ДИАЛОГ КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
статья (подготовительная группа)
При обсуждении данной проблемы с педагогами можно сделать интересное наблюдение. Большинство из них искажают предметные позиции, воспроизводя разговоры с родителями по памяти, забывают собственные высказывания о родителях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья "Диалог ка формы работы с родителями" | 109.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИАЛОГ КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Многочисленные исследования показывают, что успех взаимодействия педагогов и родителей на 80% зависит от их коммуникативной компетентности. Неумение педагогов общаться с родителями может оказаться одной из решающих причин непонимания, пассивности, что нередко приводит к полному отрицанию значимости диалога обеими сторонами. Статистика говорит, что семь из десяти педагогов не могут выстроить отношения с родителями не потому, что не справляются со своими обязанностями или не владеют знаниями о методах и формах работы, а по причине коммуникативной некомпетентности. Непродуктивность в общении может быть связана как с отсутствием данного умения, так и с трудностью его практической реализации (утомление, невнимание, условия деятельности, особенности ситуации и др.).
При обсуждении данной проблемы с педагогами можно сделать интересное наблюдение. Большинство из них искажают предметные позиции, воспроизводя разговоры с родителями по памяти, забывают собственные высказывания о родителях:
- агрессивные;
- скандальные;
- невоспитанные;
- незаинтересованные.
Многие используют определенные табуированные (запретные) слова и фразы, например обвинения, жалобы, ссылки на детскую неуспешность:
- «А знаете, ваш ребенок...»;
- «Почему вы позволяете...»;
- «Сегодня у вашего ребенка не получилось...»;
- «Он сегодня опять...»;
- «Я в который раз вам говорю о том, что... а вы...».
Схожие ситуации наблюдаются при обсуждении данной проблемы с родителями, которые соглашаются с необходимостью вести диалог с педагогами, а на практике ссылаются на грубость или некомпетентность педагогов, собственную занятость. Это выражается, например, в погружении родителей в свои проблемы, в свое плохое самочувствие:
- «Я сегодня очень устала...»;
- «Я себя плохо чувствую...»;
- «Вы знаете, я не могу думать ни о чем другом, кроме...»;
- «У меня был трудный день...».
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что педагог по-разному может выступать в процедуре общения: во-первых, может быть инициатором; во-вторых, субьектом; в-третьих, в разных ситуациях выступать или активным, или пассивным участником
взаимодействия.
Коммуникативная компетентность педагога заключается в том, что инициативность здесь выступает как способ управления процессом общения. Можно сказать, что сама система взаимодействия педагогов и родителей осуществляется через правильно организованную систему общения. Инициатива в общении дает возможность педагогу решить целый ряд стратегических и тактических задач: обеспечить управляющую роль в процессе общения; придать педагогически целесообразное направление формам общения с родителями; соответственно настроениям, чувствам и деятельности, как своей, так и родителей, создать нужный социально-психологический климат, настраивающий на обсуждение конкретной ситуации. Существуют устойчивые и проверенные способы завоевания инициативы в общении.
- оперативность при организации изначального контакта с родителями;
- оперативный переход от организационных процедур (приветствия, приглашения и т. п.) к деловому и личностному общению;
- отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в начале взаимодействия;
- оперативное достижение социально-психологического единства с родителями, формирование чувства «мы»;
- введение личностных аспектов во взаимодействие с родителями;
- преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к некоторым родителям;
- постановка задач и вопросов, которые уже в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать родителей;
- внимание к внешности: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние и т. п.
- использование речевых и невербальных средств взаимодействия: активное включение мимики, микромимики, контакт глазами и т. п.;
- умение «транслировать» родителям собственную расположенность к детям, дружественность;
- нахождение ярких, притягательных примеров, показ достижений детей;
- понимание ситуативной внутренней настроенности родителей, учет этого состояния, передача им этого понимания;
- достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у родителей потребность во взаимодействии с педагогом.
В системе ежедневного взаимодействия родителей и педагогов общение начинается с того, что они испытывают определенную потребность в деятельности, предполагающей общение, т. е. в диалоге.
Диалог — это разговор двух или более людей, их беседа, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристики различных сторон той проблемы, о которой идет речь. Спора при этом не возникает, так как каждый участник разговора высказывает свою точку зрения.
Способствует развитию коммуникативной компетентности родителей целенаправленная деятельность, связанная с повышением активности их участия в жизни детей в детском саду. частности, необходимо создавать множество ролей для родителей и условия для их реализации. Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в жизни детского сада. Ниже приведены некоторые из них.
- Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
- Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут оказывать помощь воспитателям в группе, принимать участие в спектаклях, содействовать организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.
- Оплачиваемая должность. Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в программе в качестве члена воспитательного коллектива.
- Член родительского совета. Родительский совет это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.
- Сотрудничество родителей друг с другом. Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать собрания для общения или оказания поддержки.
Приведенные ниже примеры направлены на перенос смысловой нагрузки, инициативы процесса общения на родителей и освобождение педагогов от установки «завлекать»,
«привлекать», «(за)мотивировать» родителей на активное участие в жизни их детей в дошкольном образовательном учреждении.
- Обучение родителей практическим умениям. Педагог показывает родителям оптимальные приемы общения с ребенком или способы ухода за ним. Следует соблюдать краткость при показе приемов.
- Метод имитации рабочего дня воспитателя. Среди родителей проводится конкурс
«Если бы я был воспитателем». Соревнование проходит по нескольким направлениям:
- прием детей;
- организация игры;
- составление плана рабочего дня для показа родителям и т.д.
- Анализ детских высказываний, детского поведения, творчества. Родители знакомятся с
видеозаписями или другими материалами, собранными педагогами; рассматривают и обсуждают детские поделки, коллективные работы; дают оценку умениям, навыкам, развитию, воспитанности детей; формулируют несколько конкретных предложений в помощь воспитателю, работающему с детьми.
- Этюд-беседа. Работа ведется в соответствии с выбранной темой:
- «Самый грустный день моего ребенка»;
- «Самый веселый день моего ребенка»;
- «Любимая игра моего ребенка»;
- «Мой ребенок больше всего любит, когда я...» и т. п.
- Эссе на заданную тему. Например, темы могут быть такими:
- «Каким я хочу видеть своего ребенка»;
- «Хрустальные воспоминания детства»;
- «Я его люблю, потому...» и т. п.
- Письмо ребенку о любви. Родители пишут письмо в стиле обращения к ребенку в день совершеннолетия (временная точка может быть выбрана самими родителями) с воспоминаниями о его детстве и пожеланиями, какими они хотят видеть его в будущем. Письмо можно торжественно
«замуровать» в специальную колбу или коробку, оформленную ребенком совместно с родителями.
- Волшебный цветок мудрости. В приемной вывешивается стенд, на котором нарисован большой цветок. В сердцевине цветка обозначена проблема, по которой родителям предлагается высказаться. Лепестки цветка пустые. Родители записывают на них советы, афоризмы и пожелания по выбранной теме. Примеры тем:
- «Детские капризы»;
- «Я знаю, как научить ребенка помогать взрослым»;
- «Когда у нас родился второй ребенок, мы...»;
- «Чтобы ребенок не болел»;
- «В выходной можно пойти с ребенком»и т.п.
- Недописанный тезис. На стенде размещается фраза, например:
- «Счастливая семья это...»;
- «Хороший воспитатель это...»;
- «Успешный ребенок — это...»;
- «Мой ребенок не хочет идти в детский сад, потому что...» и т. п.
Родители анонимно продолжают предложение. Подобные недописанные тезисы могут быть позиционированы как темы будущих родительских собраний.
- Педагогическое интервью родителей записывается на магнитофон, видеокамеру. Может
быть использовано на родительских собраниях, конференциях, семинарах. Темы интервью могут быть, например, такими:
- «Каким бы вы хотели видеть вашего сына (дочь) ?»;
- «Каким должен быть идеальный воспитатель моего ребенка?»;
- «Какой должна быть среда в детском саду?» и т. п.
- Портрет идеального родителя. В приемной вывешивается лист с изображением контура фигуры человека. Родители записывают на этом листе черты идеального родителя. Используется лист при личных беседах, во время консультаций, собраний.
- Портрет идеального воспитателя. В приемной вывешивается лист с изображением контура фигуры человека. Родители записывают на этом листе черты идеального воспитателя. Используется лист при проведении педсоветов, совещаний, разрешении конфликтных ситуаций в группе.
- Клуб «Бабушкины пироги». Организуется клуб общения для бабушек-волонтеров, куда могут прийти все желающие. Темы заседаний объявляются заранее:
- «Как связать носочки ребенку?»;
- «Немецкий сахарный пирог (с дегустацией)»;
- «Как солить капусту?» и т. п.
- Географическая карта моей родословной. На карте в группе дети обозначают места, откуда приехали их предки, специальными фишками, которые изготавливаются в семьях. Обсуждение этих мест может проходить на занятии, во время беседы с родителями, самостоятельной деятельности детей.
- Презентация долгожителя семьи (книга, елочная игрушка, кукла и т. п.). Готовится совместно с родителями, защищается в любой форме: от газеты, буклета, книги до видео- премьеры или семейного спектакля.
- Решение педагогических кроссвордов. Помогает уточнить знания родителей по определенной теме, развивает их кругозор, а значит, влияет на качество воспитания детей.
- Фотоконкурс «Моя мама — профессионал». Выставка фотографий к 8 Марта, на которых мамы сняты на рабочих местах. Важно показать ребенку, как полезен для общества труд его мамы.
- Проектирование модели работы с родителями. Родители делятся на группы, ищут ответы на проблемные вопросы, представляя себя на месте педагогов, администрации.
Для консультирования родителей по актуальным вопросам используются компьютерные презентации. Для удовлетворения интересов родителей в области физкультурно-оздоровительной работы с детьми используются компьютерные программы типа «Энциклопедия здоровья ребенка».
- Экспресс-опрос. Проводится при личной встрече педагога с родителями. Приведем
пример такого опроса.
А. Следите ли вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения, посвященными вопросам воспитания? Читаете ли вы книги на эту тему?
- Если да, то хлопните в ладоши.
- Если нет, то топните ногой.
Б. Единодушны ли вы с супругой/супругом в вопросах воспитания ребенка?
- Если да, то помашите рукой.
- Если нет, то дотроньтесь до кончика носа.
В. Кого вы считаете ответственным за воспитание ребенка?
- Если семью, то улыбнитесь.
- Если окружение, среду, социум, то вытяните руку вперед.
- «Школа бабушек». В ДОУ проводится специальный цикл занятий для молодых бабушек.
Примерное планирование занятий дли молодых бабушек
- Телевизионный клуб для родителей. Специалисты ДОУ организуют «съемку передачи» на заданную тему («Здоровье наших детей», «Труд в природе», «Любимые игры наших детей» и т. п.). При этом используются статистические данные, проводится соцопрос, готовится конкурс телезрителей, поддерживается рубрика «По вашим письмам». Время эфира от 20 до 40 минут. Такие «телепередачи» оказывают большую помощь родителям в обучении и воспитании детей, помогают в решении проблем семейного воспитания.
- Вручение медалей родительской гордости. Награда «Детская ладошка» вручается после благополучного окончания периода адаптации к ДОУ (обводится реальная детская ладошка, указывается дата поступления в ДОУ). «Орден родительской славы» выдается на выпускном вечере. «Медаль гордости» получают за успехи ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков, проявлении лидерских качеств и т. д.
- Талисман или оберег счастья вашей семьи. Родители разрабатывают совместно с детьми семейный талисман, наполняя его понятным только их семье смыслом. Это могут быть, например, пожелания здоровья, материального благополучия, исполнения мечты. Помещается талисман в
кабинке ребенка (ламинируется) или в личном ящике-«сокровищнице» ребенка (при наличии
таковых в группе).
- Метод лечебной педагогики. Важно, чтобы у родителей в ДОУ была комната, где они могут отдохнуть, ожидая ребенка. Как правило, для такой цели используются кабинет психоэмоциональной разгрузки для педагогов или специальное место в холле с диваном и креслами. Можно включить музыку или иные звуки для релаксации (в жаркий день шум дождя, водопада; зимой пение птиц или стрекотание насекомых).
ЛИТЕРАТУРА
1. Давыдова О.И. , Майер А.А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013, С. 94-102.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Диалог как форма работы с семьёй"
Педагогические идеи по повышению родительской активности...
Работа с родителями. «Диалог как форма работы с семьей. Педагогические идеи по повышению родительской активности»
В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьей позволяют перестроить взаимоотношения субъектов...
«Диалог как форма работы с семьёй. Педагогические идеи по повышению родительской активности»
В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьёй позволяют перестроить взаимоотношения субъектов...
Диалог как форма работы с семьёй. Педагогические идеи по повышению родительской активности.
Взаимодействие с семьями воспитанников является органичной составляющей деятельности ДОУ, его трудно выделить в отдельный блок. Поэтому любой вопрос, понятие, тематический блок осваивается детьми в ра...
Коммуникативная компетентность. Диалог как форма работы с родителями
Многочисленные исследования показывают, что успех взаимодействия педагогов и родителей на 80% зависит от их коммуникативной компетентности. Неумение педагогов общаться с родителями может оказать...
Диалог-как форма работы с семьёй
Одна из важнейших форм работы педагога- это диалог с семьёй...
"Диалог как форма работы с родителями"
Педагогические идеи по повышению родительской активности...