Развитие зрительно-моторной координации дошкольников с нарушением зрения
консультация
Игровые приемы и способы развития координации в работе руки и глаза у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 563.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие зрительно-моторной координации дошкольников с нарушением зрения
Дети, посещающие специализированный детский сад, имеют разные нарушения зрения как функционального так и органического характера. Многим родителям кажется, что такие нарушения зрения как косоглазие, амблиопия не помешают ребенку полноценно учиться в школе. Однако, это не так. Даже если у ребенка неглубокое нарушение зрения, его восприятие окружающего мира отличается от восприятия детей с нормальным зрением.
Если в диагнозе у детей отмечена амблиопия - это говорит о снижении остроты зрения вследствии различных причин. В таких случаях на медицинских аппаратах детям повышают остроту зрения. Результаты аппаратного лечения закрепляются и в повседневной жизни ребенка. Мы подбираем в детском саду такие игры, которые заставляют детей активно вглядываться, искать, находить, называть, подбирать геометрические фигуры, цвета, заданные величины. Например, покажи все красные фигуры (демонстрация пособия Блоки Дьенеша); отбери в коробку все треугольники; отложи в сторону только большие, только толстые фигуры и др. Хорошо развивает зрение и поиск ребенком различий между двумя рисунками. Развивает зрение и мышление, и позволяет нам, взрослым, понять: а что знает ребенок о предмете - такие задания, как «что перепутал художник?», «что художник забыл нарисовать?».
Если у ребенка такой диагноз как косоглазие, астигматизм или ребенок носит окклюзию, то у него, естественно, нарушен зрительный контроль за движениями руки, детям сложнее рисовать, лепить, вырезать.
Зрительно-моторная координация – это процесс согласования движений и под контролем зрения в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов.
Причины, вызывающие отставания в развитии зрительно-моторной координации:
- нарушение зрительных функций;
- несформированность зрительно-пространственного восприятия,
- нескоординированность зрительно-двигательных функций,
- несовершенство нервной регуляции,
- недостаточное развитие механизма программирования сложно-координированных действий,
- низкая выносливость детей к статическим нагрузкам.
Для того чтобы помочь детям автоматизировать взаимодействие руки и глаз, мы используем различные упражнения, которые хорошо делать и дома.
1. Обводка фломастером рисунков через прозрачную бумагу, кальку. Для этого подходят книжки-раскраски с четким контуром. При этом важно учитывать возраст и возможности ребенка. Маленькому ребенку мы подбираем простые картинки – мяч, домик, огурец, морковка – демонстрация картинок. Детям старше – подбираются и книжки-раскраски сложнее, с изображением животных, детей, сюжетов. Такие задания ребенок может выполнять с вами и дома.
2. Различные мозаики, конструкторы также развивают не только мышление детей, но и их зрительные функции, т.е. заставляют подбирать деталь строго по образцу, по размеру, по цвету, сравнивая с образцом зрительно, развивают самоконтроль – это правильно, а это неправильно. Часто у наших детей слабо развиты пальчики рук, кисти рук вялые. Мы выделяем обязательное время и на развитие мышц руки и мышц пальцев.
3. Нанизывания бус на леску, нитку; плетение и разные виды шнуровки. Чем младше ребенок или ниже острота зрения, тем крупнее бусины должны быть.
4. Игры с прищепками, пробками. Например, ребенок может прикреплять прищепку к картинке по ее цвету. Для этого необходимо подобрать картинки и прищепки таких же цветов. Можно прикрепить прищепки на одежду себе или человеку рядом. А зачем с закрытыми глазами по памяти снять все прищепки. Также можно развешать прищепки на веревочке в определенной последовательности и чередовать их.
5. Сортировка семян, выкладывание рисунков из зерен и семян. В большую чашу высыпите разные зерна (крупы) и с ребенком вместе рассортируйте зерна с помощью пинцета. Необходимо захватить пинцетом зерно и перенести каждое в определенное место, не уронив их.
5. Наматывание ниток. Для игры следует подготовить моток ниток и маленькие мягкие игрушки. Задача ребенка заключается в наматывании ниток на мягкие игрушки. Затем он должен размотать их и замотать нитки в моток снова.
6. Обведи (выложи по контуру). Для игры нужны карточки с контурным изображением различных предметов, а также различный природный материал: камешки, ракушки, крупы, нитки. Задача ребенка выложить контур рисунка предложенным материалом.
7. Лабиринты. В лабиринте необходимо пройти определенный путь, проследить его глазами, пальчиком, провести карандашом.
Игры с прищепками
Материал: прищепки, веревка, геометрические фигуры, различные изображения.
Ход работы:
1 вариант: дети прикрепляют прищепки на одежду друг к другу, затем с завязанными глазами снимают прищепки друг с друга.
2 вариант: ребенок прикрепляет прищепки к предметным изображениям.
3 вариант: ребенок развешивает геометрические фигуры на веревочке, прикрепляя их прищепками (выбирает фигуры определенного цвета, чередует фигуры в разной последовательности и т.д.).
Выложи верно
Материал: контурные изображения различных предметов, пластилин, плоские бусины, горошины
Ход работы:
1 вариант: дети выкладывают жгутиками из пластилина предметы по контурным линиям.
2 вариант: дети накладывают на контурные линии плоские бусины.
Палочки-моталочки
1 вариант: дорожки, препятствие в конце дорожки, веревочка один конец которой привязан к палочке, а другой к машинке.
2 вариант: веревочка один, конец которой привязан к палочке, а другой к предмету.
Ход работы:
- 1 вариант: Ребенок наматывает веревочку на палочку (работает пальцами), машинка отъезжает, объезжает препятствие и возвращается. Ребенок следит за машинкой глазами.
- 2 вариант: Ребенок наматывает веревочку на палочку (работает кисть), предмет поднимается вверх. Ребенок следит глазами за предметом.
Пройди по дорожке
Материал:
1 вариант: бланки с дорожками (дорожки имеют различную фактуру), шарик.
2 вариант: дорожка из ленточек на ковролине, каталочка.
3 вариант: дорожка из проволоки, шарик с дырочкой.
4 вариант: бланк с дорожками, металлический шарик, магнит.
5 вариант: дорожка на полу, шарик.
Ход работы:
- 1 вариант: ребенок прокатывает шарик по дорожкам (или проводит пальцем по дорожкам), прослеживает движение глазами.
- 2 вариант: ребенок прокатывает каталочку по дорожке, движение прослеживает глазами.
- 3 вариант: 1. шарик надет на дорожку из проволоки; ребенок прокатывает шарик по дорожке, движение прослеживает глазами.
- держит дорожку с шариком вертикально; шарик скатывается по дорожке, ребенок прослеживает движение шарика глазами.
4 вариант: ребенок перемещает шарик с помощью магнита по дорожке; прослеживает движение глазами.
5 вариант: ребенок прокатывает шарик рукой (ногой) по напольной дорожке.
Заполни трафарет
Материал: трафарет, крупа.
Ход работы: дети заполняют трафарет крупой, снимают аккуратно трафарет, называют полученное изображение.
Ловец мыльных пузырей
Материал: мыльные пузыри, стаканчики.
Ход работы: Ребенок пускает мыльные пузыри, другие дети ловят их стаканчиками.
Игры с прищепками
Материал: прищепки, веревка, геометрические фигуры, различные изображения.
Ход работы:
1 вариант: дети прикрепляют прищепки на одежду друг к другу, затем с завязанными глазами снимают прищепки друг с друга.
2 вариант: ребенок прикрепляет прищепки к предметным изображениям.
3 вариант: ребенок развешивает геометрические фигуры на веревочке, прикрепляя их прищепками (выбирает фигуры определенного цвета, чередует фигуры в разной последовательности и т.д.).
Надень бусы на леску
Материал: бусины различного размера, формы, цвета; леска, шнурок.
Ход работы: Ребенок нанизывает бусины одного цвета, размера и т.д. на шнурок (леску).
Занимательные пробки
Материал: поле с прикрепленными горлышками от соков, пробки.
Ход работы:
1 вариант: прикрутить пробки так же, как показано на образце (пробки отличаются по цвету, оттенку и т.д.).
2 вариант: открутить пробки, найти «клад».
3 вариант: прикрутить пробки с буквами так, чтобы получилось слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развёрнутое тематическое планирование по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения второго года обучения в 2012 -13 учебном году.
В предлагаемом развернутом тематическом планировании, разработанном по программе "Коррекционная работа в детском саду" под редакцией Л.И. Плаксиной для средней группы детей с нарушением зрения, ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/06/picture-309358-1381086610.jpg)
Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения с использованием ИКТ (информационные компьютерные технологии).
Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения с использованием ИКТ (информационные компьютерные технологии)....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/10/picture-289085-1484035266.jpg)
Особенности развития мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения
Примерно 90% всей информации ребенок получает через зрение. Но это не означает, что при слепоте или глубоких нарушениях зрения ребенок теряет такое же количество впечатлений: другие анализаторы ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/19/picture-283902-1384848192.jpg)
« Развитие эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями зрения
Дети с нарушением развития зрения отличаются недостаточным уровнем развития эмоциональной сферы, что проявляется в повышенной эмоциональной ранимости, обидчивости, конфликтности, напряженности, неспос...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/10/picture-417053-1394432544.jpg)
Программа "Игра как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения"
В программе представлены взгляды ученых - педагогов в вопросе развития ориентировки в пространстве, структура реализации программы, практический материал....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/04/picture-250264-1386173613.jpg)
Развитие цветовосприятия у младших дошкольников с нарушением зрения
Цвет-это яркая сторона детства! Цветоощущение играет важную роль в жизни ребёнка....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/28/picture-383934-1701162720.jpg)
ПРОЕКТ в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников с нарушением зрения в процессе экспериментирования в ДОУ и дома»
Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.Задачи проекта:Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство ...