Мелкая моторика рук.
консультация

Куковерова Наталия Владимировна

Для чего нужно разрабатывать мелкую моторику рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_melkoy_motoriki_ruk_konsultatsiya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Для чего нужно разрабатывать мелкую моторику рук.

Развитие мелкой моторики рук

Наблюдательный взрослый знает, как при изготовлении поделок вместе с пальчиками ходуном ходит и язык малыша. Но почему бы ему не двигаться попусту, а произносить слова, фразы, обговаривая совершаемую деятельность? Внешняя речь пока точнее и последовательнее формирующейся внутренней речи. Произнесенное вслух слово к тому же быстрее запоминается. Да и взрослый получает возможность контроля за высказыванием ребенка. Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка. Упражнения для пальцевой моторики можно использовать в течении всего занятия:

Во время игр со словами и звуками для многократности их повторения;

В качестве дополнительной паузы, наряду с физкультурной минуткой, для снятия усталости и стабилизации внимания.

Каждое новое упражнение должно быть отработано, доведено до совершенства од контролем взрослого. Только тогда ребенок может играть самостоятельно, обнародовать свой успех и предложить кому-нибудь помощь для усвоения этого упражнения. В русском фольклоре немало образцов частушек, потешек, прибауток, приговорок, способствующих развитию движений рук и пальчиков. Вспомните, мама делает "козу рогатую", поджимая все пальцы, кроме указательного и мизинца. Малыш также учится делать "козу" и "пугать" взрослых:

Идет коза рогатая за малыми ребятами.

 Кто каши не ест, молока не пьет, того забодает.

 Мама учит малыша осознанному движению руками, имитируя движения крыльев птиц:

Гуси летели, лебеди летели,

 Аисты летели, журавли летели…

 Лунь плывет, карп плывет,

 Лещ плывет, сазан плывет…

 Движения рук при этом напоминают плавательные. А вот как можно приговаривать, разводя руки ребенка в сторону:

Тятеньке - сажень, маменьке - сажень,

 Брату - сажень, а Колюшке - такую,

 Большую - пребольшую!!!

 А вот всем известные "ладушки" следует предварять веселой потешкой:

Ой, ладушки, лады, не поливаны сады.

 Недосуг поливать - надо в ладушки играть.

 Непосредственно играть с пальчиками начинаем с потешки "Сорока- белобока":

Сорока - белобока

 Кашу варила, деток кормила…

 (далее следует перечисление заслуг пальцев и "наказывается" нерадивый, ленивый пальчик)

Сорока - белобока

 Гостей собирала, всех угощала:

 Одному - ложку,

 Другом - ложечку,

 Третьему - поварешечку…  И т.д.

 А вот целое семейство пальчиков. Где? А вот на листке бумаги обведена карандашом лапка вашего маленького. И каждому пальчику нарисованы забавные мордашки: глазки, ушки, улыбающиеся ротики, курносые носики, чубчики, и челочки. Получилось? А теперь потешки :

 Вот Семен - большак,

 Вот Васька - указка,

 Вот Гришка - середка,

 Вот палец безымянный,

 Вот крошка Тимошка -

 Вот моя ладошка.        Мальчик-пальчик,

 Где ты был?

 С этим братцем в лес ходил,

 С этим братцем щи варил,

 С этим братцем кашу ел,

 С этим братцем песни пел!

Большаку - дрова рубить,

 А тебе - воды носить,

 А тебе - печь топить.

 А малышке песни петь,

 Песни петь и танцевать -

 Родных братцев потешать!        Вот как пальчики шагают:

 И мизинец, и большой,

 Указательный и средний,

 Безымянный - вот какой!

О, баю, баю, баю, живет дядя на краю.

 Он не беден, не богат, у него много ребят… (считаем пальцы, загибая их)

 А можно представить, что пальчики - это семья ребенка:

Вот дедушка, вот бабушка,

 Вот папочка, вот мамочка,

 Вот деточка моя - вот вся моя семья.

 Сначала пальчики по очереди кланяются, представляясь. Затем по очереди укладываются спать и просыпаются:

Этот пальчик хочет спать,

 Этот пальчик - прыг в кровать,

 Этот пальчик прикорнул,

 Этот пальчик уж уснул,

 Спит малыш наш до утра…

 Утро! Всем вставать пора!        Вот дедушка проснулся - и сладко потянулся,

 Вот бабушка проснулась - и всем нам улыбнулась,

 Вот папочка проснулся…

 И мамочка проснулась…

 А деточка проснулся и заплакал:

 Где игрушечки - погремушечки?

У дедушки юбилей. Пальчики по очереди поздравляют его. Две руки - две семьи. Одна семья идет в гости к другой. И, наконец, можно разыграть шутку, проверив тем самым усвоение ребенком счета:

 ОДИН - (загибается палец),  ПАЛЕЦ  (загибают другой), ДВА (третий)  ПАЛЬЦА (загибают четвертый), ТРИ (пятый на очереди). Затем берут другую руку ребенка: С ЭТИМ (загибают пальчик),  ПАЛЬЦЕМ  (еще один) ЧЕТЫРЕ (загнул восьмой)  ПАЛЬЦА (предпоследний загибается), ПЯТЬ. Так и получается на двух руках пять пальцев вместо десяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"

В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....

Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.

В данном материале родители могут найти много полезной информации по развитию мелкой моторики рук малышей, познакомиться с подборкой развивающих игр и упражнений для развития пальчиков....

Развиваем мелкую моторику. Зачем необходимо развивать мелкую моторику?

Аудитория: родители (законные представители) воспитанников, воспитанники, учитель-дефектолог, воспитатель.Цели:1.       Повысить педагогическую  грамотность родителе...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...