Родительское собрание на тему "Нравственно -патриотическое воспитание дошкольников"
методическая разработка
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из самых важнейших звеньев системы воспитательной работы. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_na_temu_nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx | 27.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему:
"Нравственно –патриотическое воспитание дошкольников"
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны.
Задачи:
- закреплять духовно – нравственное отношение к малой родине на основе приобщения к природе, культуре и традициям родного края;
- воспитывать чувства патриотизма, любви, гордости и интереса к своему Отечеству, своей Родине.
Задачи:
- помочь родителям овладеть знаниями о нравственном и патриотическом
воспитании;
- объединить усилия детского сада и семьи в вопросе формирования нравственно патриотических качеств у детей.
Предварительная работа:
- оформить группу мудрыми мыслями, цитатами по теме собрания
- провести анкетирование родителей на тему «Нравственно-патриотическое
воспитание дошкольников», которое поможет определить уровень знаний
родителей о нравственно-патриотическом воспитании (Приложение 2);
- подготовить фрагменты пословиц о семейном, нравственном и патриотическом воспитании, для составления родителями;
- подготовить фотовыставку «Моя семья. Традиции нашей семьи»;
Участники: воспитатели, родители, дети.
План проведения:
1. Вступительный этап:
разминка «Сложи пословицу».
2. Основная часть:
1.Игра с родителями «Собери пословицу».
2.педагогический всеобуч (понятие: воспитание, семейное воспитание, нравственное и патриотическое воспитание);
3. введение в проблему (выступление воспитателя группы на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»);
4.игра «Бабушкин сундук»;
5. Подведения итогов собрания.
Ход собрания
Вступительный этап
- Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на очередном родительском собрании. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего собрания: надо собрать из фрагментов пословицы.
На трех столах разложены фрагменты пословиц. Родители делятся на группы и собирают пословицы. Звучит тихо в грамзаписи музыка «Родительский дом».
Зачитываются родителями пословицы:
1. Родительское слово мимо не молвится (семейное воспитание).
2. Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание).
3. Родной край – сердцу рай (патриотическое воспитание).
Итог разминки.
- Уважаемые родители. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Тема нашего собрания «Нравственно-патриотическое
воспитание детей» (воспитание нравственно-патриотических качеств).
Основная часть
Педагог группы раскрывает понятия:
Воспитание – процесс целенаправленного воспитания личности.
Семейное воспитание – систематическое целенаправленное воздействие на
ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада.
Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Нравственные качества – доброта, порядочность, дисциплинированность,
коллективизм, товарищество и т.д.
Патриотическое воспитание – это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.
Патриотические качества – гордость, забота, гуманизм, милосердие,
общечеловеческие ценности и т.д.
Введение в проблему
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых
актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей
стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. В нашем детском саду всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родное село славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Какие сведения и понятия о родном крае способны усвоить дети?
- 2-3 летний ребенок должен узнавать свой дом, улицу на которой живет, знать членов своей семьи.
- Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад, знать людей которые работают в детском саду.
- Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека, магазин и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
- Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город Омск в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего села, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по селу, на природу, в музей, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом
государства. Организованная таким образом работа будет способствовать
правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране. Например, воспитывая у детей любовь к своему селу, необходимо подвести их к пониманию, что их село — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных;
рабочие делают машины и т.д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- Важнейшим направлением патриотического воспитания является приобщение к народному творчеству и традициям. Такие праздники как 4 ноября «День единения народов», «9 мая», «23 февраля » имеют особое значение в плане патриотического воспитания.
Социологи признают, что именно праздники, ставшие безусловной частью жизни общества, являются древнейшими элементами человеческой общественной культуры.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому велика роль семейного воспитания в становлении личности ребенка, становлении патриота своей Родины.
Рассказывайте ребенку о том, как вы были детьми. Рассматривайте вместе с ним семейный альбом и рассказывайте о людях, которые запечатлены на фотографиях рядом с вами (ваша мама - бабушка, ваш папа - дедушка и так далее). Рассматривая фотографии, обращайте внимание на то, как вы одевались в детстве, как в детстве одевались ваши родители; если на фото есть какие-либо другие детали - расскажите о них.
- Вспомните, в какие игры вы играли в детстве, с кем; какие у вас были игрушки и как вы в них играли; как выглядел дом или комната, где вы жили, на чем спали, где делали уроки. Если вы знаете о происхождении вашей фамилии, расскажите об этом ребенку. Постарайтесь воспитать в нем чувство гордости за свою фамилию.
- Обязательно расскажите сыну или дочери, как ваша семья оказалась в тех местах, где вы живете сейчас. Откуда вы приехали, на какой улице жили вы или ваши родители раньше и как вы переехали в этот дом.
- Если в вашей семье сохранились какие-нибудь семейные реликвии, расскажите ребенку историю своих предков. Можете сделать ребенка хранителем какой-либо семейной реликвии или рассказать ему о том моменте, когда эти предметы перейдут к нему. Пусть ребенок возьмет игрушку с собой, когда будет рассказывать о вашей семье в дошкольном учреждении.
- Расскажите какой-нибудь необычный случай из вашей жизни, из жизни ваших родителей (бабушки и дедушки).
Поверьте, такие вечера воспоминаний доставят удовольствие не только вашему ребенку, но и вам, а самое главное помогут посеять в ребенке семена нравственности ,патриотизма, любви к Родине, членам своей семьи.
В конце своего выступления хочу сказать, что семья и детский сад выполняют каждая свою функцию в нравственно-патриотическом воспитании ребенка, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя его полноценного развития.
Игра «Бабушкин сундук».
- Уважаемые родители, сейчас мы с вами поиграем в игру «Бабушкин сундук». Для игры используется бутафорский сундук, в котором
находятся несколько предметов, необходимых, с точки зрения условной бабушки, для успешного воспитания ребенка. Воспитатель поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов в воспитании детей. Родители вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.
В сундуке находятся:
большая красивая книга русских народных сказок;
альбом и краски;
букварь;
банка варенья, шоколад, конфеты;
котенок;
старинные семейные фотографии;
игрушки бабушек и дедушек;
открытки памятников города Омска;
картинки с изображением орденов и медалей
Анкета для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание»
Уважаемые родители!
Для подготовки и проведения собрания на тему «Нравственно-патриотическое воспитание» (воспитание нравственно – патриотических качеств), нам необходимо знать ваше мнение по некоторым вопросам. Заранее благодарим Вас за сотрудничество.
1.Что вы считаете главным в семейном воспитании?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»
_________________________________________________________________
3. Что Вы понимаете под термином «нравственное воспитание»?
__________________________________________________________________
4. Возможно ли нравственно - патриотическое воспитание в детском саду?
________________________________________________________________
5. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за нравственно -
патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
__________________________________________________________________
6. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с
символикой государства, традициями, памятными датами?
__________________________________________________________________
7. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомлен
ия с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
8.Как часто Вы с детьми слушаете (поете, рассказываете) песни, стихи о Родине, о природе родной страны;
__________________________________________________________________
9. Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, городе; в чем-то еще?
__________________________________________________________________
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Воспитание любви к родному городу и природе". В конспекте описана последовательность проведения родительского собрания: беседа о патриотическом воспитании, викторина, рассказы родителей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Воспитание любви к родному городу и природе»...
Доклад на родительском собрании "Организация гражданско-патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста"
Организация гражданско-патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект родительского собрания по нравственно-патриотическому воспитанию. Тема «Семейные традиции»
Конспект родительского собрания по нравственно-патриотическому воспитанию. Тема «Семейные традиции»...
Конспект родительского собрания на тему: «Патриотическое воспитание детей подготовительной группы»
Цель: привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников, раскрыть сущность и значение работы родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей....
Конспект родительского собрания Тема: «гражданско - патриотическое воспитание дошкольников»
Цель: привлечь родителей к обсуждению вопросов гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников, через воспитание любви к Родине, родному поселку...
Родительское собрание в ДОУ «Патриотическое воспитание дошкольников» Тема: «Нужно ли воспитывать в детях патриотизм?»
Цель: формировать обобщенное представление родителей в вопросах воспитания патриотизма.Задачи: Воспитывать интерес к культуре своего народа, поддерживать проявление потребности в получении и потребнос...
Родительское собрание по теме «Патриотическое воспитание младших дошкольников через ознакомление с родным краем»
Родительское собрание по теме «Патриотическое воспитание младших дошкольников через ознакомление с родным краем»...