Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме
Рекомендации для родителей по исправлению речевых нарушений у ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_otkrytyh_dverey.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы его восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды деятельности и социализацию ( в частности, отношения со взрослыми и другими детьми).
Отмечается, что современные дети демонстрируют поздний темп созревания. В конце 20 столетия появился термин «децелерация», обозначающий замедленный темп роста и развития детей. Первые слова появляются ко второму году жизни, поздно формируются звуки, запаздывает звукопроизношение. В 5 – 6 лет наблюдается несформированность всех компонентов языка (фонетики, грамматики, лексики, связной речи).
В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все «выправится» само собой. А ведь время, благоприятное для коррекции, проходит быстро, задержка же в развитии речи потребует значительно больших условий и более длительного срока, чтобы наверстать упущенное.
Прислушайтесь к нашим рекомендациям, и это поможет вам вместе с ребенком преодолеть его речевое нарушение.
Артикуляционная гимнастика – это важнейший фактор в преодолении речевого дефекта. Это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Делайте ее вместе с ребенком, используя игровые ситуации. Язык – орган артикуляции. Научите ребенка перед зеркалом поднимать и опускать язык, делать его широким, узким, щелкать язычком. Достаточно 10 – 15 минут ежедневных занятий артикуляционной гимнастикой, чтобы у ребенка не было проблем с произнесением звуков.
Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно, не используя «детские слова». Не позволяйте ребенку говорить быстро.
Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то ребенка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш ребенок.
Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темпы и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.
«Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к ребенку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный.
Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том что (кто?) изображен на них; пусть ребенок отвечает на вопросы: Где? Кто? Какой? Что делает? Какого цвета? Какой формы? Ставьте вопросы с предлогами ЗА, ПОД, НАД и др.
Родители должны знать критерии развития, по которым можно оценить ребенка. Например, нормы произношения таковы:
3 – 4 года – С, З, Ц уже должны правильно произноситься;
4 – 5 лет – Ш, Ж, Ч, Щ;
5 – 6 лет – Л, Й;
До 6 лет допускается замена самого сложного звука Р более простым звуком или его отсутствие в речи.
Леворукость – не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привезти к возникновению неврозов и заиканию.
Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если ребенок чем – то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятий.
Подражание свойственно всем детям, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание).
Режим дня также очень важен для ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства.
Общее недоразвитие речи часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова – после 2 лет, фраза – после 3 лет. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи, несформированность связной речи. Только комплексное воздействие разных специалистов (логопедов, врачей, воспитателей, родителей) поможет качественно исправить речевые нарушения.
Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.
Фольклор – лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, чистоговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.
Цветы (ромашки, одуванчики и др.) можно использовать для развития речевого дыхания. Предлагая ребенку дуть на одуванчик (не раздувая щек), вырабатываем направленную воздушную струю; понюхать ромашку – вырабатываем речевое дыхание.
Шепотной речи тоже нужно учиться. Ребенку тяжело менять силу голоса. Следите за тем, чтобы он не перенапрягал голосовые складки. «Эхо» - игра, способствующая развитию умения менять силу голоса. Вы произносите громко любое слово, ребенок повторяет несколько раз, понижая силу голоса.
Общеизвестно, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики рук, обладают хорошей памятью, грамотной речью и устойчивым вниманием. Поэтому развивайте мелкую моторику ребенка. Пусть ребенок систематически занимается рисованием, раскрашивает картинки, перерисовывает, лепит из пластилина, вырезает из бумаги или картона. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики решают сразу две задачи; во – первых, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во – вторых, готовят к овладению навыком письма.
Не забывайте хвалить ребенка за старание!
Соблюдая эти рекомендации, вы поможете своему ребенку справиться с речевым нарушением, обеспечив в дальнейшем хорошую успеваемость его в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Цели: Углубить знания родителей о работе логопеда в детском саду, дать понятия об общем недоразвитие речи, повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития речи....
Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не видят необходимости переводить своего ребенка в специализированную логопедическую группу. Зачастую, это...
Роль родителей в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР
Консультация "Роль родителей в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР"...
Роль семьи в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В данной статье описывается когда необходимо обратиться к специалисту, если заметили у малыша стойкое нарушение речи....
Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Цель данной статьи - показать важность участия семьи в логопедической работе, привлечь внимание родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоцион...