советы родителям - как помочь гиперактивному ребенку
консультация
Как помочь гиперактивному ребенку
Многие родители слышали выражение «гиперактивный ребенок». Но что это значит? Какой он? Каковы причины гиперактивности ребенка? Что делать в данной ситуации? В переводе с латинского языка «активный» значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы. Получается, что гиперактивность – это повышенная двигательная активность. Таких детей часто называют «непоседы», «шустрики», «живчики». Гиперактивность обычно включает в себя склонность быстро отвлекаться, находиться в постоянном беспокойном состоянии, неспособность долго концентрировать свое внимание.
Признаки гиперактивного ребенка:
- У него часто меняется настроение.
- Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
- Обидчив, но не злопамятен.
- Ему трудно спокойно усидеть на стуле и выполнить требования взрослого.
- Часто отвлекается на занятиях.
- Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ.
- Может нагрубить родителям, учителю.
- Временами кажется, что он переполнен энергией.
- Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
- Требует к себе внимания, не хочет ждать.
- В играх не подчиняется общим правилам.
- Горячится во время разговора, часто повышает голос.
- Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
- Легко отвлекается на что-то постороннее (шум, звуки, крики и т. д.).
С проявлениями гиперактивности родители могут столкнуться уже с первых дней жизни ребенка. Дети плохо, беспокойно спят, много плачут, во время бодрствования очень подвижны, возбуждены; чувствительны ко всем внешним раздражителям – свету или шуму. По данным исследований, гиперактивность встречается у 4–9% дошкольников и младших школьников. А это значит, что в группе, где в среднем учится 25–27 человек, есть один, а то и два гиперактивных ребенка.
Рекомендации для родителей по воспитанию гиперактивных детей
В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Как правило, такие дети игнорирует упреки, но довольно чувствительны к похвале. Ребенка следует хвалить каждый раз, когда он заслужил это, отмечая и незначительный успех.
Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя». Например, не стоит говорить: «Не бегай по траве!», гораздо эффективнее будет сказать: «Выйди на дорожку».
Если Вы что-то запрещаете ребенку, обязательно объясните в чем причина этого, и предложите альтернативы.
Говорите сдержанно, спокойно, мягко. Окрики возбуждают ребёнка.
Не рекомендуется давать таким детям сразу несколько поручений, например, «убери игрушку, вымой руки и садись ужинать». Ребенок с трудом воспримет всю информацию сразу и наверняка отвлечется на что-то другое. Поэтому давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. Это может быть план-календарь, куда вы вместе с ребенком будете записывать время приема пищи, выполнения домашних заданий, прогулок и сна.
Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
Определите рамки и критерии поведения, разграничьте, что нельзя и что можно ребёнку. Придумайте знаковую или балльную систему вознаграждения, например, отмечайте звездочкой каждый хороший поступок, а за определенное количество звездочек дарите ребенку подарок.
Постарайтесь выделить для ребёнка комнату или её часть, которая будет его собственной, особой территорией. Избегайте при этом ярких цветов и сложных композиций в её оформлении. Гиперактивный ребёнок не в состоянии сам отфильтровывать внешние возбудители, сделать так, чтобы ничто постороннее не мешало ему заниматься делом.
Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля.
Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе - прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис).
Игра — это основной способ освоения окружающего мира, в том числе и для детей с гиперактивностью. Такие ребята часто предпочитают шумные и активные игры. Но родителям следует выбирать те, что имеют четкие правила. Начните с самых простых, постепенно прибавляя и усложняя условия. Благодаря этому ребенок научается подчинять свою деятельность цели, одновременному удерживанию в активной памяти и внимании нескольких целей.
Примеры игр
- Игра «Лови - не лови» напоминает всем известную с детства игру «Съедобное - несъедобное». Вы можете менять условия каждый раз, чтобы ребёнку игра не наскучила. Главное объяснить, когда нужно ловить, а когда не нужно ловить мяч. К примеру, можно оговорить, что если водящий кидает мяч и произносит слово, относящееся к животным, то игроки ловят мяч.
- Игра «Молчу – шепчу - кричу». В процессе игры необходимо стимулировать ребёнка чередовать громкость речи и следить за тем, чтобы ребенок говорил медленно и четко. Необходимо обязательно заранее оговорить знаки, по которым игроку нужно будет говорить то громко, то тихо, или же вовсе молчать.
- Игра «Успевай-ка». Содержание игры сводится к тому, что взрослый договаривается с ребенком о том, что будет, допустим, называть цифры, а тот должен следить и сказать «Стоп», если произнесена условленная цифра, например «7». Можно усложнять правила: «Стоп» говорить только в том случае, если перед цифрой 7 называлась цифра 6.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_roditelyam_-_kak_pomoch_giperaktivnomu_rebenku.docx | 109.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Как помочь гиперактивному ребенку
Многие родители слышали выражение «гиперактивный ребенок». Но что это значит? Какой он? Каковы причины гиперактивности ребенка? Что делать в данной ситуации?
В переводе с латинского языка «активный» значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы. Получается, что гиперактивность – это повышенная двигательная активность. Таких детей часто называют «непоседы», «шустрики», «живчики».
Гиперактивность обычно включает в себя склонность быстро отвлекаться, находиться в постоянном беспокойном состоянии, неспособность долго концентрировать свое внимание.
Признаки гиперактивного ребенка:
- У него часто меняется настроение.
- Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
- Обидчив, но не злопамятен.
- Ему трудно спокойно усидеть на стуле и выполнить требования взрослого.
- Часто отвлекается на занятиях.
- Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ.
- Может нагрубить родителям, учителю.
- Временами кажется, что он переполнен энергией.
- Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
- Требует к себе внимания, не хочет ждать.
- В играх не подчиняется общим правилам.
- Горячится во время разговора, часто повышает голос.
- Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
- Легко отвлекается на что-то постороннее (шум, звуки, крики и т. д.).
С проявлениями гиперактивности родители могут столкнуться уже с первых дней жизни ребенка. Дети плохо, беспокойно спят, много плачут, во время бодрствования очень подвижны, возбуждены; чувствительны ко всем внешним раздражителям – свету или шуму. По данным исследований, гиперактивность встречается у 4–9% дошкольников и младших школьников. А это значит, что в группе, где в среднем учится 25–27 человек, есть один, а то и два гиперактивных ребенка.
Рекомендации для родителей по воспитанию гиперактивных детей
В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Как правило, такие дети игнорирует упреки, но довольно чувствительны к похвале. Ребенка следует хвалить каждый раз, когда он заслужил это, отмечая и незначительный успех.
Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя». Например, не стоит говорить: «Не бегай по траве!», гораздо эффективнее будет сказать: «Выйди на дорожку».
Если Вы что-то запрещаете ребенку, обязательно объясните в чем причина этого, и предложите альтернативы.
Говорите сдержанно, спокойно, мягко. Окрики возбуждают ребёнка.
Не рекомендуется давать таким детям сразу несколько поручений, например, «убери игрушку, вымой руки и садись ужинать». Ребенок с трудом воспримет всю информацию сразу и наверняка отвлечется на что-то другое. Поэтому давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. Это может быть план-календарь, куда вы вместе с ребенком будете записывать время приема пищи, выполнения домашних заданий, прогулок и сна.
Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
Определите рамки и критерии поведения, разграничьте, что нельзя и что можно ребёнку. Придумайте знаковую или балльную систему вознаграждения, например, отмечайте звездочкой каждый хороший поступок, а за определенное количество звездочек дарите ребенку подарок.
Постарайтесь выделить для ребёнка комнату или её часть, которая будет его собственной, особой территорией. Избегайте при этом ярких цветов и сложных композиций в её оформлении. Гиперактивный ребёнок не в состоянии сам отфильтровывать внешние возбудители, сделать так, чтобы ничто постороннее не мешало ему заниматься делом.
Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля.
Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе - прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис).
Игра — это основной способ освоения окружающего мира, в том числе и для детей с гиперактивностью. Такие ребята часто предпочитают шумные и активные игры. Но родителям следует выбирать те, что имеют четкие правила.
Начните с самых простых, постепенно прибавляя и усложняя условия. Благодаря этому ребенок научается подчинять свою деятельность цели, одновременному удерживанию в активной памяти и внимании нескольких целей.
Примеры игр
Игра «Лови - не лови» напоминает всем известную с детства игру «Съедобное - несъедобное». Вы можете менять условия каждый раз, чтобы ребёнку игра не наскучила. Главное объяснить, когда нужно ловить, а когда не нужно ловить мяч. К примеру, можно оговорить, что если водящий кидает мяч и произносит слово, относящееся к животным, то игроки ловят мяч.
Игра «Молчу – шепчу - кричу». В процессе игры необходимо стимулировать ребёнка чередовать громкость речи и следить за тем, чтобы ребенок говорил медленно и четко. Необходимо обязательно заранее оговорить знаки, по которым игроку нужно будет говорить то громко, то тихо, или же вовсе молчать.
Игра «Успевай-ка». Содержание игры сводится к тому, что взрослый договаривается с ребенком о том, что будет, допустим, называть цифры, а тот должен следить и сказать «Стоп», если произнесена условленная цифра, например «7». Можно усложнять правила: «Стоп» говорить только в том случае, если перед цифрой 7 называлась цифра 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синдром нарушения внимания с гиперактивностью - что это такое и как помочь гиперактивному ребенку
Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) страдают до 20% современных детей. Единого мнения, отчего возникает СДВГ, до сих пор нет....
Консультация для родителей: «Гиперактивность — что это? Как помочь гиперактивному ребенку?"
Консультация...
Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку»
Цель: 1. Расширять знания и представления родителей о синдроме гиперактивности .2. Познакомить родителей с недостатками в развитии психических функций у ребенка с СДВГ. 3. Познакомить с приемами,...
20 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ "КАК ПОМОЧЬ АДАПТИРОВАТЬСЯ РЕБЕНКУ В ДЕТСКОМ САДУ"
Ваш малыш впервые пошел в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет... Детский сад...
Советы родителям - как помочь тревожному ребенку
КАК ПОМОЧЬ ТРЕВОЖНОМУ РЕБЕНКУ?ПРИЧИНЫ ТРЕВОЖНОСТИ. Ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Но нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым о...
Памятка для родителей "Как помочь гиперактивному ребенку"
материал для родителей...
Памятка- совет родителям как помочь пережить ребенку разлуку с папой
Памятка- совет родителям как помочь пережить ребенку разлуку с папой...