РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА» (средняя группа)
учебно-методический материал (средняя группа)
Ц е л и : дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;
заинтересовать проблемой приобщения ребенка к игре в условиях семьи и
детского сада; выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из
спорных ситуаций.
Форма проведения: круглый стол.
План:
1. Вступительное слово.
2. Обсуждение проблемного вопроса «В какие игры играют дети?».
3. Сообщение «Психологический аспект игры».
4. Диспут на тему «Значение игры».
5. Сообщение «Условия и средства для полноценных игр» и демонстрация
дидактических пособий.
6. Дискуссия «Нужно ли руководить играми детей?».
7. Заключение: принятие решения.
Подготовительный период:
1. Провести исследование игровых интересов детей с помощью
тестирования родителей:
– Любит ли ваш ребенок играть?
– Какие игры любит больше всего?
– Любимая игрушка вашего ребенка?
– В какие игры ребенок любит играть с вами, с братьями и сестрами?
– Какие игрушки вы покупаете ребенку?
– Нужно ли играть с ребенком и почему?
2. Оформление выставки игрушек (от традиционных до современных).
Х о д с о б р а н и я
I. Вступительная часть.
Вступительное слово в о с п и т а т е л я . Огромная роль в развитии и
воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской
деятельности. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра –
это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это
искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его
внимание, память, воображение, дисциплинированность, лёгкость и т. д. Кроме
того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ
усвоения общественного опыта.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь
детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности. Даже в
хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться,
станет вялым, если он лишён увлекательной игры. Задача взрослого – помочь
ребёнку организовать игру, сделать её увлекательной.
II. Основная часть.
1. В какие игры играют дети?
Обсуждение проблемного вопроса.
В о с п и т а т е л ь . Так в какие игры играют наши дети? Предлагаю каждому
высказаться на эту тему.
Выслушиваются мнения родителей.
В о с п и т а т е л ь (обобщает). Не секрет, что многие современные родители
зачастую предпочитают играм с ребенком просмотр телевизора, компьютерные
игры. А между тем это не заменит полноценную игру.
2. Психологический аспект игры (сообщение).
В о с п и т а т е л ь . Психика и мышление ребенка кардинальным образом
отличаются от психики и мышления взрослого человека. Ребенку нужно
учиться естественной для нас способности к воображению. В то время как
взрослый постоянно мысленно создает какие-то ситуации, малыш постепенно
учится фантазировать. Без фантазии мы не можем не только мечтать, но и
совершить в уме простейшую операцию, например сложить один и два. Игра в
этом – главный помощник. Поэтому, чтобы в 7 лет ребенок нормально учился, в
4 года он должен полноценно играть.
Ребенок ежедневно сталкивается с непонятным. Мир, в который он попал,
его волнует, захватывает, удивляет и пугает. Малыш видит, как кто-то
поцеловался, кто-то поругался, кто-то улыбнулся, кто-то пошел на работу. Он
находится в бесконечном потоке событий, пока лишенных для него смысла и
никак от него не зависящих.
Когда малыш играет, примеряя на себя различные роли, воспроизводя или
придумывая те или иные ситуации и способы поведения в них, этот процесс
проходит для него наиболее естественно и успешно. С помощью игры он может
контролировать ситуацию и найти подходящие решения.
Помните, что для развития ребенка 3–7 лет игра более полезна, чем занятия.
Позаботьтесь о том, чтобы ежедневно у дошкольника было время и место для
свободных игр. На игры должно уходить больше времени, чем на занятия.
Пусть ребенок самостоятельно выберет, во что и как он будет играть.
Участвуя в детских играх, взрослый может оказывать поддержку, но не должен
быть директивным – пусть ребенок проявит фантазию.
3. Значение игры (диспут).
В о с п и т а т е л ь . О значении игры в развитии ребенка сказано очень много.
Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания
ребенка.
Вопросы родителям:
В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?
Как вы думаете, обучается ли ребенок во время игры?
Выслушиваются ответы родителей. После высказываний родителей
воспитатель обобщает ответы.
В о с п и т а т е л ь . В игре ребенок обучается:
– эмоционально вживаться, «врастать» в сложный социальный мир
взрослых людей;
– переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные,
понимать смысл их действий и поступков;
– осознавать своё реальное место среди других людей;
– уважать себя и верить в себя.
Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они
действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него
разрешения. Игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых –
закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявить положительное отношение к
его игровой деятельности.
В игре ребенок приобретает умение надеяться на собственные силы при
столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и
решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче
справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.
Свободно выражать свои чувства – этому тоже учится ребенок в игре.
Ребенок, живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает
вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы
обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится
скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны
положительно относиться к его неподдельным эмоциям и сами проявлять
естественность и чистоту отношений.
В игре ребенок обучается переживать свой гнев, зависть, тревогу и
беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят
выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения
между детьми.
Вопросы родителям:
Между тем есть игрушки, которые усугубляют эти взаимоотношения,
несут гнев, тревогу, беспокойство. Это так называемые «вредные игрушки». Как
вы думаете, о чем идет речь?
Ваше отношение к игрушкам-монстрам (человек-паук,
робот-трансформер, Бэтмен, Бакуган)?
По каждому вопросу выслушиваются мнения родителей.
В о с п и т а т е л ь (обобщает). Игрушки-монстры способствуют накоплению
агрессивных фантазий ребенка, негативно влияют на поведение ребенка, ведь
нередко эти игрушки родом из таких же агрессивных мультфильмов. Нужно
стараться ограничить общение ребенка с такими играми.
Вопрос родителям:
Сталкивались ли вы с тем, что у ребенка имеются разные игрушки, но он
не играет с ними?
Выслушиваются мнения родителей.
В о с п и т а т е л ь . Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на
ребенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не
умеет во все это играть. Ребенку говорят: «Играй!» – он берет игрушки и со
скучным лицом усаживает космонавта верхом на зебру, а куклу Мальвину – на
носорога, потом заводит мотоциклиста и долго смотрит, как тот кружится по
полу. Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не
знает, как и во что с ними играть. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе
с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними.
К 4–5 годам особое значение для детей приобретают предметы,
дополняющие игры, например шапочки, сумочки с красным крестом, халатики,
фуражки, бинокли и другое. Спросите у ребенка, как он будет играть с
игрушкой, кого он пригласит для совместной игры, что ему еще понадобится.
Можно изготовить необходимый атрибут совместно своими руками. В этом
возрасте развитие игры идет не от игрушки, а от мысли. Если раньше игрушка
наталкивала ребенка на игру, то детям постарше по ходу игры требуется
какой-либо предмет, они могут найти его заменитель или довольствоваться деталями костюмов, биноклем, шапочками и т. д. Для игр дети любят приспосабливать окружающие предметы, например, опрокинутое кресло может выполнять роль автомобиля, который надо ремонтировать. Детям необходимы и такие игрушки, которые можно сделать самим из природного и бытового материалов, например из листьев, ракушек, катушек, соломки, ниток, всевозможных коробочек, пузырьков. Как показывает опыт, ребенок в этом возрасте очень любит всякие «секреты», и взрослым надо помнить об этом.
III. Заключительная часть: принятие решения.
В о с п и т а т е л ь . В начале нашей беседы я задала вопрос: «В какие игры
играют наши дети?». Думаю, всем будет интересно послушать ответы наших
детей и сделать для себя выводы, в ногу ли вы шагаете с вашим ребенком,
знаете ли вы все о нем…
Рассказы детей.
В о с п и т а т е л ь (обобщает). Мы хотели вас убедить в том, что ребенку 4–6
лет необходима игра, что она доставляет ему массу положительных эмоций и он
очень любит играть. Не лишайте его этой радости, помните, что и вы были
детьми!
Рефлексия.
Родители высказывают свое мнение, пожелания – что понравилось, что
нет и почему.
Вопросы родителям:
Оправдались ли ваши ожидания?
С каким настроением вы уходите с родительского собрания?
В о с п и т а т е л ь . Перед вами на столах лежат сигнальные фишки.
Поднимите зеленую фишку те, кто последует нашим советам, у кого после
нашей встречи улучшилось настроение. Поднимите желтую фишку те, кто
частично будет следовать нашим советам. И поднимите красную фишку те, кто
не будет следовать нашим советам и считает, что зря потратил время на это
собрание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание "«Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» средняя группа
родительское собрание "«Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»...
Родительское собрание «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста»
Игра – приветствие «Цветные ладони»Анализ результатов анкетированияИгра в развитии и воспитании ребенка сообщение«А у нас, в детском саду, мы играем» (Просмотр през...
Родительское собрание в средней группе «Роль игры в развитии и воспитании ребенка»
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное...
Презентация к родительскому собранию "Роль игры в развитии и воспитании ребенка
Презентация к родительскому собранию "Роль игры в развитии и воспитании ребенка"...
Родительское собрание в средней группе «Роль игры в развитии и воспитании ребенка»
родительское собрание в средней группе...
Родительское собрание«Аппликация как способ развития творческих способностей ребенка», средняя группа
Тема: «Аппликация как способ развития творческих способностей ребенка»Цель: Обеспечить понимание родителями необходимости развития ребенка как неотъемлемой части его жизни посредством аппл...
Родительское собрание "Роль игры в развитии и воспитании ребенка"
Родительское собрание "Роль игры в развитии и воспитании ребенка"...