Консультация родителей о возрастном процессе развития мышления дошкольников.
консультация (младшая группа)

Лысенкова Лариса Николаевна

Многоплановое психолого-педагогическое исследование проблемы развития мышления в отечественной психологии и педагогике привлекло внимание многих авторов и нашло отражение в ряде работ (Н.Н. Поддьякова, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.П. Зинченко, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Б. М. Теплова, О.К. Тихомирова и многих других).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naglyadno.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Наглядно –действенное мышление.

Далеко не всегда жизнь ребенка охранялась законом, далеко не всегда детство вообще выделялось как особый период жизни человека. В современном мире трудно и дико представить, что когда-то инфантицид (детоубийство) был нормой. И конечно тогда никто даже не задумывался о развитии и воспитании ребенка.

С того момента, когда малыш появляется на свет, он уже начинает развиваться. И очень важно заботиться о нем, следить за его развитием, уже на ранних этапах выявить в нем склонности к какому-то виду деятельности, что у ребенка получается лучше всего, и совершенствовать его в этом.

Родители хотят для своего малыша самого лучшего, стараются всеми возможными способами развивать его мышление, память, воображение, творческие способности и многое другое. Речь в моей курсовой работе пойдет, как раз, о мышлении, а если конкретнее, то об особенностях развития наглядно-действенного мышления у детей младшего дошкольного возраста.

Многоплановое психолого-педагогическое исследование проблемы развития мышления в отечественной психологии и педагогике привлекло внимание многих авторов и нашло отражение в ряде работ (Н.Н. Поддьякова, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.П. Зинченко, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Б. М. Теплова, О.К. Тихомирова и многих других).

В настоящее время в отечественной психологии достаточно отчетливо охарактеризованы три основные стадии развития детского мышления: наглядно-действенная, наглядно-образная и словесно-логическая.

Наглядно-действенное мышление и исторически, и онтогенетически является наиболее ранним видом мышления человека. Согласно психологическим исследованиям, наглядно-действенная форма мышления особенно интенсивно развивается в раннем и младшем дошкольном возрасте.

Актуальность данной проблемы определяется необходимостью более глубокого изучения особенностей развития наглядно-действенного мышления у детей именно в младшем дошкольном возрасте. Важность изучения наглядно-действенных форм мышления состоит в том, что те или иные погрешности, допущенные в его развитии, отрицательно сказываются на всех последующих этапах умственного развития ребенка. То есть значение наглядно-действенного мышления для общего умственного развития ребенка определяется тем, что оно выступает как исходный пункт формирования других, более сложных форм мышления.

Основные теоретические подходы к изучению мышления:

Механический подход (Г. Мюллер, Е. Толмен, Г. Саймон и др.) отсутствует понимание специфики мышления по сравнению с другими психическими процессами. Здесь признается обусловленность мыслительного процесса только внешней ситуацией; собственная внутренняя активность человека не исследуется, потому признается несущественной.

Телеологический подход (А. Кюльпе, К. Бюллер, О. Зельц и др.) понимание мышления как самостоятельного психического процесса, специфика которого заключается во внутренней направленности субъекта на достижение цели, которая сформулирована в задаче. Таким образом, мышление -- это активный процесс решения задачи. Активность мыслительного процесса придает ему осознанный характер и побуждает искать существенное в условиях задачи. Источником и основой решения задач является прошлый опыт субъекта.

Целостный подход (М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Дункер и др.) структура и механизмы решения творческих задач. Мышление здесь трактуется как внезапное понимание существенных отношений в проблемной ситуации. Это достигается благодаря тому, что части проблемной ситуации восприниматься начинают в новых отношениях. В результате проблемная ситуация переструктурируется и предметы воспринимаются в новом свете, обнаруживают новые свойства. Суть решения задачи как раз и заключается в том, чтобы раскрыть эти новые свойства объекта. Внезапное понимание проблемы, или озарение, В. Келлер назвал интуицией. Прошлый опыт в решении проблемной ситуации не играет решающей роли.

Генезисний подход (Ж. Пиаже) рассматривает мышление как целостный системно организованный высший познавательный процесс, который формируется под влиянием внешней и внутренней среды. Это одновременно является и биологическим, и логическим процессом.

Сущность личностного (мотивационного) подхода (3. Фрейд, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) состоит в том, что умственная деятельность человека рассматривается как направленная ее мотивами: или бессознательными, в частности сновидениями и остроумием, или сознательными, в частности самоактуализацией.

Основная идея исторического подхода (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Л. Выготский, А. Лурия и др.) изучение мышления заключается в признании его общественно-исторической обусловленности. Мышление, по сути, отождествляется с сознанием человека.

Деятельностный подход (С. Рубинштейн, А. Леонтьев, П. Гальперин и др.) умственную деятельность считает производной от практической: мыслительные действия формируются поэтапно в результате переноса внешних действий во внутренний план. В результате этого предметное действие трансформируется в умственное. Критерием истинности мышления считается общественная практика. Мыслительные действия высшего уровня не могут сформироваться без опоры на предыдущие формы выполнения того же действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира»

«Развитие мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира»...

Консультация для родителей" Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников". Дистанционное обучение родителей.

Актуальность данной консультации заключается в том, что очень важно познакомить родителей с некоторыми игровыми приемами развития мышления дошкольников; дать практические советы по организации иг...

Возрастные особенности развития мышления у дошкольников

Возрастные особенности развития мышления у дошкольников У детей дошкольного возраста все еще значительную роль играет действенная форма мышления, однако в мыслительном процессе происходят заметны...

Консультация для родителей "Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников"

Цель: познакомить родителей с некоторыми игровыми приемами развития мышления дошкольников; дать практические советы по организации игровых занятий в домашних условиях....

Консультация для родителей "Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников"

Познакомить родителей с некоторыми игровыми приемами на развитие мышления у дошкольников, дать практические советы, для организации игр в домашних условиях....

консультация для воспитателей" Возрастные особенности развития мышления у детей дошкольного возраста"

Мышление является основной составляющей психики дошкольника. Трудно представить реализацию какой либо деятельности без подключения  мышления....

Развитие мышления дошкольников с ЗПР в процессе использования схем и алгоритмов деятельности.

Проблемы в обучении детей с ЗПР. Особенность мышления детей с ЗПР — неспособность построить схему работы. Отсутствие плана при выполнении мыслительных задач. Они действуют спонтанно, быстро...