ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ
консультация

Лучина Зинаида Фёдоровна

ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_pri_obuchenii_chteniyu.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Как преодолеть трудности при обучении ребенка чтению»

 

Каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. В начальной школе столь большое внимание уделяется формированию у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения.

Навык чтения – явление сложное, комплексное. Это, прежде всего, умение понимать содержание читаемого текста, его смысл; это правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать:

замен

пропусков

перестановок

добавлений

искажений

повтор букв или слов

ударений в словах

 

Первое, чему необходимо научить ребенка, это умению отличать одну букву от другой, узнавать их в многообразии графического изображения и читать. Целесообразно не давать детям названий согласных букв в том виде, как они приняты в алфавите, а называть согласную букву так, как она читается (не «ЭС», а «С»; не «КА», а «К»).
Какие приемы можно использовать, чтобы ребенок лучше запомнил буквы?
 

Вывешивайте крупное изображение буквы с рисунками предметов, названия которых начинаются с нее, над кроватью или столом малыша. Буквы должны целый день находиться в поле его зрения.

Гуляя по улицам, постоянно фиксируйте внимание ребенка на вывесках магазинов. Пусть он находит среди стилизованных букв те, которые уже известны ему.

Очень хороший прием - ассоциативная связь между графическим изображением буквы и образом предмета, созданного из этой буквы.

 

На этом этапе обучения будут очень полезны следующие

комплексы упражнений:

 

На первых двух этапах, если ребёнок не твёрдо знает буквы, он может делать ошибки в виде замен букв, имеющих одинаковые элементы. В этом случае необходимо вместе с ребёнком проанализировать, в чём сходство, а в чём различие этих букв, можно сконструировать эти буквы.

Бывают замены другого характера, когда ребёнок слабо различает не буквы, а звуки. Тогда проявляются другие замены — по звонкости и глухости (вместо З-С, вместо П-Б и наоборот) или по сходству звучания или произношения (Ч-ТЬ-Щ, Ж-З и т.д.). Это говорит о проблемах с фонематическим слухом.

Кроме того, замены бывают связаны с неправильной артикуляцией отдельных звуков (вместо Р-Л, Л-В).

Ещё важным моментом является умение поделить слово на звуки и слоги, определение количества и порядка звуков и слогов в слове, выделения гласных и согласных звуков, складывание из звуков и слогов слова.

Если эти операции не сформированы, то у ребёнка будут большие трудности в овладении письмом и чтением.

Как же научить детей читать быстро, выразительно и в то же время правильно и сознательно? Помогут различные упражнения:

1. Артикуляционная гимнастика

С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания. Освоив основные движения артикуляционных органов (губ, языка, щёк, нижней челюсти), ребёнку будет намного проще справиться и с правильной артикуляцией звуков.

2. Проговаривание чистоговорок:

ра-ра-ра – начинается игра;

ры-ры-ры – у нас в руках шары.

3. Скороговорки на проговаривание согласных звуков

На реке поймали рака, из-за рака вышла драка.

Коси, коса, пока роса.

4. Чтение громко и уверенно:

моль – соль – толь – боль

почка – почва – почта

дверь – зверь – червь

5. Упражнения на развитие смысловой догадки

Закончи пословицы:

Век живи, ___ ___.

Готовь сани летом, __ ___ ___.

6. «Чтение цепочек слов» ЛИ-СА-МА-КИ-НО-СИ-ЛА.

Когда ребенок читает такую цепочку, ему не приходится каждый раз начинать с прочтения первого слога, так как этот слог был только, что прочитан. Таким образом читать становится легче, а значит, интереснее.

7. Вставь букву

В начале обучения чтению слов эта игра оказывается очень эффективной. Вам потребуются картинки к словам из трех букв (ЛУК, ДОМ, ДЫМ, КОТ, КИТ, РОТ, ЛЕС, МОХ, МАК и т. п.). Подпишите под картинками первую и последнюю букву, вместо гласной оставьте пробел. Предложите ребенку вставить пропущенную букву в слово (лучше использовать буквы из разрезной азбуки, так как если ребенок впишет букву, второй раз вы не сможете использовать эту карточку, а такая необходимость может возникнуть).

8. Закончи слово

Для этой игры потребуются любые картинки. К картинкам присоединяются (приклеивается, на скрепку) начала слов, обозначающих предметы, на них изображенные. Окончания слов раскладываются перед ребенком.

Нужно подобрать соответствующее окончание.

Итак, когда ребенок учится читать слова, важно:

 - Учить осмысленному чтению. Лучше меньше прочитать, но понять то, о чем читаешь.

Подытоживая сказанное, следует еще раз подчеркнуть, что эффективность овладения навыком чтения (а в дальнейшем – и грамотного письма) зависит от степени освоения детьми каждого из этапов в его формировании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика трудностей в обучении чтению

Консультация для родителей...

ПАМЯТКА "Виды трудностей при обучении чтению, из возможные причины"

ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮИ ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ...

Консультация для родителей "О трудностях в обучении чтению и концентрации внимания на занятиях"

Проблема раннего обучения чтению дискутируется на протяжении многих лет, имеет как сторонников, так и противников. Система раннего развития ребенка, в том числе и обучения чтению, может и должна иметь...

«О трудностях в обучении чтению и концентрации внимания на занятиях»

Консультация «О трудностях в обучении чтению и концентрации внимания на занятиях»...

консультация для родителей«О трудностях в обучении чтению и концентрации внимания на занятиях»

Проблема раннего обучения чтению дискутируется на протяжении многих лет, имеет как сторонников, так и противников. Система раннего развития ребенка, в том числе и обучения чтению, может и должна иметь...

«Трудности в обучении чтению и концентрации внимания на занятиях»

Чтение – это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, ее связи с фонемой звуком, слияние букв в слоги, слогов в слова....