Как методически грамотно организовать прогулку во второй младшей группе
методическая разработка (младшая группа)

Земскова Екатерина Витальевна

Прогулка в детском саду открывает большие возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Тем более, если речь идёт о малышах второй младшей группы, возраст которых 3–4 года. Познание окружающего мира, живой природы, повышение иммунитета — всё это позволяют ежедневные прогулки. Однако каждый этап пребывания детей на улице требует тщательной методической подготовки и грамотного проведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_dnya.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ДНЯ

Как методически грамотно организовать прогулку во второй младшей группе детского сада

Прогулка в детском саду открывает большие возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Тем более, если речь идёт о малышах второй младшей группы, возраст которых 3–4 года. Познание окружающего мира, живой природы, повышение иммунитета — всё это позволяют ежедневные прогулки. Однако каждый этап пребывания детей на улице требует тщательной методической подготовки и грамотного проведения.

Важные аспекты теории

Прогулка для ребёнка — это эффективное средство приобщения к окружающей среде родных мест. Не зря досуг на свежем воздухе считается одной из обязательных составляющих воспитательно-образовательного процесса в дошкольном детском учреждении.

Цели

Основная цель прогулки — укрепление иммунитета малыша. Досуг на улице реализует её за счёт адаптации организма детей к условиям внешней среды. С педагогической точки зрения, пребывание малышей на свежем воздухе имеет 3 направления для целеполагания: учебное, развивающее и воспитательное. В связи с этим Федеральным государственным образовательным стандартом сформулированы основные цели прогулки во второй младшей группе:

  • профилактика простудных заболеваний и утомления детей;
  • обучение природосообразному поведению (наблюдение за погодой, сменой времён года и пр.);
  • анализ погодных изменений во внешнем мире;
  • развитие навыков и умений фиксировать преобразования в окружающем мире;
  • воспитание положительного отношения к природе, определяющего необходимость заботы о ней.

Задачи

Чтобы реализовать цели, на каждом занятии, то есть на каждой прогулке, воспитатель должен заниматься решением целого набора задач:

  1. Демонстрация красоты и совершенства всего, что создано природой.
  2. Знакомство с временами года, а также с достопримечательностями родного города, трудом взрослых (убирающих и озеленяющих улицы, строящих дома и пр.).
  3. Приобщение малышей к процедурам закаливания (например, посредством мытья ног в прохладной воде в летний период).
  4. Тренировка опорно-двигательного аппарата за счёт физических нагрузок (бега, прыжков, махов ногами-руками и т. д.), оздоровление дыхательной системы организма.
  5. Развитие навыков самообслуживания. Для второй младшей группы это умение одеваться без или с минимальной помощью взрослого, умываться, мыть руки и вытираться после прогулки, навыки проситься в туалет, сморкаться — перед и во время пребывания на улице.
  6. Воспитание ответственного отношения к природе и человеку.

Требования к организации

Прогулка в младшей дошкольной группе длится зимой не более 4 часов в 2 приёма, летом малыши почти всё время проводят на улице и заходят в группу только для еды и сна.

Условие проведения досуга на улице — соответствие участка группы санитарным нормам и требованиям организации учебно-воспитательного процесса:

  1. Наличие озеленённого и грамотно спланированного участка, на котором есть песочница, качели и/или лесенки для лазанья и пр. При этом все элементы площадки должны ежедневно с утра проверяться на наличие мусора, а также предметов, угрожающих жизни и здоровью детей.
  2. На территории открытого участка должно быть специально отведённое для дождливой погоды место, например, беседка. В зимний период взрослые учат, а затем помогают ребятам лепить снежные фигуры.
  3. Весь инвентарь (игрушки, орудия труда — веники, мётлы и пр.) должен быть безопасным для здоровья малышей.
  4. Оборудование для проведения игр: горки, качели для активных забав, мячики, кегли. Кроме того, опытные педагоги-методисты рекомендуют составить 1–2 набора из 4–5 фигур, меняющихся каждые 2 недели, для уточнения, конкретизации полученных знаний. Например, в состав одного из наборов входят известные малышам игрушки-животные, которых по просьбе воспитателя ребята называют, описывают строение их тел, показывают характерные движения и голосовые реакции.
  5. На участке должны быть игрушки, соответствующие возрасту детей, понятные и в исправном состоянии. Всё оборудование для прогулок должно иметь чёткую цель применения (машинками играем, веником подметаем территорию и т. д.).

Виды прогулок

По первостепенности целей выделяют:

  • ежедневные утренние и вечерние прогулки;
  • традиционные — тематические, строящиеся по принципу доминирования вида деятельности детей или логически продолжающие тему дня в образовательном процессе;
  • спортивные — проводятся в тёплое время года 3–4 раза в неделю;
  • целевые — предполагающие наблюдение за явлениями природы или фактами общественной жизни за пределами участка, экскурсии, проводятся 3–5 раз в месяц.

В ряде методических источников представлен ещё один вид прогулок — нетрадиционный. Он предполагает создание необычной ситуации для досуга на улице. Например, общение со сказочным персонажем — зайкой, который пришёл в гости на территорию участка, и просит малышей рассказать ему о приметах осени, так как сам он не знает, что это такое и как к ней подготовиться. Иногда нетрадиционными прогулками также называют выход за пределы участка, например, с целью разгадать загадки, которые будут встречаться на пути в виде пришпиленных записок на деревьях или указателей на камнях и пр. Другими словами, в этом случае нетрадиционная прогулка — это своего рода зарница, квест, для малышей. При этом воспитатель, принимая на себя роль какого-то персонажа, может быть облачён в карнавальный костюм. По форме такое времяпрепровождение близко к целевым прогулкам, вот почему иногда в самостоятельный вид не определяется.

Подготовка к выходу на участок

Чтобы дети не утомились ещё до выхода на улицу и не перегрелись, их следует собирать на улицу в определённой последовательности:

  1. Дети чистят нос и идут в туалет.
  2. Часть малышей (которые не умеют самостоятельно одеваться) под руководством воспитателя натягивают обувь и проверяют правильность порядка экипировки.
  3. Выходят на улицу.
  4. Помощник воспитателя отводит оставшихся детей в раздевалку, проводит с ними гигиенические процедуры, затем помогает одеться и отправляет на улицу к первому воспитателю.
  5. Возвращаются с прогулки малыши в том же порядке.

Структура прогулки

Досуг на свежем воздухе подразделяется на несколько этапов.

Важный момент: компоненты прогулки могут реализовываться в разной последовательности. Например, в жаркие дни малыши сначала трудятся: набирают воду в надувной бассейн, а уже потом купаются, то есть играют. Но как бы ни комбинировались структурные элементы прогулки, завершать её нужно снижением физической активности, то есть ходьбой, дыхательной гимнастикой.

Наблюдения

Этот этап предполагает фиксацию и анализ перемен в природе или образе жизни людей. Для этого рассматриваются следующие объекты:

  • животные и растения;
  • дождь, снег, ветер и пр.;
  • трудовая деятельность человека (например, дворника, подметающего листву или расчищающего снег на игровой площадке).

Наблюдения во второй младшей группе могут быть:

  • кратковременными (для формирования представлений о форме, размерах объектов, их положении в пространстве и цвете);
  • долговременными (для демонстрации смены сезонов, изменений в природе — деревья зеленеют весной и желтеют осенью и пр.).

Последовательность получения информации и её анализа предлагается такая:

  • устанавливаем факты (совместно со взрослым, который обращает внимание малышей на тот или иной объект действительности, например, после дождя песок в песочнице мокрый);
  • связываем элементы для одного наблюдаемого объекта (листья желтеют, становятся сухими, облетают) и т. д.
  • накапливаем подобные факты (жёлтые листья, ветер, частые дожди) и объединяем услышанное, увиденное в единый смысловой блок;
  • делаем выводы вместе с воспитателем (наступила осень).

Труд

Этот вид деятельности приучает ребёнка к ответственности за выполнение взятого задания. Малыш должен учиться выбирать себе ту или иную область занятий, прослеживать порядок операций и подбирать (вместе со взрослым) нужный инструмент.

  1. Сбор мусора. Такое задание не является уборкой в прямом смысле слова, ведь это ответственность дворника, а дети скорее имитируют его действия. И, тем не менее, собрать с территории сухие веточки или сделать уборку — навести порядок в коробке с уличными игрушками, малыши согласятся с удовольствием.
  2. Полив цветов на участке. Малыши с удовольствием будут заниматься домашним хозяйством. Для этого можно дать им игрушечные лейки, а можно и большие, но только наполнив их на 1/6.
  3. Участие в изготовлении птичьей кормушки. Задача детей — найти в книжках образец того, как должна выглядеть эта конструкция.
  4. Сгребание снега лопатами, осенней листвы мётлами.

Игры

Безусловно, детям любого возраста ближе подвижные игры, тем более на улице. В этом случае выбор забавы определяется погодными условиями. Так, весной–летом это могут быть салки, прятки, футбол, а также игры с водой. В слякотную погоду лучше остановиться на чём-то более спокойном, например, кольцебросе. Стоит отметить, что во второй младшей группе дети начинают проявлять интерес именно к командным играм, в отличие от первой младшей, когда они играли не вместе, а рядом.

Обычно каждый месяц дети разучивают 2–3 игры.

Индивидуальная работа

Мастерство педагога заключается в том, что все дети должны быть вовлечены в тот или иной вид деятельности. Что касается прогулки, то 99 из 100 ребят обожают проводить время на улице. Так что наполовину поставленная задача уже решена. В индивидуальной работе следует учитывать темперамент малыша. Кому-то будет интересно поиграть в мяч с другими ребятами, а кому-то перешагивать через препятствия-брёвна. Кроме того, есть ряд детей, которые с опаской относятся к спорту. Возможно, им гораздо интереснее побегать за бабочками.

Заключение

Прогулка во второй младшей группе — важный элемент образовательного процесса, позволяющий более полно реализовывать обучающие, развивающие и воспитательные цели методической работы с детьми. Кроме того, досуг на улице — это самый доступный способ закаливания детского организма. Главное, что пребывание на свежем воздухе, такое интересное и захватывающее, очень нравится малышам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка во второй младшей группе «Снежная прогулка»

Прогулка во второй младшей группе "Снежная прогулка". содержание прогулки:- наблюдение за снегом, прыжки в сугроб- подвижная игра"Снежиночки-пушиночки"-индивидуальная работа- самостоятельная рабо...

Прогулка во второй младшей группе «Снежная прогулка».

Прогулка во второй младшей группе «Снежная прогулка»Прогулка направлена на наблюдение за снегом. Обучать детей прыгать. Научить детей кружиться в разных направлениях.Закреплять представление детей о с...

Конспект проведения прогулки во второй младшей группе по теме «Весенняя прогулка»

Учить детей определять состояние погоды, знакомить с некоторыми характерными особенностями весны. Обратить внимание на красоту весенней погоды.Привлекать детей к трудовой деятельности, приучать соблюд...

Конспект проведения прогулки во второй младшей группе по теме: «Прогулка весной».

Представлен конспект прогулки во второй младшей группе. Присутствует художественное слово, индивидуальная работа, подвижная игра, наблюдение и самостоятельная деятельность....

Методическая разработка на тему: «Листопад» «Организация прогулки во второй младшей группе »

    Методическая разработка на тему:  «Листопад»«Организация прогулки во второй младшей группе » ...

Конспект проведения прогулки во второй младшей группе по теме «Весна - красна!» воспитателя второй младшей группы

Цель: Закреплять у детей конкретные представления о сезонных изменениях в природе. Развивать познавательный интерес, мышление и физические качества. Воспитывать любовь к труду и доброжелательное отнош...