наконец, по представлению, несложные фигурки. Например, квадрат, треугольник, кубик, вазу, лодочку, юбочку, очки, лесенку, мельницу, рыбку, пирамидку, флажок, звезду, мороженое, бабочку, аквариум, жука, окно, сумку.

Творческие занятия:
- пластилиновое панно (картины из кусочков пластилина, выкладывание сюжета на пластилиновой основе крупами, пластилиновые узоры).
- рисование верёвочкой (выкладывание нитками контура рисунка на бархатной бумаге контрастного цвета).
- плетение косичек и венков из цветов. 

Выполните упражнения

 «Кулачки - ладошки»

 Кисти обеих рук одновременно сжимайте в кулак, а затем разжимайте, показывая ладошки.

«Сожми - разожми»

Положите кисти обеих рук на стол: ладонь левой руки сожмите в кулак, правую ладонь раскройте, а теперь одновременно поменяйте эти положения.

Полезные игры с мячом

- Перекладывание, а затем перебрасывание мяча из руки в руку.

- Подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча двумя руками и одной.

- Подбрасывание мяча на разную высоту и ловля его после дополнительных движений (хлопок в ладоши перед собой, поворот на 360º, приседание и др.).

   Домашние дела:
- перемотка ниток
- завязывание и развязывание узелков 
- чистка металла 
- нанизывание бус и пуговиц 
-застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок. 
Развитию мелкой моторики рук способствуют также следующие занятия:
- изготовление бус
- лепка 
- аппликация
- обведение лекал с последующей их штриховкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

В статье говорится о развитии мелко-моторных навыках у детей младшего и старшего дошкольного возраста. Предлагаются рекомендации "Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость"....

Статья на тему:"Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

«Источник способностей и дарований детей – на кончиках пальцев» (В. А.Сухомлинский)...

Статья на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».ФИО автора (полностью): Воронцова Татьяна НиколаевнаДолжность: воспитатель первой квалифика...

Статья по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей...

Статья на тему: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средством пальчиковых игр".

В дошкольном возрасте ребенок изучает и постигает окружающий мир постоянно. Главный метод собирания информации в этом периоде - прикосновения. Ребенок стремится все трогать, гладить, хватать, пр...

статья для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста"

статья для родителей о развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста...