Консультация для родителей Что такое сенсорика и почему необходимо ее развивать?
консультация (младшая группа)

Миленко Оксана Николаевна

Занятия по сенсорике, направлены на формирование полноценного восприятия окружающей

действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является

чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в

значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько

совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Что такое сенсорика и почему необходимо ее развивать?

Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она

закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не

существует для сознания.

Б. Прейер

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное

развитие.

Сенсорное развитие - предполагает формирование у ребёнка процессов восприятия и

представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у

детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине ,

о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положение в пространстве.

Занятия по сенсорике, направлены на формирование полноценного восприятия окружающей

действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является

чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в

значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько

совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с

внешним миром;

- совершенствует двигательные функции (развитие общей, ручной моторики,

формирование графомоторных навыков);

- тактильно- двигательное восприятие,

- развитие слухового восприятия,

- развитие зрительного восприятия,

- восприятие формы, величины, цвета,

- восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес),

- восприятие пространства и времени;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной

деятельности;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок - это и любимые

игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины,

скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без

руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь

сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной

культурой человечества.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.

В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы

эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми

разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами: круг, овал,

квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные и

речевые умения - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного,

осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи

слова-названия величин и форм.

Игры, которые способствуют усвоению

сенсорных эталонов, развивают

наблюдательность, внимание, влияют на

развитие зрительной, слуховой, образной

памяти.

 «Собери матрёшку» Сначала возьмите 2 матрёшки и соберите их с ребёнком, обращая внимание малыша на размер игрушки, затем добавьте ещё 2 фигурки. Можно помогать ребёнку советом: «Возьми самую маленькую» и т.д. Если ребёнок справляется с заданием, добавьте

ещё одну матрёшку.

 «Подбери цвет» Приготовьте по 5 кругов (листиков, грибков, рыбок и т.д.) двух

цветов. Положите по одному предмету каждого цвета перед ребёнком и предложите

разложить остальные на 2 группы по цвету. Сделайте первый выбор сами, затем

 действует ребёнок. После того, когда задание выполнено можно, предложить

раскладывать предметы на 3-4 группы.

 «Прятки» Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, овалов,

треугольников, прямоугольников. Попросите ребёнка «спрятать» маленькие фигуры

за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой ,

тогда маленькую фигуру не будет видно). Параллельно с понятиями «большой»-

«маленький» можно отрабатывать понятие «такой же»: когда ребёнок пытается

накрыть одну большую фигуру другой, обратите его внимание на то, что они

одинаковые, такие же.

 «Подбери образцы» Приготовьте два мешочка, и в каждый положите образцы ткани

различной фактуры. Предложите ребёнку, не глядя, достать образец из одного

мешочка и затем искать такой же на ощупь в другом мешочке. Сначала образцов

должно быть 2-3, если же малыш справляется с заданием, количество можно

увеличить до 6-7. Обсудите с ребёнком, какие эти образцы на ощупь: гладкие,

пушистые, шершавые и т.д.

 «Найди такой же» Приготовьте 5 больших и 5 малых кругов. Смешайте круги,

покажите их ребенку со словами: «Эти круги разные». Покажите сначала большие,

затем маленькие круги по одному («Это круги большие, а это маленькие»).

Большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие – в другую.

Свои действия поясняйте. Приложите два маленьких круга друг к другу, подчеркните,

что они одинаковые. При сортировке третьей пары кругов спросите, куда нужно

класть большой, а куда – маленький круг. Ребенок раскладывает круги.

Как варианты можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и пр.

 «Спаси мышку»

Цель: продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с

последующей проверкой (приложение, наложение); учить ориентироваться на цвет, как на

значимый признак; упражнять в выделении заданного цвета из нескольких, закреплять

умение правильно называть красный, синий, желтый, зеленый цвета.

Оборудование: плоскостные домики-норки основных цветов из картона с изображением

мышки; картонные прямоугольники «двери» аналогичных цветов.

Ход игры: детям раздаются домики с изображением мышки. У педагога «двери» разных

цветов вперемешку. Педагог просит спрятать свою мышку от кошки и предлагает подобрать

«дверь» такого же цвета, чтобы ее спасти.

 «Сложи картинку»

Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей с опорой на цвет; учить

анализировать элементарную контурную схему; развивать пространственное мышление,

воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.

Оборудование: карточки с изображением игрушек, животных, предметов окружающего

мира; детали изображений этих предметов таких же цветов.

Ход игры: дети рассматривают картинку и, ориентируясь на цвет, составляют такое же

изображение из предложенных деталей.

 «Угадай предмет по контуру и найди на ощупь»

Цель: Учить соотносить зрительный образ предмета с тактильно-двигательным.

Оборудование: Точечные изображения предметов, муляжи, «чудесный мешочек».

Ход игры: Перед ребенком карточки с точечным изображением предметов. У педагога

«чудесный мешочек» с муляжами. Ребенок угадывает предмет по контуру, называет его, а

затем на ощупь находит данный предмет в мешочке, достает его и прикладывает к точечному

изображению.

 «Найди предмет на ощупь и подбери схему»

Цель: Развивать зрительное восприятие, мышление, учить узнавать на ощупь знакомые

предметы.

Оборудование: Карточки – схемы с изображением цвета и формы предметов – овощей или

фруктов, муляжи, «чудесный мешочек».

Ход игры: Перед ребенком карточка – схема с изображением цвета и формы предметов. У

педагога «чудесный мешочек». Ребенок на ощупь находит предмет, называет и достает его.

Затем к предмету находит соответствующую карточку – схему.

 «Найди картинку и собери»

Цель: Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики.

Оборудование: Емкость с крупой, разрезная картинка.

Ход игры: Перед ребенком емкость с крупой, в крупе спрятаны части разрезной картинки.

Ребенку предлагается найти разрезную картинку и собрать ее. При затруднении предлагается

образец картинки.

 «Слепи снеговика»

Цель: Развитие зрительного восприятия, мышления, мелкой моторики.

Оборудование: Детали снеговика на липучках.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку какое-либо задание. После правильно выполненного

задания ребенок получает одну или несколько деталей снеговика (большой круг, маленький

круг, морковка, ведро и т.д.). Ребенку предлагается «слепить» снеговика из предложенных

деталей.

 «Красивый узор»

Цель: Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.

Оборудование: Карточки с образцами узоров из геометрических фигур, чистые карточки для

детей, геометрические фигуры, тарелочки.

Ход игры: Перед ребенком карточка с образцом узора из геометрических фигур. Чистая

карточка и геометрические фигуры на тарелочках. Ребенок выбирает необходимые

геометрические фигуры и составляет узор на своей карточке по образцу.

 «Разноцветный кубик»

Цель: Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики.

Оборудование: Разноцветный кубик, картинки с изображением предметов красного, желтого,

зеленого и синего цвета.

Ход игры: Перед ребенком картинки и кубик, грани которого раскрашены в красный,

желтый, зеленый и синий цвета. Ребенок бросает кубик и находит (называет) картинку

такого цвета, который выпал на кубике.

Ценность этих игр и упражнений не только в том, что дети познают свойства: цвет, форму,

величину, но и в том, что, благодаря заложенному в играх элементу самоконтроля, они

позволяют организовать более или менее самостоятельную деятельность маленьких детей,

развивать умение играть рядом с другими, не мешая им.

Нормы сенсорного развития ребенка

Несмотря на индивидуальные особенности каждого ребенка, существуют возрастные нормы

сенсорного развития:

 6-12 месяцев. Ребенок знакомится с окружающим миром и обогащается

впечатлениями. Во время первого года жизни он учится следить за яркими,

движущимися предметами. Чтобы познакомиться поближе, малыш хватает ручками

то, что находится в зоне доступа. Пробует на вкус, рассматривает и оценивает на

ощупь.

 2-3 года. Малыши знают основные цвета, формы и размеры предметов, имеют

представление об их сочетании. Могут сложить пирамидку и сортер. Выполняют

задачи, требующие навыка группировки предметов, отличающихся друг от друга по

1-2 признакам.

 4-5 лет. В этом возрасте появляются сенсорные эталоны — устойчивые

представления о цветах, формах, размерах окружающих предметов. Ребенок знает и

различает не только базовую палитру, но и оттенки, полутона. Прослеживает

взаимосвязь между элементами одного ряда, без труда систематизирует большое

количество предметов.

 5-6 лет. Период развития описательной деятельности. Ребенок может

охарактеризовать предмет по 3-5 параметрам, нарисовать его, слепить из пластилина

прототип. Выполняет сложные глазомерные действия — может рассказать, насколько

близко или далеко расположена вещь. У него развито аналитическое восприятие:

умение выделять главный объект из подобных, собирать единую форму из множества

сегментов (конструирование), сочетать цвета под определенное условие.

Существует 4 системы чувственного восприятия.

1. Осязание (тактильное восприятие). Тренируется путем прикосновения руками и

другими частями тела к различным предметам/поверхностям.

Как развивать:

 давать ребенку разные по фактуре игрушки (ткань, металл, дерево, пластик);

 одевать в одежду из разных по текстуре и плотности тканей. Обращать внимание

ребенка на различия в тканях, просить оценить уровень комфорта и описать

ощущения от той или иной одежды;

 делать массаж, используя массажные приспособления (щетки, мячики в пупырышках,

массажеры, кремы, масла);

 рисовать пальцами или кисточкой по телу. Позволить ребенку измазать себя

специальными нетоксичными водорастворимыми красками, а потом смыть их в

ванной;

 развивать чувствительность стоп — ходьба по разным поверхностям без обуви,

сенсорные коврики (пришитые каштаны, галька, бусины).

2. Зрение. Тренируется в условиях хорошей освещенности, при дневном свете, на прогулках.

Способствуют тренировкам зрения светлый интерьер комнаты, гармоничное пространство и

периодическая смена обстановки.

Как развивать:

 много путешествовать, посещать новые места, показывать ребенку разнообразные

объекты инфраструктуры и природы: дом, озеро, лес, гора, завод, морская волна,

железная дорога и т. д.;

 окружать ребенка вещами натуральных оттенков, тренировать восприятие полутонов

(например, отличать бирюзовый от светло-голубого);

давать картинки для рассматривания — изображения природы, животных.

Показывать художественные произведения, фотографии. Количество деталей и

замысловатость сюжетов должны идти по нарастающей. Условно, двухлетке — арбуз,

пятилетке — Айвазовского;

 учить описывать свойства предметов в поле зрения, делать акцент на цветах, формах,

размерах;

 тренировать глазомер — как далеко находится тот или иной предмет.

Продемонстрировать расстояние можно шагами, а потом попросить ребенка

посчитать в уме примерное количество шагов до выбранного предмета.

3. Обоняние и вкус. Рацион малыша первых месяцев жизни не отличается разнообразием,

поэтому развитие вкусовых ощущений начинается с первым прикормом — примерно в 6

мес. Запахи же младенцы различают с первых минут жизни. Важно следить за чистотой

воздуха в комнате малыша.

Как развивать:

 побольше гулять с ребенком, особенно в теплое время года, когда воздух наполнен

запахами цветущих растений;

 пополнять «базу данных» запахов у ребенка — озвучивать их, чтобы потом он мог

сам идентифицировать разные ароматы. Например: запах дождя, грибов, мыла,

выпечки и пр.;

 вводить в рацион ребенка разнообразные продукты, знакомить с новыми вкусами;

 объяснять оттенки вкусов: сладкое, горькое, кислое, терпкое, вязкое,

жирное/нежирное;

 соотносить вкусы с определенными продуктами, формируя сенсорные эталоны:

малина сладкая, мандарин кислый, рыба соленая и т. д.;

 давать ребенку пищу разной плотности и фактуры, учить характеристикам продуктов:

булка сладкая, мягкая, пышная, ароматная.

4. Слух. Данный вид сенсорного восприятия начинает формироваться в утробе, поэтому

тренировки можно начинать еще в период беременности. Говорить с малышом в животике,

включать приятную музыку, избегать неприятных, громких звуков.

Как развивать:

 говорить с малышом разными голосами — менять тембр в зависимости от

настроения, ситуации;

 читать сказки, имитируя говор персонажей;

 включать разнообразную музыку, объяснять ее жанр, давать характеристики:

спокойная, энергичная, красивая, тяжелая, грустная; петь колыбельные;

 во время инцидентов (ребенок упал, заболел) успокаивать голосом;

 познакомить ребенка с музыкальными инструментами, купить ему интерактивные

звуковые игрушки;

 продемонстрировать, какие звуки могут издавать бытовые предметы: морковка об

терку, расческа о волосы, веник об пол и пр.;

 учить имитации звуков природы и голосов животных, птиц.

Примерный список приспособлений для сенсорного развития ребенка 2-3 лет:

 товары для рисования;

 музыкальные инструменты;

 тесто для лепки, мягкая глина, разноцветный песок;

 сортеры, книжки с вкладышами, пирамидки, матрешки;

 детские книги, журналы;

 сенсорные коврики (нашить на полотенце каштаны, бобы, грецкие орехи, пуговицы,

бусины, пайетки);

 кусочки тканей разных цветов и фактур;

 мозаики, конструкторы («липучки», магнитные);

 кубики, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера;

 предметы из разных материалов: дерево, глина, солома, фетр, сталь, стекло, пластик.

Вот несколько книг, которые будут вам полезны:

 «Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие для

педагогов и родителей» (Елена Янушко).

 «Монтессори у вас дома. Сенсорное развитие» (Наталья Боброва).

 «Игры-занятия с малышом от рождения до трех лет. Развитие восприятия цвета,

формы и величины» (Э. Г. Пилюгина).

 «Школа раннего развития. Лучшие задания для начала обучения» (И. Е. Светлова).

 «Песочная терапия в развитии дошкольников» (Ольга Сапожникова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Что такое сенсорика и почему необходимо развивать ее в раннем возрасте?

Консультация для родителей. Что такое сенсорика и почему необходимо развивать ее в раннем возрасте?...

Консультация для родителей "Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать"

Сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно  формируются  эталонные представления о цвете, форме, величине , о признаках и с...

Консультация для родителей: "Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?"

Консультация для родителей: "Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?"...

Консультация для родителей "Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20790781","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Консультация для родителей : " Что такое сенсорика и почему необходимо ее развивать?"

Сенсорное развитие ребёнка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружаю...

Консультация для родителей «Что такое сенсорика и почему необходимо ее развивать».

Консультация "Что такое сенсорика и почему необходимо ее развивать"....