Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.
консультация (старшая группа)
С сообщении говорится о роли семьи в преодолении речевых нарушений у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_preodolenii_rechevyh_narusheniy_2.docx | 15.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.
Уровень развития ребенка, в первую очередь, зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому, довольно часто воспитателям и логопеду приходится сталкиваться с такими вопросами, как: «Вы специалисты, поэтому ждем от вас результатов. Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи?». Возникают подобные вопросы из-за непонимания родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из-за непонимания того простого факта, что большую часть своей жизни ребенок проводит именно с родителями.
Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Поэтому, родители должны быть готовы к достаточно длительной работе с ребенком.
Коррекция нарушенного звукопроизношения происходит постепенно.
Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа:
• подготовительный этап,
• этап постановки звука,
• автоматизация звука.
Что же такое «автоматизация»? Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит звук изолированно совершенно правильно при продолжительном и многократном повторении.
Этапу автоматизации в работе отводится достаточно продолжительное время. Если Ваш ребёнок только начал произносить изолированно тот или иной звук, то не следует просить его произносить в словах и предложениях. Этап автоматизации звука, как правило, самый длительный из процессов коррекции звукопроизношения.
Автоматизация любого звука включает в себя:
• автоматизацию изолированного звука;
• автоматизацию звука в слогах;
• автоматизацию звука в словах;
• автоматизацию звука в словосочетаниях;
• автоматизацию звука в предложениях;
• автоматизацию звука в связной речи.
Период автоматизации звука является наиболее важным в коррекции звукопроизношения и случается, так, что этап автоматизации поставленных звуков растягивается на месяцы, а то и годы.
Скорость введения звуков в речи зависит прежде всего:
1) От вида речевого нарушения.
2) От состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом и фонематическим восприятием звук дольше не вводится в самостоятельную речь.
3) От состояния психических процессов у ребенка – мышления, памяти, произвольного внимания, процессов произвольности -т.е. самоконтроля и сознательном управлении своими действиями.
4)Родителями недостаточно времени уделяется решению данного вопроса.
В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день.
С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных продвижений может и не быть.
Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
Поэтому, чтобы звук быстрее автоматизировался, необходимо следить за правильным звукопроизношением в повседневной жизнедеятельности (на прогулке, в игре, при выполнении трудовых поручений), давать правильный образец речи.
Не сравнивайте ребенка с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.
Правила работы в домашних тетрадях:
-тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
-не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 10-15мин.;
-задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и т.д.) выполняются карандашами;
Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.
-весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они не новые, а родителями должны быть прочитаны до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем.
-Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка;
-задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим;
-все задания выполняются до конца;
-занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте ребенка, если он не справляется с заданиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей, посещающих логопедическую группу. Буклет
В буклете раскрывается организация коррекционной работы в логопедической группе...
Презентация на тему:« Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей, посещающих логопедическую группу »
Презентацию предлагаю использовать педагогам для демонстрации на родительском собрании,заменив слайды с фото детей...
Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Цели: Углубить знания родителей о работе логопеда в детском саду, дать понятия об общем недоразвитие речи, повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития речи....
Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его усп...
Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не видят необходимости переводить своего ребенка в специализированную логопедическую группу. Зачастую, это...
Консультация для родителей "Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей".
В консультации представлены способы и приемы работы, которые могут использовать родители дома для коррекции речевые нарушений....
Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Рекомендации для родителей по исправлению речевых нарушений у ребёнка....