Родительское собрание "Трудовое воспитание и формирование личности ребёнка"
консультация (старшая группа)
Привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового воспитания в жизни ребенка, расширить представление и обогатить педагогические умения родителей по вопросам трудового воспитания детей, вызвать интерес родителей к совместной трудовой деятельности с ребенком дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_trudovoe_vospitanie_i_formirovanie_lichnosti_rebyonka.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания
«ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»
Цель: привлечь родителей к трудовому воспитанию дошкольников.
Задачи: Привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового воспитания в жизни ребенка. Расширять представление и обогатить педагогические умения родителей по вопросам трудового воспитания детей;
Вызвать интерес родителей к совместной трудовой деятельности с ребенком дома.
Предварительная работ: проведение анкетирования, оказание консультативной помощи для подготовки презентации: «Мой помощник»
Оборудование: мультемидийная установка, компьютер, памятка для родителей «Как сделать так, чтобы дети выполняли свои домашние обязанности без напоминаний и с удовольствием?»
Труд человека кормит, а лень портит.
Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Умелые руки не знают скуки.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады вас видеть сегодня на нашем очередном родительском собрании.
-Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, труд не нужен человеку…
-А теперь те, кто уверен, что труд необходим человеку как воздух….
И без подсчета видно, что вы все единогласны в этом вопросе, а вот скажите, пожалуйста, когда, в каком возрасте нам необходимо подключать наших детей к трудовой деятельности в семье, выполнении обязанностей по дому?
(родители высказывают свое мнение, обсуждают данный вопрос)
Слайды фотографий детей группы выполняющих поручения по дому и помогающих родителям.
Трудовому воспитанию принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка – дошкольника, в ближайшем будущем ученика школы. Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребёнка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения. Трудовая деятельность, формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.
В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. Здесь используются три основные группы задач:
Первая группа задач: направлена на воспитание личности ребенка в процессе индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, воспитание трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, ответственности, дружеских взаимоотношений со сверстниками в труде.
Вторая группа задач: направлена на формирование самой трудовой деятельности. От решения этой группы задач зависит включение ребёнка в труд, его умение принять участие в коллективной трудовой деятельности, достичь общий результат труда.
Обучение должно проходить в естественной обстановке, мотивироваться естественными потребностями детей. Следует оказывать ребенку только необходимую помощь, не торопиться делать что то за него.
Третья группа задач: направлена на ознакомление с трудом взрослых как эталоном деятельности, которую должен освоить ребёнок; воспитание интереса и положительного отношения к труду взрослых.
Многие родители до сих пор считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями, поскольку детство дается один раз, и ребёнок должен насладиться детством играя, а не выполняя посильную работу по дому. Некоторым родителям нужно понять, что, обучая детей принимать на себя ответственность за домашние дела, мы тем самым расширяем их социальный интерес и готовим к тому, чтобы они не боялись принимать на себя ответственность и вне дома. Такие дети обычно лучше адаптируются к обстановке детского сада, а в дальнейшем и школы, испытывают гораздо меньше проблем с самооценкой, более уверены в себе, чем их «беззаботные» сверстники. Стало очевидным, что многие дети трудятся дома понарошку. Их не привлекает работа по дому, да и родители как бы не нуждаются, в их домашнем труде. А ведь в такой ситуации может сформироваться, устойчивое нежелание трудится.
Труд детей в семье должен быть посильным. Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его обтереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный момент – интерес. Любому ребенку интересно поработать пылесосом. Много он, конечно, не наработает, а вот кое–какие навыки получит.
На протяжении всего дошкольного детства в соответствии с требованиями «Программы» осуществляется ознакомление детей с различными видами трудовой деятельности, с различными профессиями. Сначала детей знакомят с трудом работников детского сада, затем с трудом людей в ближайших учреждениях и предприятиях, причем в каждой новой возрастной группе предусматривается рассмотрение и уточнение знаний по отдельным профессиям.
Ребенок-дошкольник обладает высоким уровнем познавательной активности и очень рано начинает интересоваться трудовой деятельностью людей. Жизнь ребенка протекает в определенной социальной среде, в которой он ежедневно имеет возможность наблюдать труд взрослых, накапливать впечатления, а затем в играх и в быту стремится подражать взрослым. Поощрение этого интереса, утоление жажды знаний о труде взрослых, создание условий для получения максимального объема такой информации и наиболее эффективного ее усвоения имеет первостепенное значение.
Знания о профессиях дети получают от родителей, воспитателей, старших братьев и сестер, дедушек и бабушек и других членов семьи, от сверстников, из собственных наблюдений, а также с помощью средств массовой информации (кино, телевидения, литературы и т. д.)
Огромную роль в формировании правильных представлений о труде, о профессиях взрослых играет семья. Ребенок видит, как родители и другие члены семьи проявляют интерес к трудовым успехам друг друга, помогают друг другу полезными советами. Очень важно правильное отношение родителей к тому, что дети интересуются их работой, проявляют любопытство, хотят знать, что делают папа и мама на работе. Отсутствие такой информации обедняет представление ребенка и в какой-то мере ущемляет его, лишая возможности с гордостью рассказывать о родителях. Кроме того, когда ребенок слышит, что взрослые постоянно делятся в семье своими производственными заботами, что трудовая деятельность приносит им удовлетворение, для него становится желанным участие в труде.
Сложившееся в детском возрасте правильное отношение к труду позднее сказывается на всей учебной и трудовой жизни человека. Дети дошкольного возраста, особенно старшего, очень эмоциональны, очень восприимчивы и очень внушаемы. И наша задача - стараться заложить в них всё «самое хорошее», чтобы из них получились ценные для нашего общества личности.
Как вы думаете, что же могут делать наши дети дома, какие трудовые поручения выполнять? (ответы родителей)
Если вы не против, мы хотели бы обобщить все вами сказанное по этому вопросу.
Перечень поручений
• Оказывать помощь родителям в уборке квартиры.
• Наводить порядок на своем столе и в своей комнате.
• Заботиться о младшем брате или сестре.
• Стирать свои мелкие вещи.
• Мыть чайную посуду.
• Следить за чистотой обуви.
• Выносить мусор.
• Кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.
• Гулять с собакой, кошкой.
• Ухаживать за растениями
- Помогать в приготовлении пищи (мыть овощи для салата, раскатывать тесто)
- Накрывать на стол и убирать со стола
- Подклеивать книги, коробки для настольных игр
- Убирать свою постель.
Результаты проведенной анкеты в группе (анкета заполняется родителями за неделю до собрания)
Анкета для родителей
- Рассказываете ли детям о своей работе, о труде других?
Да, нет, иногда(подчеркните).
- Наблюдаете ли вместе с детьми за трудом людей (строитель, продавец, дворник, шофер, парикмахер и др.)? В чем, с Вашей точки зрения, польза таких наблюдений?
- В какой работе вместе с взрослыми участвует Ваш ребенок (систематически, от случая к случаю)?
- Есть ли у ребенка какие-либо постоянные небольшие обязанности (например, уборка игрушек, помощь младшему в одевании)? Да, нет (подчеркните). Если да, то какие именно?
- Какая работа и почему больше всего привлекает ребенка (по Вашему мнению, со слов ребенка)?
- Какие черты, по Вашему мнению, могут воспитываться у ребенка в процессе посильного труда?
- В чем вы испытываете наибольшие затруднения: ребенок не хочет выполнять трудовые поручения, задания взрослого; забывает; не доводит дело до конца; не проявляет старания при выполнении работы; готов бросить дело при затруднении (не знает, как выполнять, сомневается, теряется) (подчеркните, допишите недостающее)
- Ваш ребенок скорее трудолюбив или скорее ленив? (подчеркните)
- Как Вы поступаете:
- если ребенок не заканчивает начатое дело (устал, отвлекся, не знает как)
- если не хочет выполнять поручения, свои обязанности?
Какие же обязанности и что может выполнять ребенок в детском саду? Вы знаете об этом? (ответы родителей)
Рассматривая особенности организации трудового воспитания в детском саду, выделяют следующие виды детского труда:
• самообслуживание
• хозяйственно-бытовой труд
• труд в природе
•ручной труд
Слайд с фото самообслуживания
Самообслуживание. Ребенок старшего дошкольного возраста умеет самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи.
Убирать со стола посуду. Умеет правильно пользоваться носовым платком, мыть руки по мере необходимости без напоминания взрослого.
Умеет замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, прическе.
Умеет самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.
Слайд с фото хозяйственно-бытовой труд
Хозяйственно бытовой труд. Поддерживает порядок в группе и помогает поддерживать порядок на участке. В группе умеет протирать пыль , мыть игрушки, строительный материал, столы, стулья, вместе со взрослым ремонтирует книги, игрушки. Самостоятельно умеет наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега; поливать цветы в клумбе. Самостоятельно заправлять постель после сна. Выполняют обязанности дежурного по столовой, по занятиям.
Слайд с фото труд в природе
Труд в природе. Выполняют обязанности дежурного в уголке природы: поливают комнатные растения, опрыскивают стебли растений и протирают пыль со стеблей, моют поддоны и горшки, разрыхляют почву. Осенью помогают во время уборки овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.
Летом привлекаются к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб.
Слайд с фото ручным трудом
Ручной труд. Работа с бумагой и картоном. Умеют складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях; создают игрушки-забавы. Умеют создавать предметы из полосок цветной бумаги, объемные игрушки в технике оригами. Работа с тканью. Работа с природным материалом. Умеют создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов.
-Раздача памяток для родителей
-Показ презентации, подготовленной одной-двумя семьями из группы по теме «Мой/Моя помощник/помощница»
-Подведение итогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания «Роль семьи в формировании личности ребёнка»
Конспект родительского собрания «Роль семьи в формировании личности ребёнка»...
Конспект родительского собрания «Роль семьи в формировании личности ребёнка»
Конспект родительского собрания«Роль семьи в формировании личности ребёнка»...
Понятия «детско-родительские отношения», «семейное воспитание» и их роль в формировании личности ребёнка.
Понятия "детско - родительские отношения", "семейное воспитание" и их роль в формировании личности ребенка....
Нетрадиционная работа с родителями. Семинар-практикум «Роль семьи в формировании личности ребёнка. Стили родительского воспитания».
Сценарий семинара-практикума представляет собой попытку в развёрнутом виде познакомить с содержанием работы педагога-психолога дошкольного учреждения с родителями по повышению их психолого-педагогичес...
Консультация для родителей «Роль родителей и семейного воспитания в формировании личности ребёнка»
Консультация для родителей «Роль родителей и семейного воспитания в формировании личности ребёнка»...
Консультации для родителей Влияние родительских установок на формирование личности ребёнка.
Для начала, важно осознать, что каждый человек имеет свои установки, которые формируются под влиянием различных факторов, таких как опыт, образование, культура и другие. Родители передают свои установ...
Консультация для родителей "Значение семейного воспитания в формировании личности ребёнка"
Семейное воспитание - не последнее в воспитании ребёнка. Поэтому нужно обратить внимание на взаимоотношение родителей и детей. ...