Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей.
консультация
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki.doc | 304 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей 2 – 3 лет»
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика?
Мелкая моторика – это точные движения пальцев рук. Особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук. Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого - помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с самого раннего возраста и выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
Работу по развитию мелкой моторики рук нужно проводить систематически (по
5-10 минут ежедневно).
Чтобы улучшать мелкую моторику, не нужно выполнять утомительные тренировки и скучные занятия — все упражнения проводятся в легкой игровой и развлекательной форме, которая поможет скрасить досуг ребенка.
Способы и средства развития мелкой моторики
Массаж кистей рук и пальцев
Прежде чем приступить к основным упражнениям, желательно помассировать и размять руки. Разминка ладоней и кистей может проводиться без помощи посторонних предметов, для этого нужно просто помассировать, потереть и
пощипать ладошки и загибать пальчики. При этом можно рассказывать различные стишки или просто проговаривать все действия.
Также можно использовать подручные средства: карандаши, мячики, маленькие твердые игрушки. Предметы нужно катать между ладоней, просовывать между пальчиками и фиксировать в определенных положениях.
Чтобы массаж проходил интереснее, в качестве ручных тренажеров можно использовать разнообразный природный материал - грецкие орехи, косточки от персиков, шишки, каштаны.
Сопровождать массаж можно стихотворением. Например,
Я кручу в руках орех, Чтобы был круглее всех.
Массажеры
Упражнения с массажерами:
- катать по столу от кончиков пальцев до локтя,
- между ладонями,
- по тыльной стороне кисти.
Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
Например,
Бежит ежик по дорожке, | Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо - влево, между ладонями. |
У него кривые ножки, | |
Весь иголками оброс, - | |
Жалко ежика до слез. | |
К. Шефер |
Для развития мелкой моторики пальцев рук необходимо проводить пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры.
Пальчиковая гимнастика – это комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Например:
- «Очки». Соединить большой и указательный пальцы так, чтобы получилось кольцо, не такая уж простая задача для малыша. Но, немного потренировавшись, он сможет соорудить себе импровизированные очки и полюбоваться своим отражением в зеркале. Остальные три пальчика, оставшиеся свободными, можно растопырить наподобие птичьего хохолка, а можно сложить в замысловатую фигуру — тут все зависит от фантазии и уровня владения пальцами.
- «Ножницы». Изображая ножницы пальцами одной руки, малыш «разрезает» сначала мягкую ткань, а потом уже более твердые предметы.
- «Ножки». Ребенку непременно понравится изображать указательным и средним пальчиками шагающего по столу человечка, повторяя за взрослым. Чтобы игра стала интереснее, «ножкам» можно сделать башмачки из теста или массы для лепки, а можно нарисовать на тыльной стороне ладони забавную рожицу.
- «Лодочка». Ладони складываются пригоршней и «лодочка» начинает путешествовать, перевозить «пассажиров» — маленькие игрушки, которые нужно удержать или поймать.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Например:
Котята
Все котятки мыли лапки, Вот так, вот так! | Тереть ладошки друг о друга |
Мыли ушки, мыли брюшки, Вот так, вот так! | Тереть ладонями то уши, то живот |
А потом они устали, Вот так, вот так! | Приложить ладони к лицу и потереть кулачками глаза |
Сладко-сладко засыпали, вот так! | Сложить ладони вместе под голову набок, положив ее на ладони. |
Дом
Молоточком я стучу, | Постукивать кулачками друг о друга |
Дом построить я хочу. | Соединить кончики пальцев обеих рук |
Строю я высокий дом, | Поднять выпрямленные ладони вверх |
Буду жить я в доме том. | Похлопать в ладоши |
Колобок
Тесто мы месили, | Делают круговые движения кулачками |
Пирожки лепили. Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп, | Лепят «пирожки» |
Получился колобок. | Соединяют подушечки пальцев, округляют ладони |
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, бросовым материалом
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.
Примеры игр с крупами:
Пересыпаем крупу | |
Прячем ручки | |
Разложи по тарелочкам | |
Найди игрушку | |
Отгадай, какая крупа в мешочке | |
«Сухой бассейн» из гороха и фасоли |
Игры с крышками от пластиковых бутылок
Игры с цветными крышками научат малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, помогут решать логические задачи, разовьют творческие способности.
Как играть:
- учить закрывать и открывать бутылки;
- сортировать по цветам (по коробочкам или баночкам);
- выкладывать цветные дорожки и ходить по ним;
- выкладывать ковры из крышек и ходить по ним босыми ногами;
- строить различные картины, узоры;
- нанизывать на нить.
Шнуровки. Зачем они?
Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. Все они делятся на три вида:
- Шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается «незаконченная» картинка к которой нужно пришнуровать недостающие детали.
- Пуговицы. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе.
- Изготовленные из ткани детали домиков, которые предлагается соединить с помощью шнурков.
При желании такие пособия можно сделать самостоятельно. Работая со шнуровками, ребенок не только разовьет мелкую моторику, но и быстрее научится одеваться.
Игры с прищепками
Игры с прищепками – это отличная тренировка для пальчиков. Ведь нужно затратить достаточно стараний и усилий, чтобы прикрепить прищепку. Обычные бельевые прищепки — это незамысловатый и доступный материал, который есть в каждом доме. Расскажите ребенку, что держать прищепку надо тремя пальчиками, что при нажатии пальчиками на края прищепки – она «открывает ротик», а при ослаблении пальчиков прищепка – «закрывает ротик».
Пальчиковый театр
Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «куклы-марионетки.
Рисование
Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. На первых порах не так важен результат, как процесс. Постоянный контроль линий, повторяющиеся движения в пределах определенной области на листе бумаги положительно влияют на развитие моторики, улучшают координацию. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.
Игры с пластилином
Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а
потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку.
Игры с конструктором, мозаикой
Игры с разным конструктором и мозаикой способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности, творческих способностей и произвольных действий ребёнка.
Мозаика представляет собой перфорированное пластмассовое поле и набор разноцветных фишек, которые вставляются в дырочки. Обычно к мозаике прилагается инструкция с образцами фигурок, но собирать собственные картинки для развития мелкой моторики ничуть не менее полезно.
Игры с природным материалом
Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.
Игры с песком
Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.
Уважаемые родители!
Не откладывайте развитие мелкой моторики рук малыша на потом. Это действительно очень важно для ребенка! Научите ваших детей всему, что умеете сами!
Желаю вам успехов в совместной деятельности с вашими малышами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук детей младшего возраста"
В последнее время игры – шнуровки (по идеям Марии Монтессори) стали пользоваться большой популярностью, как в детских учреждениях, так и в домашних играх. Несмотря на большую востребованность та...
Консультация для родителей Развитие мелкой моторики у детей с ОНР
развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет"
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая ...
Консультация для родителей - "Развитие мелкой моторики у детей с речевой патологией в психофизическом развитии"
laquo;Рука – это вышедший наружу мозг человека». И. Кант...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действ...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей " Развитие мелкой моторики у детей 5-6 лет"
Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторикии произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие ...