Родительское собрание на тему "Нравственно -патриотическое воспитание дошкольников"
методическая разработка

Кулачек Маргарита Ивановна

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из самых важнейших звеньев системы воспитательной работы. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

"Нравственно –патриотическое воспитание дошкольников"

Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны.

Задачи:

- закреплять духовно – нравственное отношение к малой родине на основе приобщения к природе, культуре и традициям родного края;

- воспитывать чувства патриотизма, любви, гордости и интереса к своему Отечеству, своей Родине.

Задачи:

- помочь родителям овладеть знаниями о нравственном и патриотическом

воспитании;

- объединить усилия детского сада и семьи в вопросе формирования нравственно патриотических качеств у детей.

Предварительная работа:

- оформить группу мудрыми мыслями, цитатами по теме собрания

- провести анкетирование родителей на тему «Нравственно-патриотическое

воспитание дошкольников», которое поможет определить уровень знаний

родителей о нравственно-патриотическом воспитании (Приложение 2);

- подготовить фрагменты пословиц о семейном, нравственном и патриотическом воспитании, для составления родителями;

- подготовить фотовыставку «Моя семья. Традиции нашей семьи»;

Участники: воспитатели, родители, дети.

План проведения:

1. Вступительный этап:

разминка «Сложи пословицу».

2. Основная часть:

1.Игра с родителями  «Собери пословицу».

2.педагогический всеобуч (понятие: воспитание, семейное воспитание, нравственное и патриотическое воспитание);

3. введение в проблему (выступление воспитателя группы на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»);

 4.игра «Бабушкин сундук»;

5. Подведения итогов собрания.

Ход собрания

Вступительный этап

- Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на очередном  родительском собрании.  Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего собрания: надо собрать из фрагментов пословицы.

На трех столах разложены фрагменты пословиц. Родители делятся на группы и собирают пословицы. Звучит тихо в грамзаписи музыка «Родительский дом».

Зачитываются родителями пословицы:

1. Родительское слово мимо не молвится (семейное воспитание).

2. Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание).

3. Родной край – сердцу рай (патриотическое воспитание).

Итог разминки.

- Уважаемые родители. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Тема нашего собрания «Нравственно-патриотическое

воспитание детей» (воспитание нравственно-патриотических качеств).

Основная часть

Педагог группы раскрывает понятия:

Воспитание – процесс целенаправленного воспитания личности.

Семейное воспитание – систематическое целенаправленное воздействие на

ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада.

Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Нравственные качества – доброта, порядочность, дисциплинированность,

коллективизм, товарищество и т.д.

Патриотическое воспитание – это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.

Патриотические качества – гордость, забота, гуманизм, милосердие,

общечеловеческие ценности и т.д.

Введение в проблему

 «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых

актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей

стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

         В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. В  нашем детском саду всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родное село славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном крае способны усвоить дети?

- 2-3 летний ребенок должен узнавать свой дом, улицу на которой живет, знать членов своей семьи.

-  Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад, знать людей которые работают в детском саду.

- Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека, магазин и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

- Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город Омск в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего села, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по селу, на природу, в музей, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

          В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом

государства. Организованная таким образом работа будет способствовать

правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране. Например, воспитывая у детей любовь к своему селу, необходимо подвести их к пониманию, что их село — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных;

рабочие делают машины и т.д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- Важнейшим направлением патриотического воспитания является приобщение к народному творчеству и традициям. Такие праздники как 4 ноября «День единения народов», «9 мая», «23 февраля » имеют особое значение в плане патриотического воспитания.

             Социологи признают, что именно праздники, ставшие безусловной частью жизни общества, являются древнейшими элементами человеческой общественной культуры.

        Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому велика роль семейного воспитания в становлении личности ребенка, становлении патриота своей Родины.

     Рассказывайте ребенку о том, как вы были детьми. Рассматривайте вместе с ним семейный альбом и рассказывайте о людях, которые запечатлены на фотографиях рядом с вами (ваша мама - бабушка, ваш папа - дедушка и так далее). Рассматривая фотографии, обращайте внимание на то, как вы одевались в детстве, как в детстве одевались ваши родители; если на фото есть какие-либо другие детали - расскажите о них.

- Вспомните, в какие игры вы играли в детстве, с кем; какие у вас были игрушки и как вы в них играли; как выглядел дом или комната, где вы жили, на чем спали, где делали уроки. Если вы знаете о происхождении вашей фамилии, расскажите об этом ребенку. Постарайтесь воспитать в нем чувство гордости за свою фамилию.

- Обязательно расскажите сыну или дочери, как ваша семья оказалась в тех местах, где вы живете сейчас. Откуда вы приехали, на какой улице жили вы или ваши родители раньше и как вы переехали в этот дом.

- Если в вашей семье сохранились какие-нибудь семейные реликвии, расскажите ребенку историю своих предков. Можете сделать ребенка хранителем какой-либо семейной реликвии или рассказать ему о том моменте, когда эти предметы перейдут к нему. Пусть ребенок возьмет игрушку с собой, когда будет рассказывать о вашей семье в дошкольном учреждении.

- Расскажите какой-нибудь необычный случай из вашей жизни, из жизни ваших родителей (бабушки и дедушки).

         Поверьте, такие вечера воспоминаний доставят удовольствие не только вашему ребенку, но и вам, а самое главное помогут посеять в ребенке семена нравственности ,патриотизма, любви к Родине, членам своей семьи.

         В конце своего выступления хочу сказать, что семья и детский сад выполняют каждая свою функцию в нравственно-патриотическом воспитании ребенка, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя его полноценного развития.

Игра «Бабушкин сундук».

- Уважаемые родители, сейчас мы с вами поиграем в игру «Бабушкин сундук». Для игры используется бутафорский сундук, в котором

находятся несколько предметов, необходимых, с точки зрения условной бабушки, для успешного воспитания ребенка. Воспитатель поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов в воспитании детей. Родители вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.

В сундуке находятся:

 большая красивая книга русских народных сказок;

 альбом и краски;

 букварь;

 банка варенья, шоколад, конфеты;

 котенок;

 старинные семейные фотографии;

 игрушки бабушек и дедушек;

 открытки памятников города Омска;

 картинки с изображением орденов и медалей

 

Анкета для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание»

Уважаемые родители!

Для подготовки и проведения собрания на тему «Нравственно-патриотическое воспитание» (воспитание нравственно – патриотических качеств), нам необходимо знать ваше мнение по некоторым вопросам. Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

1.Что вы считаете главным в семейном воспитании?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

2. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»

_________________________________________________________________

3. Что Вы понимаете под термином «нравственное воспитание»?        

__________________________________________________________________

4. Возможно ли нравственно - патриотическое воспитание в детском саду?

________________________________________________________________

5. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за нравственно -

патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

__________________________________________________________________

6. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с

символикой государства, традициями, памятными датами?

__________________________________________________________________

7. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомлен

ия с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

8.Как часто Вы с детьми слушаете (поете, рассказываете) песни, стихи о Родине, о природе родной страны;

__________________________________________________________________

9. Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, городе; в чем-то еще?

__________________________________________________________________

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на родительском собрании "Организация гражданско-патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста"

Организация гражданско-патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект родительского собрания по нравственно-патриотическому воспитанию. Тема «Семейные традиции»

Конспект родительского собрания по нравственно-патриотическому воспитанию. Тема «Семейные традиции»...

Конспект родительского собрания на тему: «Патриотическое воспитание детей подготовительной группы»

Цель: привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников, раскрыть сущность и значение работы родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей....

Конспект родительского собрания Тема: «гражданско - патриотическое воспитание дошкольников»

Цель: привлечь родителей к обсуждению вопросов гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников, через воспитание любви к Родине, родному поселку...

Родительское собрание в ДОУ «Патриотическое воспитание дошкольников» Тема: «Нужно ли воспитывать в детях патриотизм?»

Цель: формировать обобщенное представление родителей в вопросах воспитания патриотизма.Задачи: Воспитывать интерес к культуре своего народа, поддерживать проявление потребности в получении и потребнос...

Родительское собрание по теме «Патриотическое воспитание младших дошкольников через ознакомление с родным краем»

Родительское собрание по теме «Патриотическое воспитание младших дошкольников через ознакомление с родным краем»...