Русские народные сказки как средство развития коммуникативных навыков детей
статья (младшая группа)

Русские народные сказки как средство развития коммуникативных навыков

детей

Развитие навыков межличностного общения у дошкольников - одна из самых важных проблем педагогической науки. В настоящее время эта проблема приобретает особое значение, поскольку большинство современных родителей не читают детям сказки. Считая, что сказки не соответствуют новым жизненным приоритетам, родители заменили чтение сказок на просмотр детьми мультфильмов, разрешили им играть на компьютере, планшете. И действительно, современные дети уже в возрасте 2-х лет с легкостью оперируют гаджетами, часами могут смотреть мультфильмы, не отвлекая родителей от решения бытовых вопросов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русские народные сказки как средство развития коммуникативных навыков

детей

Развитие навыков межличностного общения у дошкольников - одна из самых важных проблем педагогической науки. В настоящее время эта проблема приобретает особое значение, поскольку большинство современных родителей не читают детям сказки. Считая, что сказки не соответствуют новым жизненным приоритетам, родители заменили чтение сказок на просмотр детьми мультфильмов, разрешили им играть на компьютере, планшете. И действительно, современные дети уже в возрасте 2-х лет с легкостью оперируют гаджетами, часами могут смотреть мультфильмы, не отвлекая родителей от решения бытовых вопросов.

Несмотря на то, что компьютерные игры и мультфильмы являются источником развития детей, они очень часто становятся и причинами возникновения различных проблем, в частности, в развитии коммуникативных навыков детей. Погружаясь в виртуальный мир, дети разучились общаться друг с другом и взрослыми или же их общение сводится только к обсуждению компьютерных игр и сюжетов мультфильмов. Поэтому приоритетной задачей педагога в работе с детьми становится развитие коммуникативных навыков.

Коммуникативные навыки необходимы для обретения друзей, выстраивания продуктивных взаимоотношений, разрешения конфликтов и поиска взаимопонимания с окружающими людьми.

Важным источником развития коммуникативных навыков является знакомство детей с русскими народными сказками. Слушая сказки, дети проходят тот же путь познания мира и обретения опыта, что и герои сказок Известный австралийский психолог Дорис Бретт писала, что дети находят в волшебных историях «отголоски собственной жизни». Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха.

Известно, что русская народная сказка – древнейший жанр народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Любая сказка, даже самая простая, несёт в себе определённый опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы, реализовывать их в повседневной жизни.

Используя русские народные сказки в качестве средства развития коммуникативных навыков дошкольников, педагог ведет работу в следующих направлениях:

– знакомство со сказками, которое осуществляется через чтение и рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, слушание аудиосказок, просмотр мультфильмов по сказкам;

– продуктивная деятельность по сказкам (коллективные и индивидуальные работы);

– театрализованная деятельность, проигрывание эпизодов сказок, театрализованные игры и этюды по сказкам, логоритмические сказки, игры-пантомимы;

– сказкотерапия. В настоящее время сказка все чаще используется в качестве терапевтического средства, позволяя выбрать модель поведения и общения при решении проблемной ситуации.

Также педагогу необходимо привлечь родителей к постоянному чтению сказок детям.  Проведение консультации, разработка памяток, организация досугов, мастер-класса способствуют развитию семейного интереса к чтению и книге. В результате чтения родителями сказок детям и происходит развитие коммуникативных навыков.

Реализуя цель развития коммуникативных навыков детей, педагог решает следующие задачи:

1. Развитие умение понимать себя и другого человека.

2. Развитие умения слышать собеседника.

3. Развитие умения устанавливать дружеские отношения.

4. Развитие умения помогать друг другу в затруднительных ситуациях.

5. Развитие умения решать конфликтные ситуации.

6. Развитие навыков общения и взаимодействия друг с другом.

Развитие коммуникативных навыков детей средствами сказки позволяет развивать эмоциональную сферу и образно-логическое мышление, формировать ценностные ориентации ребенка, овладевать конструктивным поведением. Особенностью сказки является то, что у детей происходит формирование новых представлений о мире, тренинг эмоциональной сферы, проявление собственных поведенческих позиций, необходимых для социализации, приобщение к народной художественной культуре.

Таким образом, использование сказки в педагогическом процессе является ценным методом развития не только коммуникативных навыков, но и личности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные сказки как средство развития связной речи детей 6-7 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Для качественного улучшения речевого развития детей, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Так, использование русских нар...

Консультация для воспитателей "«Русская народная сказка, как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

В консультации  раскрыты приёмы работы со сказками, представлен алгоритм работы со сказкой в ходе  непосредственно образовательной деятельности....

Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Преодоление отставания детей с задержкой психического развития в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимальных возрастных возможностей очень актуально. Особенности дошкол...

"Зимняя сказка как средство развития коммуникативных навыков детей с ОВЗ"

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога в ДОУ...

Консультация для родителей "Русская народная сказка, как средство развития коммуникативных способностей детей 5-7 лет"

Сказки служат могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей....

Русские народные сказки как средство развития коммуникативных навыков детей 4 года жизни.

Русские народные сказки как средство развития коммуникативных навыков детей 4 года жизни....