Мастер-класс с родителями "Нейрогимнастика для детей"
методическая разработка
Гимнастика по утрам – это обязательный атрибут хорошего самочувствия на весь день и здоровья человека. Мало кто будет спорить с тем, что регулярное проведение гимнастических упражнений благоприятно сказывается на общем состоянии человеческого организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нейрогимнастика для детей.
Гимнастика по утрам – это обязательный атрибут хорошего самочувствия на весь день и здоровья человека. Мало кто будет спорить с тем, что регулярное проведение гимнастических упражнений благоприятно сказывается на общем состоянии человеческого организма.
Но важно понимать, что в таком разогреве нуждается не только наше тело, но и мозг, которому тоже необходима тренировка. Именно с этой целью проводится нейрогимнастика – это определенный комплекс упражнений, направленный на активацию полноценной работы левого и правого полушария, помогая управлять физической, умственной и эмоциональной жизнью.
Такая «гимнастика для мозга» состоит из определенного комплекса упражнений, которые достаточно просты в выполнении. По этой причине нейрогимнастику практикуют для детей дошкольного возраста, которая помогает сбалансировать развитие обоих полушарий головного мозга. Плюс этих упражнений в том, что их можно выполнять практически в любом месте.
Как работает наш мозг
Перед тем как перейти к описанию комплекса упражнений, рассмотрим, как работает человеческий мозг. Его составляют 2 полушария, каждое из которых отвечает за определенные виды деятельности:
- Правое. Оно отвечает за действие левой половины тела, т.е. когда мы шевелим левой рукой, то активизируется правое полушарие, и наоборот. Правое полушарие регулирует координацию движений, восприятие пространства и креативное развитие.
- Левое. Это полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, за развитие логики, математических способностей и речи.
Соответственно, когда мы фантазируем, рисуем и занимаемся любой другой творческой деятельностью, то активизируется именно правое полушарие, а когда мы считаем, анализируем и что-либо говорим, то активно левое полушарие.
Происходит постоянное распределение активности между полушариями. При этом наибольшая эффективность работы мозга достигается только в том случае, когда активны оба полушария.
Польза гимнастики в следующем: стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности; помогает получить энергию, необходимую для обучения; снижает утомляемость; улучшает моторику, как мелкую, так и крупную; благоприятно сказывается на процессе письма и чтения; повышает продуктивную работоспособность.
Когда лучше начать заниматься
Наиболее благоприятный период для выполнения нейрогимнастики для детей – это средний дошкольный возраст, т.е. 4-5 лет. К 6 годам можно внедрять более сложные упражнения, что будет важной частью подготовки к обучению в школе.
При этом упражнения следует проводить с соблюдением определенных рекомендаций, чтобы эффективность занятий была максимально высокой.
Следует выполнять ряд несложных правил:
- Средняя продолжительность занятий – 5-7 минут.
- Упражнения нужно проводить каждый день, не пропуская, но без принуждения. Лучше сделать меньше, но качественнее.
- Тренировки нужно проводить так, чтобы ребенку было интересно. Для этого можно периодически менять дислокацию: дома, на улице и т.д.
- Можно постепенно усложнять задания. К примеру, увеличивать темп выполнения упражнений.
- Важно следить за правильностью выполнения упражнений.
- Не нужно перегружать ребенка, стремясь выполнить максимальное количество упражнений за раз – достаточно 5-6.
- Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами.
Примеры упражнений:
Упражнение «Колечко». Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем, указательным, средним и т.д. Затем в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.
Упражнение «Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.
Упражнение «Кулак – ладонь - ребро». Цель: развитие зрительно-моторной координации.
Педагог показывает ребенку кулак, ладонь, ребро ладони и просит повторять за ним. Затем намеренно путает ребенка, например, называя ладонь, показывает кулак.
Упражнение «Ухо – нос – хлопок». Возраст: 4 – 7 лет. Цель: Улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности, развитие внимания, ловкости, быстроты реакций, создание здорового эмоционального возбуждения, бодрого настроения, снятие психического напряжения.
Ход игры: «Левой рукой возьмитесь за кончик оса, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот».
Упражнение «Лиса – заяц» Цель: развитие межполушарного взаимодействия, внимания. Материал: не требуется. Методика проведения: ребенок левой рукой показывает «лису», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.
Упражнение «Кулачок — ладошка». Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу – ладошка.
Упражнение «Симметричные рисунки». Цель: развитие межполушарного взаимодействия, развивать внимание Возраст: от 5 лет.
Разделить лист бумаги пополам вертикальной линией. Рисовать правой и левой руками одновременно, так чтобы движения и выполняемые рисунки получались зеркальными. Начать можно с рисования простых картинок (бабочка, елочка, геометрические фигуры) и усложнить его до написания слов курсивом. Разнообразить выполнение упражнения и приспособить его к выполнению в различных условиях: можно рисованием в воздухе, на доске мелом, на полу, на песке палочками или непосредственно пальцами и ладонями. Раздражение рецепторов кожи ладоней в последнем случае создает дополнительную стимуляцию зон коры полушарий с двух сторон.
Игра «Классики для пальчиков». Возраст от 5 лет. Цель: развитие концентрации внимания, усидчивости; синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей; оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.
Оборудование: набор дорожек для левой и правой руки.
Ход игры: Задача ребенка пройти классики одновременно двумя руками.
Упражнение «Зашумленные картинки» Цель: коррекция познавательной сферы психики; развитие внимания, зрительного восприятия.
Взрослый кладет перед детьми картинку, на которой нарисованы хаотично переплетенные линии, и предлагает найти скрытое за этими линиями изображение.
Упражнение «Волшебные фигуры». Цель: развитие творческих способностей, воображения, мелкой моторики руки. Взрослый предлагает детям стать «волшебниками» и превратить нарисованные фигуры в различные предметы или нарисовать картину, дорисовав фигуры.
Дидактическая игра "Найди предметы на картинке". Цель: развитие мышления, внимания, памяти, активного и пассивного словаря.
Сюжет изображений актуален и интересен, само изображение яркое и насыщенное, что способствует большей заинтересованности детей.
Данную игру можно использовать, как с речевыми, так и с не говорящими детьми.
«Тактильные (сенсорные) мешочки» предназначено для детей от 2 до 7 лет.
Игровой материал представляет собой тканевый мешочек, в котором находятся различный материал: сахар, гречка, рис, горох, фасоль, вата, макароны и т. д.
Работа с данным пособием способствует развитию у ребенка концентрации внимания, мелкой моторики, зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти, утончению тактильных ощущений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/20/picture-13913.jpg)
Мастер-класс "Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники"
В данном материале вы можете познакомиться со структурой проведения мастер-класса, деятельностью мастера (в данном случае учителя-логопеда) и необходимым оборудованием. А так же выдержками из мастер-к...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/08/picture-1185811-1573234690.jpg)
Мастер класс в рамках семинара "Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов"
Мастер класс будет интересен воспитателям старших и подготовительных логопедических групп....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/16/picture-1289987-1605537175.jpg)
Мастер – класс по духовно-нравственному воспитанию детей на тему «Ознакомление с иконой детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Распространение опыта педагогического коллектива по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством рассматривания иконы.Задачи:Повышение культурного, духовного, методиче...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/31/picture-1389164-1648720716.jpg)
Мастер класс для педагогов «Вопросы взаимоотношений детей в группе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья»
Вопросы взаимоотношений детей в группе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/09/picture-945917-1665315277.jpg)
Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях» для детей раннего возраста.
Задачи мастер-класса:• познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»;• познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и ра...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/13/picture-1187858-1573648064.jpg)
Новогодняя елка из бумаги для детей 2-3 лет. Мастер – класс. Ёлочка из салфеток для детей младшей группы.
Описание: Этот мастер- класс будет полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям детских садов и родителям.Назначение работы: Данную работу можно использовать для проведения об...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/08/picture-1515630-1709886536.jpg)
Мастер – класс для воспитателей «Развитие интереса детей к чтению художественной литературы методом «Сторисек» у детей подготовительной группы.
Мастер – класс для воспитателей «Развитие интереса детей к чтению художественной литературы методом «Сторисек» у детей подготовительной группы.Донская Т. С., воспитатель подгот...