Родительский клуб "Встреча" Занятие 1. Успешное развитие ребенка в наших руках
консультация (младшая группа)
Цель родительского клуба «Встреча»: создание условий для равноправного обмена мнениями по поводу воспитания детей, решения наболевших проблем, взаимообучения и эффективного сотрудничества всех участников образовательного процесса. Очень часто родители имеют желание и возможности заниматься развитием своего ребенка, но всегда знают как это делать. Данное занятие ставит своей целью помочь родителям разобраться в основных показателях успешности развития своих малышей, а также научить правильной организации разивающих занятий в домашних условиях. Это занятие было разработано и проведено совместно с психологом нашего детского сада Зянгильдяевой М.Ю., которая тоже имеет право на авторство этого занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uspeshnoe_razvitie_rebenka_v_nashih_rukah.docx | 29.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительский клуб «Встреча»
Занятие 1. «Успешное развитие ребенка в наших руках»
Цель: создание условий для успешного развития ребенка.
Задачи:
- Актуализировать и расширить понятие «успешное развитие ребенка».
- Рассмотреть основные условия, необходимые для успешного развития ребенка с 1,6 лет до 2-х лет.
- Обсудить варианты занятий с детьми раннего возраста, способствующие их успешному развитию.
Занятие родительского клуба проводится в форме тренинга. Организаторы: воспитатель, психолог.
Атрибуты: кукла бибабо, фартук, игрушка-перевертыш, мячик, мольберт, маркеры, чистые листы, носки шерстяные, листок с текстом.
Ход мероприятия
Родители сидят в кругу
Приветствие воспитателя. Рассказ о новой форме работы с родителями в группе. Цель родительского клуба «Встреча»: создание условий для равноправного обмена мнениями по поводу воспитания детей, решения наболевших проблем, взаимообучения и эффективного сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Игра-разминка «Креативный мячик». Инструкция: «Ваша задача передать этот мячик своему соседу, назвав его по имени, справа и так по кругу. Причем способы передачи повторяться не должны. Если мячик упадет, передаем еще раз». Молодцы, вы успешно справились с этим заданием и сегодня нам бы хотелось поподробнее поговорить на тему успеха, а если быть еще более точными «успешное развитие» или «достижение успеха».
Упражнение «Успешное развитие ребенка к 2-м годам». Вопрос: как вы понимаете, что такое успешное развитие ребенка? Инструкция: «Вы будете называть различные успехи или достижения ребенка, которых он может добиться к 2 годам, а мы будем записывать их на доске». Родители называют качества, психолог записывает на доске. Посмотрите на доску. Давайте вместе разберемся, что из вами названного действительно относится к 2-летнему возрасту. Психолог и педагог проводят корректировку достижений в развитии ребенка, при необходимости удаляя недостаточно адекватные возрасту характеристики и добавляя более актуальные.
Ведущей в этом возрасте является – предметная деятельность, так как на ее основе происходит всестороннее развитие ребенка.
Развитие ребенка в предметной деятельности.
- С обобщенным дидактическим материалом (геометрические фигуры, разные по форме, цвету, величине): соотносить и группировать разнородные предметы по одному из признаков. Примерные игры с материалом на соотнесение и группировку: подбирать крышки к коробочкам; вкладывать фигурки в гнезда; раскладывать фигурки по коробкам; перекладывать из одной емкости в другую; вынимать из коробки (корзины, мешочка) и т. п.
- С дидактическими игрушками (пирамидки, матрешки и т. п.): соотносить предметы по цвету, форме, величине, количеству: собирать предметы из 2-3 деталей самостоятельно; ориентироваться в величине «побольше – поменьше»; собирать предметы из 4-5 деталей с помощью взрослого; выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно (цвет и величина; форма и величина; форма и цвет).
Развитие ребенка в общении с природой (экологическое воспитание)
- Знать находящихся в ближайшем окружении ярких объектах живой и неживой природы: цветущие растения, большие деревья, зеленая трава, свет солнца, дождь, снег; животные: рыбы, звери (собаки, кошки), птицы, насекомые.
- Активизировать у детей сенсорные наглядно-действенные способы познания (понюхать цветок, потрогать и почувствовать холодный снежок, ощутить дождинки, послушать, как поет птичка, и т. д.).
Развитие ребенка в конструктивной деятельности
- Знать основные детали конструктора: кубик, кирпичик, призма и уметь строить из них несложные постройки – дорожку, домик, ворота, стол, стул и пр., а также обыгрывать их.
- Уметь соотносить форму детали с ее конструктивными свойствами (кубик можно ставить любой стороной, призму – основанием).
Развитие понимания речи
- Понимать предложения с предлогами, выполнять соответствующие действия: «Поставь чашку на стол», «Положи в чашку ложку» и т. п.
- Узнавать и показывать (по возможности называть) знакомые предметы на картинках.
- Внимательно слушать взрослого, понимать слова «можно», «нельзя», «не мешай», выполнять несложные поручения из двух-трех действий («Сядь на стул и посмотри книжку»).
- Воспринимать и эмоционально откликаться на детские художественные произведения (сказки, потешки, кукольные спектакли и пр.).
Развитие активной речи
- Использовать речь как средство общения.
- Заменять звукоподражательные слова общеупотребительными (вместо «ням-ням» – «кушать», «есть» и т. д.); учить пользоваться местоимениями (я, ты, мне и др.), наречиями (там, туда), предлогами (в, на, за).
- Включаться в диалог всеми доступными ребенку средствами (словами, мимикой, жестами); задавать вопросы («Кто? Что? Что делает? Какой?») и отвечать на них. Уметь говорить фразами, употреблять предложения из 3 - 4 слов.
Развитие ребенка в изобразительной деятельности
1. Малыш знает назначение материала и использует его по правилам (рисует только на бумаге).
2. У ребенка развивается правильный захват фломастера, карандаша.
3. Ребенок проводит совместный со взрослым заинтересованный поиск в штрихах и линиях содержания и обыгрывает его.
4. У малыша появляются первые замыслы.
Развитие основных движений
- Ходит самостоятельно.
- Преодолевает незначительные препятствия, меняет направления при ходьбе по зрительным ориентирам.
- Бросает мяч двумя руками вдаль. Попадает в цель с расстояния 60—70 см.
- Перелезает через предметы, влезает на стремянку приставным или переменным шагом.
- Сформирован правильный захват предмета – правильно и уверенно держит ложку, карандаш.
Самообслуживание
- Моет руки самостоятельно или с частичной помощью взрослого.
- Ест ложкой жидкую и густую пищу.
- Обращает внимание на грязные руки, лицо, нос, дает знать взрослым об этом, пытается сам вытереть нос платком, вымыть руки.
- Благодарит после еды кивком головы или словом.
- Самостоятельно снимает и надевает трусы, носки, колготки, обувь.
Групповая дискуссия «Как помочь ребенку добиться успехов в развитии?» Есть ли у Вашего ребенка уже необходимые успехи, качества, характеристики для того, чтобы быть успешным? Если нет, то допускаете ли Вы возможность, что эти достижения могут и не проявиться в назначенный срок? Что можно сделать, чтобы они у ребенка появились? Необходимо подвести родителей к выводу, что надо следить за здоровьем и развитием ребенка, создавать соответствующие условия – благоприятный психологический климат, соблюдение режима дня, правильное питание, следить за состоянием его здоровья, вовремя и правильно обращаться к врачу за соответствующей помощью (обязательно озвучивать то, что вызывает беспокойство), заниматься с ребенком. Наиболее сложными для освоения у современных детей являются: физическое развитие, действие с предметами и, как следствие, самообслуживание, развитие речи. Следовательно, именно на это необходимо обратить особое внимание.
Упражнение «Объясни – пойми» Вызываются два человека. Одному дается листок с очень сложным объяснением непонятного слова. Его задача объяснить, так как то, что написано на листочке является очень-очень важным, а задача второго понять и повторить. «Квант (от латинского quantum – ”сколько”) – это неделимая порция какой-то физической величины. Например, говорят - квант света, квант энергии или квант поля. Что это значит? Это значит, что меньше быть уже просто не может. Когда говорят о том, что какая-то величина квантуется, понимают, что данная величина принимает ряд определенных, дискретных значений. Так, энергия электрона в атоме квантуется, свет распространяется «порциями», то есть квантами».
Вопросы к участникам: Ваши ощущения от происходящего? Какие чувства вы испытывали? Что вам хотелось при этом сделать? Почему? Вывод: подобные чувства и ощущения может испытывать ваш ребенок, которому вы пытаетесь объяснить что-то очень на ваш взгляд важное, но абсолютно непонятное ему, а главное непонятное зачем это нужно. Следовательно, ребенку необходимо объяснять только то, что он может понять в силу своего возраста и развития. Это должно быть нужно и важно ему именно в этот момент. Например, маме пожаловались в садике, что ребенок кусается. Вечером, придя домой, мама решила побеседовать на эту важную тему со своим полуторагодовалым малышом. Она тщательно подбирала слова, показывала, что ей очень обидно, пыталась показать жестами и мимикой, что именно нельзя делать и почему. В результате малыш обиженно расплакался, так и поняв, за что на него рассердились. Важное правило – наказывать, ругать надо по принципу «здесь и сейчас». Еще страшнее, когда расстроенная и обиженная за своего укушенного малыша мама пытается отругать обидчика, такого же, но чужого малыша. Самое ужасное, это не только бесполезно, но еще и страшно. Ребенок искренне не помнит, что он сделал даже 2 часа назад. Аналогично и с обучением.
Упражнение «Неудавшееся домашнее занятие». Выполняют психолог в роли мамы и педагог в роли ребенка с куклой бибабо. Однажды в семье наших хороших знакомых мама решила в свободное время, пока варится мясной бульон, позаниматься с ребенком. Педагог и психолог показывают с помощью куклы бибабо типичные родительские ошибки и реакцию на них маленького ребенка.
Вопросы к родителям: как вы думаете, почему благие намерения мамы не увенчались успехом? Как надо было провести занятие с ребенком, чтобы оно принесло пользу?
Типичные родительские ошибки при занятии с ребенком
1,6 – 2 лет
- Выдавать сразу несколько игр, по принципу «выбирай и играй сам».
- Предлагать незнакомые игры, не объяснив и не показав, как правильно ими пользоваться.
- Давать то, что недоступно пониманию ребенка.
- Делать то, что самому не интересно и не хочется.
- Не мотивировать ребенка на предстоящую деятельность.
- Отвлекаться на другие дела.
- Затягивать время занятия (более 8-10 минут).
- Не разрешать обследовать выдаваемые предметы, а потом играть получившимся результатом.
- Ругать ребенка за допущенные ошибки.
Упражнение «Носки» Приглашаются 2 человека. Первого человека выводят за дверь и дают ему четкую инструкцию – выполнять все то, что от него потребуют и не показывать своего неудовольствия, что бы с ним не делали. Второму сначала предлагают молча надеть на первого носки, ничего не объясняя. После этого инструкция второго меняется. Теперь ему надо сделать все то же самое, но подробно и доброжелательно объясняя все свои действия.
Вопросы: что вы чувствовали вовремя этого упражнения? Почему? Вывод: все свои действия по отношению к ребенку необходимо проговаривать и объяснять в доступной для него форме.
Рефлексия: Какие самые главные достижения должны присутствовать у наших малышей к 2-м годам? Что мы с вами можем сделать, чтобы наши дети были успешными? Какие вопросы успешного развития ребенка вы бы хотели более подробно обсудить на последующих занятиях? Если у кого-то есть желание обсудить вопрос развития своего ребенка с психологом, вы можете сейчас записаться на консультацию или через воспитателя.
Упражнение «Двуликий тигренок» - предайте по кругу игрушку, выбирая для себя соответствующее настроение после сегодняшнего обсуждения проблемы успешного развития ребенка. Будет замечательно, если вы сможете объяснить свой выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Здоровье ребенка - в наших руках.
Родительское собрание. Здоровье ребенка - в наших руках....
проект родительского собрания "Здоровье ребенка в наших руках"
Познакомить родителей с разными видами зарядки( дыхательной, артикуляционной, зрительной, релакционной ит.д.)....
Родительское собрание "Здоровье ребенка в наших руках"
Разработка родительского собрания для воспитателей и родителей в дошкольных учреждениях. Педагогический всеобуч "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ и дома"...
Родительское собрание № 2 Тема: "Здоровье ребенка в наших руках"
В зимний период очень много детей болеют гриппом и другими простудными заболеваниями. Можно ли сохранить здоровье, как это сделать тема нашего родительского собрания....
Общее родительское собрание на тему: « Здоровье ребенка в наших руках»
Цель:1.Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей. 2.Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Задач...
Конспект родительского собрания на тему: «Здоровье ребенка в наших руках»
Цель: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста....
Родительское собрание на тему:« Здоровье ребенка в наших руках»
Цель:1.Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей. 2.Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста....