Консультация для родителей «Роль сказки в развитии речи детей»
консультация на тему
Сказки служат могучим и действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Народные сказки раскрывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрируют насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_skazki_v_razvitii_rechi_detey.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Роль сказки в развитии речи детей»
Сказки служат могучим и действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Народные сказки раскрывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрируют насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Рассказывание сказки целесообразно завершать концовкой («Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают...» и т.п.). После рассказывания сказки необходимо побеседовать с ребенком, беседа помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые се эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения. описания, типично сказочные обороты речи, те. постичь языковую особенность произведений данного жанра.
Существует множество эффективных приемов в организации бесед по сказкам. Прежде всего, это вопросы они помогут детя м точнее охарактеризовать героев сказки, почувствовать главную идею сказки и т.д., одним словом, вопросы должны быть разнообразными по своей направленности
Не менее важно рассматривание иллюстраций, так как они помогают понять сказку. Нужны также словесные зарисовки: дети сами воображают себя художникам и, придумывают и рассказывают, какие бы картинки они сами нарисовали к данной сказке.
Иногда полезно повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей, тогда дети полнее воспринимают художественные достоинства сказки, замечают сравнения, эпитеты и другие изобразительные средства сказки.
Можно попросить ребенка вспомнить и рассказать о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном пересказать описания природы, поступки героев, которые им особенно запомнились.
Эффективным приемом в беседах по сказе является ее драматизация или драматизация отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса, Например диалога зайца в тети вороны (сказка «Заяц-хваста»).
Систематическое чтение и рассказывание сказок приведет к тому, что дети будут стремиться к сочинению своих собственных произведений в самых разных жанрах и на самые разные темы. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и давать им задания на придумывание сказок в рассказов.
Игры со сказками
В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи. Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.
Гуси... Конек...
Крошечка... Мороз...
Аленький.. Красная...
Доктор... Цветик...
Заюшкина... Бременские...
Что лишнее?
Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в загаданной сказке, но одно из них не относится к этой сказке. другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово. Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка «Лиса и заяц»). дел, бабка. внучка, репка. огурец (сказка «Репка»).
Машенька, утки, Ванюша, Баба-яга, гуси-лебеди (сказка «Гуси-лебеди»).
Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья -царевна (сказка «По-шучьему велению»). Старик, рыбка, старуха, стирал клал машина, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»).
Сказочная чепуха
Эта игра объединяет всех участников, развивает чувство юiвора и у взрослых и у детей, дает заряд радости, помогает разрядить напряжение, переключиться с монотонного дела. За содержательную основу игры берется небольшая по объему сказка и придумывается ее игровая модификация. Интереснее разыгрывать сказки, действия в которых повторяются неоднократно:
«Репка», «Теремок», «Лиса и заяц». Между участниками распределяются роли, за каждым закрепляется дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу сказки после названия его персонажа.
Например: для сказки <Репка> примерный набор дежурных фраз для ее персонажей может быть таким:
Репка — «Вау!»
дед — «Я вам покажу!»
Бабка — «Чтоб тебя...»
Внучка — «Прикольно».
Жучка — «Сейчас спою».
Кошка — «Бубль гумм».
Мышка — «Выходи, подлый трус!».
Посадил дед (...) репку (...).
Выросла репка (...) большая-пребольшая.
Стал дед (...) репку (...) тянуть:
тянет-потянет- вытянуть не может.
Позвал дед (...) бабку (...).
Бабка (...) за дедку (,..). дедка (...) за репку (...) —
тянут-потянут — вытянуть не могут.
Позвала бабка (...) внучку...).
Внучка (...) за бабку (...). бабка (...) за дедку (...),
ледка (...) за репку (...)
тянут-потянут — вытянуть не могут.
Кликнула внучка (...)
Жучку (...).
Жучка (...) за внучку ....
внучка (...) за бабку (...). бабка (...) за дедку (...).
дедка (...) за репку (...) —
тянут-потянут — вытянуть не могут
Позвала Жучка (...) кошку (...).
Кошка за Жучку (...),
Жучка (...) за внучку (...).
Внучка за бабку (...),
бабка ( за дедку (...),
дедка (...)за репку(...)_тянут-потянут—вы тянуть не могут.
Кликнула кошка (...) мышку (...).
Мышка (...) за кошку..).
кошка (...) за Жучку (...),
Жучка (...) за внучку (...),
внучка(...)за бабку(...). бабка(...) за дедку (...),
дедка (...) за репку (...) — тянут-потянут — вытянули репку (...)!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие д...
Консультация для родителей: «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей".
Речь детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ» Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, специ...
Консультация для родителей "Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей в которой рассказывается о роли театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей».
Консультация для родителей «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей»....
Консультации для родителей: "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей", "Развиваем речь с помощью чистоговорок", "Как заучивать стихи наизусть"
Консультации "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей","Развиваем речь с помощью чистоговорок" помогут родителям с помощью простых упражнений развать речь детей.Консульта...
Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка». Консультации для родителей: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста», "Театрализованные игры - путь к детскому творчеству".
Из этих материалов вы узнаете какова роль театрализованной игры в развитии детей младшего дошкольного возраста ....