Консультация по звуковой культуре речи для родителей
учебно-методический материал
В данной консультации представлен практический материал по звуковой культуре речи для родителей, имеющих детей 5-6 лет. Игры и упражнения направят родителей в нужное русло по развитию и соверщенствованию звукопроизношения, дикции, речевого и фонематического слуха детей 5-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_zvukovoy_kulture_rechi_dlya_roditeley.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Звуковая культура речи у детей 5-6 лет»
Грамотная речь - важное условие всестороннего развития детей. Если у ребенка правильная и «богатая» речь, то ему легче высказать свои мысли, больше возможности в познании окружающего мира.
Правильное общение называется культурой речи. Звуковая культура речи составляет общее умение общаться друг с другом.
Звуковая культура речи включает в себя правильную дикцию, звукопроизношение, интонацию, темп, жесты, мимику, тональность речи, позу, двигательные навыки во время разговора ребенка. Воспитание речи у детей дошкольного возраста, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения является необходимым условием полноценного развития ребенка. Основной задачей формирования звуковой культуры речи у детей 5-6 лет является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, интонационно выразительной речи.
Современные дети намного чаще страдают проблемами формирования звукопроизношения и речи. Причина этому – компьютеризация, недостаток общения со сверстниками и родителями.
Воспитывать звуковую речь у ребенка нужно постоянно. В детском саду, во время игр, прогулок. Разговаривайте с ребенком, обращайте внимание на интересные детали, например, цвет листьев и растений, считайте деревья, камни, рассматривайте цветы. Без комплексного подхода формирование правильно поставленной речи невозможно. В этом должны участвовать как родители, так и педагоги дошкольных учреждений.
Игры и упражнения, которые можно проводить дома:
Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
«Узнай, что звучит?», «Узнай, где звучит?», «Что ты слышишь?», «Назови звуки улицы», «Жмурки с колокольчиком» и т.д.
«Поймай звук», «Определи звук в слове», «Какой последний звук?», « Эхо», «Путаница», «Какой последний звук?», «Лишнее слово»и т.д.
«Слушаем тишину»
Предложите ребенку закрыть глаза и послушать тишину. Конечно, полной тишины вокруг вас не будет, а будут разные звуки: тиканье часов, хлопанье двери, разговоры соседей сверху, сигнал машины с улицы и крики ребятишек на площадке. Когда ребенок откроет глаза, спросите его, что за звуки он услышал в тишине. Расскажите о тех звуках, которые удалось услышать вам.
«Угадай, что звучало»
Послушайте с ребенком разные бытовые звуки: звон ложки о тарелку, шум воды, скрип двери, шелест газеты, шуршание пакета, падение книги на пол, скрип двери и другие. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.
«Различение слов, близких по звуковому составу»
Подготовьте картинки со сходными по звучанию словами:
крыша - крыса; бочка - точка; удочка - уточка; коза - коса; ком - дом; лак - рак; ложки - рожки; мука - рука; тень - день; башня - пашня и так далее.
«Хлопни, когда верно»
Вам понадобятся карточки с картинками (можно использовать карточки для предыдущей игры). Вы показываете ребенку картинку и называете предмет, заменяя первую букву (грыша, дрыша, чрыша, крыша, мрыша, урыша и так далее). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда вы назовете правильный вариант.
«Исправь ошибки»
Попросите ребенка помочь навести порядок в буквах - исправить ошибки. Море веселья вам обеспечено. Примеры взяты из книги А.Х. Бубновой «Развитие речи».
К нам в окно залетел Лук (правильно - жук).
У дедушки на груди педаль (медаль)
Мальчик в конце письма поставил бочку (точку)
На асфальт упала лень (тень)
Из трубы идет дом (дым)
В океане живет кит (кот)
Спит на заборе кит (кот)
Дедушка с пасеки принес лед (мед)
Над чайником шар (пар)
Любит кушать шубу соль (моль)
Моряки зашли в торт (порт)
У слона вместо носа робот (хобот)
Наступил новый пень (день)
В лесу течет печка (речка)
Жучка доедает будку (булку)
Орехи в дупло несет булка (белка)
Папа в трамвае взял жилет (билет)
На пальме растут бараны (бананы)
«Поймай врага»
Договоритесь с ребенком, что вы будете произносить одинаковые слоги, а если ошибетесь, он скажет «стоп» или хлопнет в ладоши. Например, »бу - бу - бу- му - бу-бу…»и т.п.
«Ищем звук»
Выберите букву. Называйте слова, у которых эта буква первая (в середине или последняя), вперемешку с другими словами. Пусть ребенок хлопает, когда услышит звук. Например, для буквы М: муха, молоко, масло; рама, домра, румба; дом, ком, лом и так далее.
«Доскажи слово»
Нужно произносить фразу, но не договаривать слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.
Ра-ра-ра — начинается иг. . . ра.
Ры-ры-ры — у мальчика ша. . . ры.
Ро-ро-ро — у нас новое вед. . . ро.
Ру-ру-ру — продолжаем мы иг. . ру.
Ре-ре-ре — стоит дом на го. . . ре.
Ри-ри-ри — на ветках снега. . . ри.
Ар-ар-ар — кипит наш само. . . вар.
Ма-ма-ма-дома я сама.
Ма-ма-ма - буду строить я дома.
Ма - ма - ма - на дворе зима.
Ма - ма - ма - вот пришла зима.
Ма - ма - ма - я поймал сома.
Му-му-му-молоко кому?
Ум-ум-ум - вот аквариум.
Мо-мо-мо-едим эскимо.
Ом- ом- ом - мы гулять идем.
Ом- ом-ом - это снежный ком.
«Чем отличаются слова?»
Есть слова, которые хотя и похожи по звучанию, но разные. Дом и сом. Одинаковые слова? Правильно, разные, но они близки по звучанию. Кошка и ложка. Похожи по звучанию? А дом и кошка? Дом и сом близки по звучанию и отличаются только одним звуком. В слове дом первый звук д, в слове сом — с. Какой звук надо заменить в слове дом, чтобы получилось слово сом? А чем отличается слово лак от слова рак? Какой звук надо заменить в слове рак, чтобы получилось слово лак?
Примеры:
Чем отличаются такие слова; шишка — мишка, кот — рот, мак — рак, тесто место, галка — палка, день — пень, губка — шубка, грач — врач, друг — круг; крыса — крыша, коса — коза, миска — мишка, мушка — мошка и т. д. Дети повторяют слова, ycтанавливают отличия, четко произнося изолированные звуки.
Игры на развитие речевого дыхания
"Птицеферма"
Дети подражают звукам птиц: утки, гуся, цыпленка, петуха. В процессе подражания задействуется их речевое дыхание.
«Капитаны».
Дети переправляют кораблик (пароход) с одной стороны таза на другой произнося звук " ф", при ровном ветре и звук " п " при порывистом ветре.
"Ветерок"
Дети дуют на султанчики, представляя, что это листочки шелестят на деревьях. Подражание "ветерку".
"Снежинки"
Детям предлагается дуть, делая плавный и длительный выдох на кусочки рыхлой ваты, представляя, что это снежинки.
"Кляксография"
Дети делают кляксы на листах бумаги и раздувают их из трубочек.
Развитие дикции с помощью скороговорок.
Вначале скороговорку произносить нужно очень медленно и четко, разбивая на слоги. Нужно правильно выучить скороговорку. При этом надо обращать внимание на произношение всех звуков. Затем разобрать смысл всех слов и смысл самой скороговорки - как понимает её ребенок. Далее проговаривать скороговорку шепотом, но четко. Только после этого убыстрять темп.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
Булку, баранку, батон и буханку пекарь испек спозаранку.
Синичка, синичка - воробью сестричка.
Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.
Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне. Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Чудак под диванчик прячет чемоданчик.
Игры и упражнения, которые помогут Вам научить ребёнка
правильно определять звуковой состав слов:
«Самый внимательный»
Для игры применяют сюжетные картинки, на которых нарисовано много разных предметов. Ребёнок получает задание: найди на картинке предметы, в названии которых есть звук, например, С.
Игра “Замкни цепочку”
Для игры подготавливаются карточки с предметными картинками. Цель игры – научить ребёнка выделять первый и последний звук в словах. Цепочку из картинок ребёнок должен выкладывать по следующему правилу: первый звук названия последующей картинки должен совпадать с последним звуком предыдущего названия (стол – лампа – аист – ток – книга – артист – танк и т.п.)
Игра “Доскажи звук”
Игру можно проводить с перекидыванием мяча. Взрослый произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове, и бросает мяч ребёнку. Ребёнок досказывает звук. Можно использовать стихи и потешки.
Ходит по лесу хорек, Лежебока рыжий кот
Хищный, маленький зверё___. Отлежал себе живо___. и т.д.
Поскольку наши дети имеют речевые нарушения, нам предстоит ещё больше и активнее помогать им, освоить разные стороны речи. Только при нашей – логопеда, воспитателей, а также вас, уважаемые родители – совместной работе мы добьёмся положительных результатов и успехов!
«Ученье в детстве так же прочно, как гравировка на камне».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".
Консультация будет полезна как для педагогов, так и для родителей. Даны различия таких понятий как "фонематический слух" и "фонематическое восприятие" Представлены возрастные нормы развития фонематиче...
Консультация по Звуковой Культуре Речи
Этот материал поможет родителям больше узнать звуковой культуре речи детей 5-6 лет....
консультация "Развитие звуковой культуры речи у детей второй младшей группы"
для родителей в косультациии предлогается материал по теме, чистоговорки, скороговорки, потешки, пальчиковая гимнастика....
Консультация "Формирование звуковой культуры речи во 2 младшей группе"
Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха....
Консультация «Воспитание звуковой культуры речи в домашних условиях»
Одним из самых необходимых условий становления правильного произношения в домашней обстановке можно считать правильную, грамотно построенную, литературно выдержанную речь близких людей, окружающих реб...
5 консультаций по звуковой культуре речи
Развитие речевого слуха. Развитие артикуляционного аппарата. Работа над развитием речевого дыхания. Работа над голосом.Формирование правильного произношения всех звуков редкого языка....