Консультация для родителей " Роль сказки в развитии речи детей "
консультация (младшая группа)

Наренкова  Юлия Александровна

" Роль сказки в развитии речи детей "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей « Роль сказки в развитии речи детей »

   Сказки служат могучим и действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Народные сказки раскрывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрируют насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Рассказывание сказки целесообразно завершать концовкой («Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают…» и т.п.). После рассказывания сказки необходимо побеседовать с ребенком, беседа помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые се эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения. описания, типично сказочные обороты речи, те. постичь языковую особенность произведений данного жанра.Существует множество эффективных приемов в организации бесед по сказкам. Прежде всего, это вопросы они помогут детя м точнее охарактеризовать героев сказки, почувствовать главную идею сказки и т.д., одним словом, вопросы должны быть разнообразными по своей направленности. Не менее важно рассматривание иллюстраций, так как они помогают понять сказку. Нужны также словесные зарисовки: дети сами воображают себя художникам и, придумывают и рассказывают, какие бы картинки они сами нарисовали к данной сказке.

К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому.

А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс игры в сказку тесно связано со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Игра в сказку - способствует активизации разных сторон речи детей:

  • Словаря;
  • Грамматического строя;
  • Диалогической и монологической речи;
  • Совершенствованию звуковой стороны речи.

   Организовать работу по развитию словесного творчества детей, обучать составлению репродуктивно - творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и их драматизации. Создать благоприятную психологическую атмосферу. Обеспечению рациональных условий пространства и времени, а так же по использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи с учётом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, произвольность, эмоциональная устойчивость, творчество.

Сказка в себе несет решение следующих задач:

  1. Образовательная: Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринуждённую беседу.
  2. Воспитательная: воспитывать дружеские взаимо-отношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща; стремление радовать близких поступками. Формировать умение оценивать свою работу, воспитывать привычку работать старательно. Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам.
  3. Развивающая: развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), придумывать концовки к незнакомым сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенному воспитателем. Развивать умение изображать мимикой и жестами состояние героев сказки.

В систему развития связной речи разделила на 4 этапа:

  • I Этап. "Рассказывание";
  • II Этап. "Пересказывание";
  • III Этап. "Играем в сказку";
  • IV Этап. "Сочинялки".

На каждом из этапов работы по развитию связной монологической речи особое внимание уделяю обучению пересказыванию, поскольку этот вид деятельности является основополагающим для овладения детьми навыками самостоятельного рассказывания.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста. 
Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой. 
Работа со сказкой строится следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) драматизация,
 т.е. проигрывание сказки в ролях.

Иногда полезно повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей, тогда дети полнее воспринимают художественные достоинства сказки, замечают сравнения, эпитеты и другие изобразительные средства сказки.
Можно попросить ребенка 
вспомнить и рассказать о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном пересказать описания природы, поступки героев, которые им особенно запомнились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Роль сказки для развития речи детей"

Сказки служат могучим и действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах с...

Консультация для родителей:"Роль сказки в развитии речи детей"

«Роль сказки в развитии речи детей»Сказки служат могучим и действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Они оказывают   огромное влияние на развит...

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии речи детей»

Сказки служат могучим и действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Они оказывают   огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтическ...

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии речи детей»

Сказки служат могучим и действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах с...

Консультация для родителей РОЛЬ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Консультация для родителей РОЛЬ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ...