"Сенсорное развитие детей раннего возраста"
статья (младшая группа)

Богатство ощущений и восприятий - предпосылки для полноценного познания окружающего мира, развития мысленных процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.08 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие  детей раннего возраста

В настоящее время идеи раннего развития становятся все более популярными. Специалисты и родители малышей 1–3 лет сходятся во мнении, что чем раньше начать всесторонние занятия с ребенком, тем успешнее и быстрее он развивается. Можно говорить о том, что, создавая развивающую среду для малыша, мы даем ему шанс реализовать потенциал, данный ему от рождения. С первых секунд жизни малыш сразу же начинает взаимодействовать с окружающим миром. Для взрослых этот процесс не заметен, поскольку проявляется в привычных для нас вещах, но его органы чувств с невероятной скоростью собирают информацию о:

  • запахах;
  • вкусе маминого молока или смеси;
  • звуках и голосах;
  • ярком свете или его отсутствии;
  • температурных изменениях.

 Все знания об окружающем мире, что кроха получит даже в первые часы жизни, очень важны. Но на этом процесс познания только начинается. Родители должны приложить максимальное количество усилий, чтобы не только накормить и обезопасить жизнь ребенка, но и обеспечить его гармоничное развитие.

Одним из важнейших направлений развития ребенка раннего возраста является развитие его восприятия, развитие речи, знакомство с окружающим миром, развитие движений и мелкой моторики или сенсорное развитие.

Сенсорное развитие – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их форме, размере, цвете, величины и различных явлениях окружающего мира. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей точно воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, так как, полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.  

Ведь если предложить ребенку не соответствующее возрастным возможностям задание, у него нет шанса справиться с ним, в результате малыш теряет интерес к продолжению деятельности, а взрослые делают вывод, что ребенку такие занятия не нравятся или он еще не готов к ним.

Умение рассматривать, воспринимать явления и предметы формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки.

Основные задачи сенсорного развития детей раннего возраста:

1. Предоставить для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений.

2. Обучить перцептивным действиям — осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробыванию и др.

3. Помочь воспринимать сенсорные впечатления более осознанно — запоминать, дифференцировать, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.

4. Эстетическое развитие — помочь увидеть красоту и многообразие окружающего мира.

В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются дидактические игры. Они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

Дидактические игры и упражнения детей являются одним из основных средств сенсорных способностей детей раннего возраста.

Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для сенсорного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, развитию сенсорного опыта.

В раннем возрасте предметный мир вызывает у малыша наибольший интерес. И взрослые должны помочь ему обеспечить полноценную сенсорную среду. Какие условия необходимы для полноценного сенсорного развития ребенка? Прежде всего, нужно предоставить для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений.         Для этого нужно предлагать для игры разнообразные развивающие игрушки и игры, позволять малышу использовать для игры самые разные предметы и материалы, разрешать ребенку экспериментировать с ними, а также специально организовывать развивающие ситуации.

 Предлагаю несколько дидактических игр по сенсорному развитию:

 

«Построим заборчик для зайчика»

Цель: развивать мелкую моторику, учить продевать предметы в шнурок.

Оборудование: предметы с отверстиями, шнуровка, зайка и лисичка (игрушка).

Ход игры: прибегает зайка и просит ребенка помочь ему, сделать заборчик, спрятаться от хитрой лисички. Ребенок продевает шнурок через отверстия. Получается заборчик.

 

«Найди окошки для домика»

Цель: формировать умения называть основные цвета и геометрические фигуры.

Оборудование: домик из цветного картона с окошками разных геометрических фигур (круглые окошки, треугольные или квадратные).

Ход игры: воспитатель показывает домики, и дети рассматривают на домиках окошки. Говорит, что в этом домике открыты окошки, и просит закрыть их, соответствующими фигурами. Затем, можно усложнить задачу: открой все круглые окошки или все квадратные; закрой все квадратные окошки; открой одно любое окошко (можно спросить: какой формы ты открыл окно).                  

\«Выложи дорожку»

Цель: формировать умения находить определенный цвет, развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: крупная мозаика, игрушка.

Ход игры: воспитатель берёт любую игрушку, обыгрывает ситуацию:

«Посмотри, какую мозаику принёс нам зайка. Этот зайка хочет поиграть с тобой». Воспитатель выкладывает простой вариант дорожки из одинаковых деталей (Н-р: красного). «Эту дорожку выложил зайка, выложи такую же». Затем воспитатель показывает, как ходит зайка по дорожке, проговаривая потешку:

– Зайка топает по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ!

Ой, устали мои ножки.

Я немного отдохну,

И обратно я пойду.

Топ, топ, топ, топ, топ, топ!      

                                        «Найди предмет такой же формы»

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими фигурами.

Оборудование: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), предметы разной формы (круг, квадрат, треугольник).

Ход игры: на столе разложены предметы разные по форме, воспитатель просит детей найти предмет той формы, который он скажет.

– Найди предмет круглой формы? (мяч)

– Найди предмет квадратной формы? (кубик)

– Найди предмет треугольной формы? (крыша).

Если ребенок освоил задачу, можно добавлять предметы.

Чтобы добиться результата, необходимо, чтобы занятия были систематическими и комплексными. Во время занятий необходимо прорабатывать все виды жизнедеятельности ребенка: режим, игры, занятия, прогулки. Так детям будет легче адаптироваться и воспринимать окружающий мир. Важно, чтобы при контакте с предметов, его обследовании и изучении, ребенок испытывал эмоции. При систематической работе у детей вырабатываются сенсорные стимулы, они начинают узнавать и положительно реагировать на изученные предметы. Все действия необходимо сопровождать громкой, доступной и внятной речью, а все проявления самостоятельности у малыша поощрять.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...

Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...