Мастер-класс " Как развивать навык звукового анализа у детей"
консультация по логопедии
Данный мастер-класс активизирует у педагогов имеющиеся знания по вопросам развития фонематического слуха; знакомит педагогов с приемами развития навыка звуквого анализа у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_s_pedagogami_razvitie_navyka_zvukvogo_analiza.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района Чувашской республики
МАСТЕР-КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
НА ТЕМУ:
«Развиваем навык звукового анализа у детей»
Подготовила: учитель-логопед первой квалификационной категории Низамова Зиля Семигулловна |
с. Комсомольское, 2019г.
Цель мастер-класса:
- продемонстрировать педагогам приемы развития навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста;
- активизировать у педагогов имеющиеся знания по вопросам развития навыка звукового анализа
Ожидаемые результаты: каждый педагог расширит свои знания по данной теме, произойдет обмен имеющимся опытом.
Добрый день уважаемые коллеги. Свой мастер-класс я хотела бы посвятить вопросу развития навыка звукового анализа у детей подготовительной к школе группы. Что же такое звуковой анализ? Анализ –это разделение целого на части. А звуковой анализ – это деление слова на звуки. Следовательно, навык звукового анализа предполагает умение ребенка слышать звуки в словах, их количество и последовательность. То есть взрослый произносит слово – ребенок слышит каждый звук в слове, определяет сколько всего звуков в слове, какой звук первый, второй и т.д. Перед педагогами детского сада не стоит задача научить ребенка читать и писать. Но задача педагогов развить фонематический слух ребенка и навык звукового анализа в полной мере. Фонематический слух навык звукового анализа ребенка должен быть развит настолько, чтобы дальнейшее его обучение в школе, а именно овладение им чтением, письмом и грамотой проходило успешно. Именно хорошо развитый навык звукового анализа является своего рода мостиком, связывающим дошкольное образование с начальным школьным образованием.
Надо отметить, что навык звукового анализа не развивается сам по себе. Следовательно, педагогам детского сада необходимо вести целенаправленную работу по развитию данного навыка.
Навык звукового анализа предполагает умение ребенка дифференцировать звуки на согласные и гласные, а согласные на твердые – мягкие, звонкие – глухие. При обучении делению слов на гласные и согласные недостаточно сказать, что гласные поются, а согласные – нет (Например, ребенок произносит звук М и говорит, что оно тянется и поется). Вернее будет сказать, что при произнесении гласных голос выходит свободно, а при произнесении согласных – голос встречает препятствия в виде языка и зубов, губ (Например, при произнесении звука С встречается препятствие в виде зубов и языка, при произнесении Л – препятствие в виде языка, при произнесении М – в виде губ и т.д.).Можно использовать вот такие карточки-подсказки (показываются карточки) Обозначают гласные звуки красным цветом, согласные – синим. Дети должны запомнить 6 гласных звуков (А, О, У, Ы, И, Э).Предлагается игры «Подними кружок синего цвета, если слово начинается на согласный звук, красного цвета – на гласный».Также можно использовать игры (игры демонстрируются на слайде) На данном этапе делается акцент на том, что согласные всегда дружат с гласными. Показываются буквы и дружба букв (читаются слоги). Когда показываются буквы, обязательно говорим следующим образом: « Ребята звук (например Ш) сфотографировался и получился портрет звука Ш. Теперь это буква СШ».
Далее переходим к обучении делению согласных на твердые и мягкие. Объясняем ребенку, что согласные могут быть твердым и мягкими. Твердые как лед - обозначаются синим цветом, мягкие как пушистая травка – зеленым цветом. Предлагаются задания: «Я произношу звуки, ты определяешь, какой он и поднимаешь нужный цвет». Игра «Преврати твердый слог в мягкий». Важно проводить работу со словами, научить ребенка слышать звук в слове. (Например, в слове дом, звук Д – твердый или мягкий, а в слове девочка – какой? и т. д.) Можно предложить вот такие игры (демонстрируются на слайдах). Необходимо дать ребенку понятие о том, что некоторые согласные бывают только мягкие и никогда не бывают твердыми и наоборот. Й, Ч, Щ (добрые) – всегда мягкие согласные, Ж, Ш, Ц (сердитые) – всегда твердые.
Как мы уже сказали, гласных звуков у нас 6. Но есть еще такие гласные буквы, как Я, Ё, Е, Ю. Мы знаем, что эти буквы иногда обозначают два звука. Данные буквы обозначают два звука когда стоят в начале слова (ЮЛА), после разделительного твердого знака (ПОДЪЕЗД) и после гласных букв (БЕЛАЯ) С детьми мы, разумеется, рассматриваем первый случай. Предлагаю вашему вниманию сказочку о букве Ю.
Сказка о букве Ю
« Жил – был на свете звук. Звали его Й. Вот его портрет. Он был согласным, потому что при его произнесении голос не выходил свободно, голосу мешала задняя часть языка. Звук Й был очень добрым и мягким звуком. Он никогда не бывал злым и твердым. Вышел однажды звук Й гулять. И вдруг видит вдалеке звук У. И поет звук У такую красивую песенку – просто заслушаешься. И захотелось звук Й подружится с гласным У и петь красивую песню вместе. Он подошел близко к гласной У. Она посмотрела на него и улыбнулась. Гласная У была рада, что кому-то нравится ее песенка. И они подружились: согласный звук Й и гласный звук У. Решили они сделать один портрет на двоих – так получилась буква Ю. С тех пор буква Ю иногда символизирует дружбу двух звуков: мягкого согласного Й и гласной У.»
Дети научились различать гласные и согласные звуки, научились слышать твердость-мягкость звуков – переходим к составлению графических схем слов. Предлагаются задания (игры демонстрируются на слайдах).
Уважаемые коллеги! Вы прослушали сказочку про букву Ю. Предлагаю Вам составить сказку о букве Я ( Педагогам раздаются сюжетные картинки. Они по-цепочке составляют рассказ о букве Я).
Сказка получились интересной. Спасибо большое.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам придумать варианты игр, используя следующий наглядный материал ( материал предлагается на слайде). Спасибо огромное! Предложенные Вами варианты я буду с удовольствием использовать в своей работе. На этом я хочу завершить свой мастер-класс. Надеюсь, он был для Вас полезным. Возможно, некоторые игры Вы будете использовать в своей практике. Развивайте в детях навык звукового анализа, учите их внимательно вслушиваться в каждый звук в слове. И пусть Ваши воспитанники растут любознательными и грамотными! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Копилка игр и упражнений для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В помощь родителям
Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения, которые родители могут выполнить со своим ребенком дома.Цель данных ниже игр – поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фон...
мастер класс для родителей. Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста
У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому коррекционная работа по перемещению вниман...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ СИМВОЛОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ С ОНР»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ...
Дидактические и игровые упражнения для совершенствования навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи.
Описание дидактических и игровых упражнений, способствующих развитию фонематического слуха, определению позиции и количеству звуков в речи, обогащению словарного запаса слов. Дидактические игры предст...
презентация: Мастер-класс для родителей по формированию навыка звукового анализа у детей старшего возраста "В мире звуков".
Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что мы произносим,- это звуки. Очень важно, чтобы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи. Для детей с нарушен...
Мастер-класс для родителей воспитанников в старшей логопедической группе «Игры на формирование фонематического слуха и навыков звукового анализа у детей 5-6 лет»
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь. Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной язы...
Анализ работы по теме самообразования: "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей с речевыми нарушениями через игровые технологии" 2023-2024 учебный год
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений – одно из условий успешного овладения нормами устной и письменной речи. Упражнения на автоматизацию и дифференциацию различных звуков исп...