Консультация для родителей по вопросам профилактики формирования у детей зависимого поведения от гаджетов
консультация

Наталья Леонидовна Корчагина

Одна из особенностей современной семьи заключается в активном присоединении к информационнному сообществу. Появление в каждом доме телевизора, копьютера, планшетов, телефонов привело к значительному погружению ребенка в огромное информационное пространство. Как влияют современные гаджеты на развитие ребенка и что делать, чтобы уберечь ребенка от формирования зависимого поведения рассказано в данной консультации для родителей дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_tekst_-_1.docx706.75 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Парус» г.Волгодонска

Выступление

педагога-психолога Корчагиной Н.Л.

 на групповой консультации

для родителей воспитанников

МБДОУ ДС «Парус» г.Волгодонска

по проблеме: «Влияние современных гаджетов на развитие ребенка. Профилактика формирования

зависимого поведения от гаджетов».

г. Волгодонск

2022г.

             Одна из особенностей современной цивилизации заключается в переходе к информационному обществу, в бурном развитии телевидения и интернет-технологий.
Появление в каждом доме телевизора привело к тому, что значительную часть свободного времени многие люди проводят перед телеэкраном или экраном телефона (планшета). Встречи с друзьями, прогулки, чтение книг, занятия спортом заменяются многочасовым просмотром телепередач, видеороликов.

Почему люди так быстро изменили свой образ жизни?

Оказывается, этому есть научное объяснение.


            Учёные считают, что такое влечение к телевидению формируется благодаря врождённому свойству человека – так называемому исследовательскому рефлексу, который был заложен природой как защитная реакция для быстрой слуховой и зрительной реакции на неожиданный или новый раздражитель, который мог сигнализировать об опасности.
           Ещё в 1986 году учёные из Стенфордского университета и университета Миссури (США) пришли к выводу, что такие эффекты телевидения, как монтаж, смена планов, наезды, шумы, свет, воздействуют на исследовательский рефлекс человека и способны долго удерживать его внимание. Например, в рекламных роликах, музыкальных клипах планы и ракурсы меняются со средней скоростью один объект в секунду,
раздражая исследовательский рефлекс безостановочно. Именно задействованным на полную мощь исследовательским рефлексом объясняется распространённые ответы телезрителей: «Когда я смотрю телевизор, чувствую себя загипнотизированным», «Если телевизор включён, я не могу отвести от него взгляд» и т. д.


             Гипноидное состояние резко ограничивает восприятие и переработку информации, но усиливает процессы её запечатления и программирование поведения.

Телевидение играет роль стимулятора, пробуждающего негатив в человеке за счёт уровня криминальных сюжетов на телевидении и в различных видео роликах в телефоне. Постоянное повторение одних и тех же сцен, например, насилия и жестокости, не только снижает внимание и реакцию на них, но, главное, резко понижает сочувствие к жертвам и делает насилие и жестокость обыденностью, признаком повседневной жизни.

Профессор Прихожан А.М. отмечает: необходимо, чтобы количество позитивных с эмоциональной и нравственной точки зрения сюжетов резко перевесило поток негативной телеинформации.


Влияние телевидения на детей


          Но если технологии телевидения так влияют на взрослых, то какое же влияние они оказывают на только формирующийся организм и психику ребёнка, у которого ещё не сформированы защитные механизмы?
          Мозг ребёнка генетически запрограммирован на развитие в условиях постоянного взаимодействия с окружающими взрослыми, а позже – со сверстниками. Без такого взаимодействия ребёнок, каким бы гениальным он ни родился, не сможет реализовать свой потенциал – вспомним известные нам истории про детей-маугли, которые с раннего детства воспитывались в среде животных и затем, попав в человеческую среду, так и не смогли освоить речь и человеческие формы поведения.
         Это связано с тем, что именно в первые годы жизни в процессе общения и взаимодействия с окружающими происходит наиболее эффективное формирование нейронных связей в коре головного мозга, благодаря чему ребёнок быстро развивается, познаёт окружающий мир. Для нормального развития ребёнку просто необходимо эмоциональное и речевое общение с окружающими, совместная деятельность, игры со взрослыми и сверстниками – но не с телевизором!

         Исследователи отмечают: 
«Самое главное, что должен получать ребёнок отсутствует: при просмотре телевизора ребёнок не участвует в вербальной коммуникации – сотни или тысячи слов не произносятся и, следовательно, не имеют обратной реакции, вопросы не задаются и не отвечаются, диалог отсутствует».


http://3rm.info/uploads/posts/2015-09/1441096136_televizor11.jpg

           Результатом такого одностороннего общения, как отмечают ведущие учёные в этой области, становится отставание в развитии уже с первого года жизни. А к 3-м годам дети, родители которых в качестве няни использовали телевизор, отставали от своих сверстников по данным её исследования, уже на 1 год.
         Специалисты, изучающие взаимодействие мозга и телевидения, пришли к выводам, что «телевизор нельзя использовать даже для кратковременного отдыха ребёнка. Детские глаза от рождения предназначены для того, чтобы смотреть на человеческие лица. Поэтому лучший отдых для маленького ребёнка – тихое общение с матерью или отцом».
        Фундаментальность принесённых телевидением и информационными технологиями влияний учёные сравнивают с «визуальной», или «графической революцией». В результате этой визуальной революции, единицей передаваемой информации стало не слово, как это было многие сотни тысяч лет до этого, а визуальный знак, к тому же по преимуществу рекламный.


Что это меняет для развития ребёнка?

            Во-первых, в отличие от высказывания, изображение нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть – оно просто предъявляется зрителю. Но дети в дошкольном и младшем школьном возрасте не умеют отличить вымысел от реальности, критически отнестись к получаемой информации. Эти особенности восприятия телеинформации детьми необходимо учитывать.

           Во-вторых, вопреки наличию познавательных и образовательных передач, телевидение не способствует развитию устойчивого интереса к окружающему миру, другим людям. Оно пробуждает лишь любопытство, которое тут же удовлетворяется часто поверхностными, а иногда и искажёнными сведениями, к тому же поданными в занимательной форме. Научные наблюдения доказывают, что увлечение телевизором в возрасте от одного до трёх лет приводит к проблемам с концентрацией внимания к седьмому году жизни, то есть к моменту поступления в школу. А дети, которые не могут сосредоточиться, попросту теряют возможность что-либо узнать и запомнить.

          В-третьих, с широким распространением телевидения и интернета связана, как отмечают учёные, проблема исчезновения детского любопытства. Окружающий мир всегда представлял для ребёнка множество загадок, а взрослый был авторитетом, способным раскрыть эти загадки для ребёнка. Интернет и телевидение делают информацию общедоступной, хоть далеко не всегда достоверной. И взрослые престают быть авторитетным источником знаний для ребёнка. В результате, часто детское любопытство сменяется цинизмом или самонадеянной заносчивостью.
         В-четвёртых, поток информации с экрана телевизора намного превышает возможность ребёнка воспринимать её и самостоятельно обрабатывать. Сам по себе зрительный ряд телеэкрана требует непрерывного осознания визуального материала, порождаемые им ассоциативные образы требуют определённых интеллектуальных и эмоциональных усилий, по их оценке, и затормаживанию.

Нервная система (особенно у детей), будучи не в силах выдержать такой интенсивный процесс осознания, уже спустя 15-20 минут формирует защитную тормозную реакцию в виде гипноидного состояния, которое резко ограничивает восприятие и переработку информации, но усиливает, как мы уже отмечали, процессы её запечатления и программирования поведения.


             Согласно социологическим исследованиям, проведённым учёными ряда стран, ребёнок, выросший в таких условиях, во взрослой жизни постоянно ждёт, что необходимая информация поступит извне. Он практически неспособен самостоятельно генерировать собственные идеи и суждения. Более того, он не имеет желания к этому.

             И ещё одно следствие влияния телевизионных технологий на ребёнка. Вы, конечно, слышали о таком очень распространённом в настоящее время явлении среди детей, который медики и психологи называют «синдром гиперактивности и дефицит внимания». Детей с подобным синдромом становится с каждым годом всё больше.

Ученые склонны считать, что феномен «детской невнимательности» в определённой степени связан именно с эффектом мелькания.

           Всё дело в быстрой и неожиданной смене картинок на экране, а это дестабилизирует внимание и сосредоточенность ребёнка. Ребёнок становится таким же импульсивным, не способным долго концентрироваться на каком-либо занятии. Ему необходима постоянная внешняя стимуляция, которую он привык получать с экрана.

           Исследования медиков убедительно показали, что у тех людей, кто проводит в Интернете много времени, быстро развивается две области головного мозга – часть, отвечающая за кратковременную память, и центр, ответственный за принятие быстрых решений. Однако те зоны мозга, которые ответственны за детальный анализ, глубокое продумывание проблемы, по существу, остаются без нагрузки.

Важно помнить: то, что окружает ребенка в детстве, определяет всю его последующую жизнь.

Пусть Ваши дети будут завтра среди тех, кто любит и хочет общаться, кто видит и понимает, как прекрасен Мир вокруг и сколько вокруг всего интересного!

 Но сегодня для начала нужно просто выключить телевизор, убрать телефон или планшет,  и,  помочь нашим детям сохранить свою неповторимую уникальность.

Текст выступления подготовлен

 педагогом-психологом Корчагиной Н.Л.

 на основе следующих выступлений:

109

НАРКОТИК, ВКЛЮЧЕННЫЙ В РОЗЕТКУ. Влияние телевидения на детей. М. Л. Скуратовская.

Доклад профессора, доктора педагогических наук Марины Леонидовны Скуратовской "Влияние телевидения и интернета на развитие детей и подростков". Доклад был прочитан на Втором Съезде Международного общественного Движения «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!», который проходил в Риге (Латвия).

 

http://3rm.info/publications/58782-vliyanie-televideniya-na-detey-m-l-skuratovskaya-video.html

org.sirius-ru.net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему:«Профилактика гриппа у детей».

Желание любого родителя — уберечь своего ребенка от всех существующих в мире невзгод и болезней. Профилактика гриппа у детей — это важное и обязательное сезонное мероприятие, с помощью которого вы смо...

Консультация для родителей на тему: "Профилактика гриппа у детей".

Как будет протекать болезнь у ребенка, предугадать никогда нельзя. Поэтому лучше принять меры профилактики гриппа у детей, чтобы постараться и вовсе обезопасить его от заражения. Желание любого р...

Консультации для родителей по вопросам воспитания и обучения детей

Информация для оформления родительского уголка....

Консультация для родителей на тему: «Профилактика гриппа у детей». Как будет протекать болезнь у ребенка, предугадать никогда нельзя. Поэтому лучше принять меры профилактики гриппа у детей, чтобы постараться и вовсе обезопасить его от заражения.

Как будет протекать болезнь у ребенка, предугадать никогда нельзя. Поэтому лучше принять меры профилактики гриппа у детей, чтобы постараться и вовсе обезопасить его от заражения.Наблюдать, как твой ре...

Консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания детей дошкольного возраста

quot;Безопасность детей - забота родителей""В какой кружок отдать ребенка""Воспитание у детей подготовительной группы положительного отношения к школе""Детская агрессия ...