"РЕБЁНОК И КОМПЬЮТЕР"
статья
Человечество радуется новым свершениям, открытиям и с удовольствием начинает пользоваться инновациями везде и всегда. Так и компьютер вошел в каждый дом, каждую школу, каждый ребенок имеет доступ к чуду техники. Но с некоторых пор из года в год можно наблюдать изменения в развитии речи наших детей:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebyonok_i_kompyuter.docx | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«РЕБЁНОК И КОМПЬЮТЕР»
Человечество радуется новым свершениям, открытиям и с удовольствием начинает пользоваться инновациями везде и всегда. Так и компьютер вошел в каждый дом, каждую школу, каждый ребенок имеет доступ к чуду техники. Но с некоторых пор из года в год можно наблюдать изменения в развитии речи наших детей:
- Теперь каждый третий ребенок к началу школьного обучения имеет недостатки в произношении звуков,
- Каждый второй - недостаточное развитие фонематического слуха,
- Большинство детей испытывают трудности в подборе слов и формировании связного высказывания,
- Проблемным является рассказывание и свободное говорение,
- Около половин первоклассников испытывают трудности в общении со сверстниками, речь детей бедна эмоционально, интонационно,
- Отсюда, и отставание в усвоении устных предметов.
Причиной данных изменений в речевом развитии можно считать увлечение подрастающего поколения техникой, отказ от чтения книг, ограничение общения со сверстниками и т.д. Да и родителям удобно – не надо читать сказку на ночь, не надо звать бабушку посидеть с внуком, родители, зачастую сами образованные, культурные, развитые, сводят время своего общения с ребенком к минимуму.
Домашний экран все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей 3-6 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Нет сомнения, что современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но зачастую им становится неинтересно живое человеческое общение, они перестают ценить отношения людей, не замечать эмоциональных переживаний и т.д.
Проанализируйте влияние компьютера на вашу жизнь:
- Кто «общается» с компьютером в вашей семье?
- С какой целью используется компьютер?
- Сколько времени ребенок проводит за компьютером?
- Легко ли отвлечь ребенка от компьютера?
- Подключен ли ваш компьютер к интернету?
- Как относитесь вы к увлечению компьютерными играми?
- Можете ли вы влиять на предпочтения ребенка в играх?
- Считаете ли вы целесообразным использование компьютерных технологий в учебном процессе и при выполнении домашнего задания?
- Выявите все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на ребенка:
+ вызывает положительный интерес к технике, ребёнок легко оперирует любой бытовой техникой;
+ развивает творческие способности;
- полностью захватывает сознание ребенка;
+ устраняет страх перед техникой;
+ формирует психологическую грамотность к овладению ПК;
+ развивает воображение, моделируя будущее;
+ воспитывает внимательность, сосредоточенность;
+ помогает овладеть в быстром темпе чтением, письмом и т. д.;
+ тренирует память, внимание;
+ развивает быстроту действий и реакции;
+ воспитывает целеустремленность;
- отрицательное влияние на физическое развитие;
- повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы;
- содержание игр провоцирует проявление детской агрессии;
- обязывает ребенка действовать в темпе задаваемом программой;
- способствует развитию гиподинамии;
- ухудшает зрение;
- отставание в развитии речи
Часто бывает так, что за кажущейся компьютерной зависимостью могут скрываться совсем другие проблемы. Это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, так называемая социальная неадаптированность. Такой ребенок комфортно чувствует себя именно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребенка.
Несомненно, компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка, но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, т.е. в какие компьютерные игры ваши дети играют и соблюдаются ли правила обращения с техникой.
Памятка для родителей
- Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут (дошкольник), младший школьник – 10 минут, старший – 1,5 – 2 часа.
- Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
- В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.
- Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
- Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.
- Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
- В процессе игры ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.
- После игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз, заняться физическими упражнениями и играми.
Нелепо пытаться искусственно ограничить возможности “общения” ребенка с этим предметом. Необходимо направить свои силы не на борьбу с компьютером, а на нормальное развитие ребенка (увлечь играми, общением с друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью, совместным времяпровождением и т.п.), чтобы ему не надо было уходить от действительности, а компьютер занял достойное место. Основной потребностью у человека должна быть потребность речевого общения с другим человеком, а не манипуляции с машиной! Необходимо совместить общение и компьютер.
Примеры речевых игр, способных обеспечить развитие речи ребенка с помощью техники и без нее:
Звукоподражательные песенки («Р-р-р» - ты тигренок) «Лошадка», «Барабанщик»).
Развивают фонематический слух, подвижность органов артикуляционного аппарата, речевое дыхание. На компьютере демонстрируется образец звучания или стимулирующая предметная картинка.
Стихи, сопряжённые с пальчиковой гимнастикой («Мы писали, мы писали…»).
Способствуют развитию синхронности речи и движения, координации пальцевой моторики… Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. В данном виде упражнения стимулирующим фактором может быть и совместность действия, и контакт физический при соприкосновении рук взрослого и ребёнка, и эмоциональность речевого сопровождения, и компьютерная поддержка ритмического рисунка
Загадки, Ребусы.
Дети совсем разучились разгадывать, додумывать: не сформировано образное мышление, словарь, сообразительность, скорость мыслительных операций.
«Глухой телефон»
При передаче слов по цепочке улучшается физический слух, развивается воображение, активизируется словарный запас. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка.
«Города»
Старая игра подбора слов на последнюю букву названного игроком слова. Можно предложить аналогичные игры - «Звери», «Растения»…Развивает не только словарный запас, но и анализаторные способности ребёнка. Компьютерная поддержка может быть в виде наглядной карты мира.
Чтение сказок
Простое перечитывание сказок развивает словарь, речевую память, эмоциональность речи. При нормальном развитии у детей старшего дошкольного возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении с взрослыми и сверстниками, они проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. После чтения сказку можно обыграть.
«Театр»
Сказку можно и сыграть. Компьютер служит для демонстрации картин из сказки. Слова знакомы, поддерживаются аудиозаписью. Роли распределены между детьми и взрослыми. Вместо костюмов – перчаточные куклы.
Атмосфера полноценного общения создана эмоциональной близостью участников, лиричностью музыкального сопровождения, единством действий и вовлечённостью в игру.
«Мультфильм»
иллюстрации на компьютере озвучивать совместно с ребёнком – получится «свой мультфильм». Дети легко идут на любую выдумку и творчество.
«Рассказы в картинках»
Картинок много в детских журналах, сюжетные и серии. Рассказывание по картинкам активизирует словарь ребёнка, формирует логику мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи, связное высказывание… Умение составлять, простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонематически правильно строить фразы, способствует овладению детьми монологической речью, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению. В школьном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование опосредованно участием взрослых.
Компьютерные игры в качестве забавного времяпрепровождения и укрепления семейной связи между детьми и родителями могут стать традицией, как сказки на ночь,, которая все еще существует во многих домах, прослушивание популярных радиостанций, совместный просмотр телевизора, пикник, кемпинг и т.д.
Большинство детских компьютерных игр стимулируют мозговую активность ребенка, развивают координацию, моторные навыки и улучшают языковые навыки, и при этом, создают прочную связь между ребенком и родителями, так как детская компьютерная игра может стать приятным семейным занятием. Главное, чтобы это занятие сближало участников эмоционально и развивало духовно, не ограничивая физически. Развитие интеллектуальных способностей ребенка, несомненно, очень важно, но не менее важным для его здорового эмоционального роста являются любовь и физическая активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Ребёнок и компьютер"
Вашему вниманию представлена консультация для родителей, которая проводится за круглым столом. Здесь родители и педагоги обмениваются мнениями, вместе пытаются ответить на вопрос, компьютер-это ...
РЕБЁНОК И КОМПЬЮТЕР ( СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА).
Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видеоряд.Часто приходиться слы...
Ребёнок и компьютер
Ребёнок и компьютер.Человечество радуется новым свершениям, открытиям и с удовольствием начинает пользоваться инновациями везде и всегда. Так и компьютер вошёл в каждый дом, каждую школу, каждый ребён...
Беседа "Ребёнок и компьютер"
Компьютер в самом деле очень необычная игрушка. Но вот вопрос: способствует ли он развитию ребенка дошкольного возраста или, напротив, задерживает его? Существуют как сторонники, так и противники прим...
презентация "Ребёнок и компьютер"
В презентации дана консультация по оборудованию рабочего места и охране здоровья ребёнка....
Ребёнку НУЖЕН компьютер?!
В настоящее время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без них сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как ...
Ребёнок и компьютер
Современную жизнь невозможно представить без компьютера. Бесспорно, это очень удобно, современно, способствует развитию ребёнка. Но, усадив своего малыша за компьютер в раннем возрасте, родители не вс...